«Ночной губернатор» Петербурга на скамье подсудимых

 Со второй попытки гособвинению удалось доказать причастность Владимира Барсукова-Кумарина к организации покушения на владельца «Петербургского нефтяного терминала» Сергея Васильева, случившегося в 2006 году. В середине мая 2016 года присяжные признали его виновным в инкриминируемом ему преступлении. 

А судья против!

Первый процесс Барсукова-Кумарина по обвинению в организации покушении на Васильева, начавшийся в Санкт-Петербургском городском суде в 2013 году, как и предсказывали в кулуарах, начался со скандала. Дело было расписано судье Игорю Маслобоеву. Уже с первых минут поступления дела в суд, как Феникс из пепла возник старый спор, где будут судить «ночного губернатора»: снова в Москве или все-таки в Питере?

Пикантности противостояния двух столиц добавлял суд присяжных. Именно такую форму правосудия выбрал подсудимый, чтобы доказать свою невиновность. Однако политику в этом деле никто со счетов сбрасывать не собирался. В свою очередь, адвокаты подсудимого Константин Кузьминых и Сергей Афанасьев с первых минут поступления дела, решительно вознамерились вернуть дело прокурору для исправления процессуальных нарушений. Но это ничего не дало, поскольку главные маневры происходили вне компетенции уважаемых адвокатов.

Наша справка

Судья Игорь Маслобоев известен тем, что приговорил к суровым срокам наказания Сергея Кирильчука и соучастников в убийстве сотрудника СКП — Дмитрия Марининова. Он же председательствовал на т.к.н. деле «приставов и банкиров», и вынес оправдательный приговор 6 подсудимым на основании вердикта присяжных. Их обвиняли в хищении денежных средств с расчетных счетов юридических лиц. В 2004 году судья Маслобоев стал первым судьей, который провел суд с участием присяжных в Санкт-Петербурге после 90-летнего перерыва.

Интрига началась уже на первом заседании предварительных слушаний. На них подсудимый Кумарин не попал. По версии следствия, он был так болен, что этапировать в суд его не взялись, опасаясь за его хрупкое здоровье. Такая забота следствия весьма удивила адвоката Афанасьева, который принародно заявил, что его подзащитному на данный момент ничего не мешает присутствовать в суде.

Судья Игорь Маслобоев в этой связи оказался не на стороне следствия и провозгласил, что начинает слушания только в той части, которая не касается Владимира Кумарина. Ведь закон четко определяет, что любое слушание должно начинаться с установления личности подсудимого, а это может происходить только при личном присутствии оного. Интрига становилась все более интересной. В кулуарах ходили упорные слухи, что ни следствие, ни Генпрокуратура не дадут этапировать Кумарина в Петербург.

Однако силовики не взяли в расчет принципиальность судьи Маслобоева. Известный в юридических кругах, как тонкий процессуалист, опытнейший судья был непреклонен — он вынес постановление об этапировании всех подсудимых к 30 мая 2013 года.

Наша справка

Нападение на автомобиль бизнесмена Сергея Васильева произошло 5 мая 2006 года. На пересечении Левашовского проспекта и Ординарной улицы преступники заблокировали две автомашины коммерсанта – «Шевроле-Тахо» и «Ролс-Ройс». В первой находилась охрана, за рублем второй сидел сам Васильев. Шквальным огнем из автоматов Калашникова злоумышленники расстреляли обе машины.

Коммерсанта спасла от смерти случайность — пуля попала в его мобильный телефон, по которому он в этот момент разговаривал. Основной удар пришелся на охранников. Один из них погиб на месте, трое были ранены. Один из них навсегда остался инвалидом. По слухам, Кумарин потребовал от Васильева некую сумму за свой вклад в развитие его бизнеса. Бизнесмен отказался и через некоторое время на него было совершено покушение. Сам Кумарин-Барсуков всегда категорично отрицал свою причастность к данному инциденту и своей вины не признавал.

Танцы вокруг инстанции

Жесткая позиция высказанная судьей Маслобоевым плодов не принесла. С подсудимыми с завидной регулярностью стали приключаться досадные недоразумения. К началу слушаний из Москвы доставили только Александра Корпушова и Вячеслава Дрокова. Владимир Барсуков и Александр Меркулов прибыть на суд не смогли. Их автозак неожиданно сломался за 800 метров от железнодорожной станции.

По этому поводу ФСИН прислал в суд длинную «простыню», в котором излагал причины трагической случайности. В итоге «чудом» починившийся автозак доставил «ночного губернатора» обратно в Матросскую тишину. В предварительных слушаниях ему пришлось участвовать дистанционно, в режиме видео-конференции.

Страсти накалялись до тех пор, пока гособвинение не вышло с ходатайством о переносе слушаний в Москву, не смотря на принципиальную позицию суда. Учитывая тот факт, что поддерживать обвинение в дальнейшем собиралась Генпрокуратура, посыл ходатайства был понятен. По мнению защитников Кумарина, Следственный комитет был готов лечь на рельсы, лишь бы не дать возможности акуле «бандитского Петербурга» снова оказаться на берегах Невы.

А чтобы срежиссированный спектакль, под названием «все дороги ведут в Мосгорсуд» все таки состоялся, адвокатам запретили рассказывать журналистам о происходящих в зале Санкт-Петербургского суда мизансценах. Постановление по итогам предварительных слушаний поражало своей свежестью и новизной. Присяжных отберут в Петербурге и будут возить их в Москву.

Санкт-Петербургскому городскому суду понадобилось полгода, чтобы провести 7 отборов присяжных и к ноябрю 2013 сформировать коллегию для слушания этого громкого дела. А утвердили 24 присяжных (12 основных и 12 запасных) в Мосгорсуде только к декабрю. Кроме того, дело приняла к рассмотрению судья Ирина Туманова. Хотя закон позволяет на стадиях предварительных слушаний и собственно судебного следствия участвовать разным судьям, ходили упорные слухи, что принципиального Игоря Тимофеевича «убрали» из процесса, именно из-за его непреклонной позиции. Якобы его перевод из первой инстанции в апелляционную непосредственно связан с «кумаринским» делом.

Наша справка

Судья Ирина Туманова рассматривала дело Валерия Бурыкина и банды «санитаров». Во время этого процесса ее сбила машина и она попала в больницу. Также Ирина Павловна рассматривала дело об убийстве антифашиста Тимура Качаравы и дело Сергея Егорова и Максима Пономарева — убийц инкассаторов, более известных как «бандиты с коляской».

В 2014 году процесс по делу Кумарина с помпой стартовал в Мосгорсуде. На первом заседании зал ломился от прессы. Слушания проходили раз в неделю. Раз в неделю коллегию присяжных, судью с помощником и секретарем, под присмотром госзащиты и судебных приставов, доставляли в столицу, где помещали в гостиницу, а затем привозили в зал заседаний. Каждая такая поездка коллегии по некоторым оценкам, обходилась государству в 800 тысяч рублей.

Лыко-мочало, начинаем все сначала

Но не смотря на жесткую позицию гособвинителя из Генеральной прокуратуры Ирины Шляевой и молодого, но опытного прокурора Надежды Мариинской из Петербурга, а также сурового проведения процесса Ириной Тумановой, присяжные не вняли доводам следствия.

Процесс, по всем параметрам обещавший стать обвинительным, дал сбой. Народные судьи проголосовали 8 к 4, признав таким образом невиновность «ночного губернатора» Северной столицы в покушении на бизнесмена Васильева в 2006 году. Это был удар ниже пояса для всей правоохранительной системы. Защита подсудимого ликовала, газеты и журналы пестрели обидными заголовками. Сам Кумарин в своем последнем слове язвительно назвал этот процесс – «спецправосудием». При этом непосредственные исполнители и соучастники того преступления уже были осуждены.

Наша справка

Показания о причастности Владимира Кумарина-Барсукова к покушению на бизнесмена Васильева дали братья Михалевы — Андрей и Олег, заключившие досудебное соглашение со следствием в 2012 году. Учитывая момент преюдиции, их показания о том, что Барсуков якобы дал указание на уничтожение не только Васильева, но и всех его охранников, легли в основу обвинения. Андрей Михалев получил 20 лет лишения свободы, а его брат — 18 лет и 6 месяцев. Приговоры выносились Санкт-Петербургским городским судом.

Признательные показания дал и водитель Алексей Игнатов, получивший по приговору суда 7 лет колонии строгого режима. В 2010 году 3 года условно за чистосердечное признание и сотрудничество со следствием получил соучастник — отставной офицер спецназа Александр Юрцев. Другие соучастники тоже отделались фактически легким испугом.

В 2011 году Московский районный суд Петербурга признал виновными в незаконном хранении и перемещении оружия, из которых был обстрелян кортеж Васильева, 3-х петербуржцев: Владимира Патапова, Игоря Чистюхина и Валерия Козина. Все они также чистосердечно раскаялись на суде и получили условные сроки.

Основной же процесс, был проигран. В своей неудаче прокуроры Шляева и Мариинская обвинили адвокатов подсудимого, судью Туманову и журналистов. В своем апелляционном представлении в Верховный суд гособвинители написали, что судья не приняла всех «предусмотренных мер к участникам процесса», адвокаты позволяли себе рассказывать прессе о ходе процесса, чем вводили в заблуждение присяжных, а СМИ дали Кумарину возможность высказаться о процессе. Нашел ли Верховный суд в этом деле какие-либо процессуальные нарушения кроме громких публикаций, которые были расценены как «давление на присяжных», история умалчивает. Тем не менее, ВС счел нужным отменить скандальный вердикт и назначить новое слушание в ином составе суда.

В январе 2015 года дело вновь поступило в Санкт-Петербургский городской суд. На сей раз рассматривать его назначили известную своими суровыми приговорами судью Галину Пономареву.

Наша справка

Судья Галина Пономарева известна тем, что отправила на пожизненное заключение лидера осколка банды депутата Юрия Шутова — Сергея Зарипова и осудила на серьезные сроки заключения лидера «банды санитаров» Валерия Бурыкина (в 2005 году три эпизода из преступной жизни банды были выделены в отдельное производство). Также Галина Пономарева вела предварительные слушания по делу об убийстве Галины Старовойтовой.

Присяжные вновь были отобраны с нескольких попыток и выездные заседания суда в Москве продолжились. К марту 2016 года истории о покушении на бизнесмена Васильева исполнилось 10 лет. В мае 2016 года новая коллегия присяжных заседателей из Петербурга признала Владимира Барсукова-Кумарина виновным и недостойным снисхождения проголосовав 9:3 в пользу обвинения, хотя в кулуарах суда на такой вердикт никто и не надеялся. Уж больно скандальным и сложным было это дело.

Что на сей раз убедило народных судей — тайна совещательной комнаты. Вынесение приговора бывшему ночному губернатору Петербурга состоится в июле. А тем временем из темноты прошлого на судебную сцену вышли показания бывшего депутата Глущенко, который недвусмысленно обвинил Барсукова-Кумарина в заказе убийства Галины Старовойтовой. Состоится ли процесс и по этому обвинению, мы узнаем в ближайшее время.

http://crimerussia.com

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.