ТВОРЧЕСТВО ЗОНЫ. Что выпускают в украинских тюрьмах

 В главном цехе предприятия Белоцерковской исправительной колонии №35, которое выпускает автомобильные прицепы, кипит работа. Догадаться, что у станков заключенные, можно разве что по номерам, нашитым на комбинезоны. «Буду хорошо работать  – выйду в 2016м, на два года раньше срока»,  – отвечает один из фрезеровщиков на вопрос, что ему дает работа здесь.

 В украинских тюрьмах производят мебель, стройматериалы, сельхозтехнику, шьют одежду. На фоне стагнирующей экономики результаты 114 предприятий при колониях выглядят необычно: за 2012-й они произвели товаров на 566 млн гривен  – на 4% больше, чем годом ранее. За этот же период объем промпроизводства в стране сократился на 1,8%. При этом количество привлеченных к труду арестантов за прошлый год не изменилось  – около 32 000 человек. Это пятая часть от общего числа заключенных.

 За последние годы тюремный контингент значительно помолодел: если когдато средний возраст узников был 35–40 лет, то сегодня он ближе к 25. «Раньше в колонию попадали люди с опытом работы, а теперь привозят молодежь, которая, кроме шприца, ничего в руках не держала»,  – сетует директор предприятия Белоцерковской колонии №35 Андрей Рачинский. По его мнению, бессмысленно заставлять их работать: сделают некачественный продукт, и заказчик будет разочарован.

Спрос на продукцию, производственные мощности колоний и труд заключенных из года в год растет. Не в последнюю очередь это заслуга сотрудников пенитенциарной системы, взявших на вооружение рыночные инструменты. Подход начали менять неот хорошей жизни. По словам начальника отдела маркетинга Государственной пенитенциарной службы Украины (ГПСУ) Марии Моревой, бюджетные деньги покрывают расходы колоний в среднем на 50%. Приходится искать бизнеспартнеров и рекламировать свои услуги.

 «В прошлом году представители наших предприятий приняли участие более чем в ста выставках,  – говорит Морева.  – Это почти вдвое больше, чем годом ранее». ГПСУ начала развивать сеть магазинов при колониях. В прошлом году открыли семь торговых точек, в этом должны заработать еще 18.

«У магазинов хорошая рентабельность. Наша продукция пользуется спросом на рынке, она конкурентоспособна»,  – уверяет Морева. После 15 минут интервью с этой женщиной у корреспондента Forbes возникает ощущение, что он на встрече с директором по маркетингу обычной розничной сети. Впечатление усиливается, когда Морева начинает рассказывать, как некоторые колонии рекламируют продукцию на билбордах.

 Последнее время предприниматели все чаще сами обращаются к тюремным боссам. «Выгода для заказчика в том, что ему не нужно покупать или арендовать цех,  – разъясняет замначальника управления сбыта по Полтавской области ГПСУ Павел Тронь.  – Он может все сделать на наших мощностях». Кто пользуется услугами колоний? Например, миллиардер Константин Жеваго: его завод «АвтоКрАЗ» размещает часть заказов на производство деталей на предприятиях колоний в Луганской области. Совладелица гипермаркетов «Эпицентр» Галина Герега заказывала в Белоцерковской колонии партию детских игровых площадок. «Наши площадки в среднем на 50% дешевле, чем у конкурентов»,  – уверяет Рачинский.

 Пока что «свободные» предприниматели не считают «колониальные» предприятия конкурентами. «Я не припомню случаев, чтобы колонии мешали нам,  – говорит начальник отдела детского оборудования фирмы «Интер Атлетика» Владимир Мельник.  – Наша компания ставила детские площадки в той же Белой Церкви».

 Ситуация может измениться. Использование труда заключенных предоставляет огромные возможности для ценовой конкуренции. Средний заработок осужденных  – 460 гривен в месяц. Предприниматель, размещающий заказы в колонии, выплатит рабочим минимальную зарплату: 1143 гривны. Разница вычитается на содержание и питание. Но это все равно в разы дешевле «свободного» труда. Средняя зарплата в перерабатывающей промышленности  – 3067 гривен.

 «Большие заказы мы часто размещаем в колонии: там их выполняют быстрее и дешевле»,  – подтверждает директор компании «Империя мрамора» Раиса Демская. Ее фирма отдает часть заказов в исправительные учреждения Черкасской области. Подписывая контракт с колонией, бизнесмен не беспокоится о мотивации персонала. «Главный мотив для заключенного  – не деньги, а возможность досрочного освобождения»,  – объясняет Рачинский.

 Потенциал тюремной экономики далеко не исчерпан. По словам Рачинского, в большинстве колоний задействовано неболее половины мощностей.  Формы сотрудничества бизнеса и пенитенциарной системы могут быть разные. Рачинский показывает цех, в котором установлена линия по производству топливных брикетов. «Местный предприниматель нашел покупателей в Европе и разместил у нас производство»,  – рассказывает он.

 Несколько отечественных мест лишения свободы вышли на международный уровень. «Российская компания  – производитель одежды «Глория Джинс» прекрасно сотрудничает с колониями Луганской области,  – сообщает Морева.  – Заключенные шьют по ее заказам детский трикотаж». «Что бы ни говорили производители одежды, но во многом они конкурируют ценой,  – отмечает гендиректор компании Maratex Дмитрий Ермоленко.  – Я не встречал в Украине никого, кому бы производство одежды обходилось дешевле, чем «Глории Джинс». Maratex импортирует в Украину одежду более дорогих брендов  – Esprit, OVS, но Ермоленко считает, что для организации собственного производства размещение заказов в колониях  – хорошая бизнесидея.

 Насколько дешевле шить в тюрьме, чем на воле? В компании «Глория Джинс», основанной россиянином Владимиром Мельниковым, трижды побывавшим в заключении, запрос Forbes оставили без ответа.

http://forbes.ua

Виталий Данильченко / Украинское фото

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий