Свое 40-летие творческой деятельности в мае 2002 года эстрадно-оперный мэтр Муслим Магомаев встретил в Запорожье, где вместе с женой Тамарой Синявской рассказал о некоторых небезынтересных деталях своей богатой событиями личной и творческой жизни. Вот как это было
— Муслим Магометович, юбилеи — дело хлопотное, и, должно быть, вы уже сегодня всерьез заняты проблемой, как бы поярче провести свой праздник в Москве?
Магомаев: — Отмечать придется. Причем и в Москве, и в Баку: есть спонсоры, которые хотят организовать эти мероприятия. Я бакинцам говорю, если хотите сделать мне подарок, пожалуйста. Только скажите, когда надо приехать. Каждую свою «пятилетку» я отмечаю за столом, приглашаю любимых артистов, зачастую драматических, певцов, певиц. Кто хочет спеть — поет, кто не желает — сиди, веселись, отдыхай.
— Как вы относитесь к современному шоу-бизнесу?
Магомаев: — Шоу-бизнес был и раньше. Просто он по-другому назывался. Раньше шоумен работал на карман государства, а сегодня — на карман тех, кто в нем участвует.
Синявская: — Для меня шоу-бизнес — просто красивое название. Мы с Муслимом относимся к тем певцам, которые сначала поют, а потом думают о том, что за это должны платить деньги. Проработав столько лет в Большом театре, я никогда не задумывалась — шоу это или не шоу. Это просто искусство, которому посвящены наши жизни.
— Тамара Ильинична, ваш уход из Большого театра прошел как-то незаметно. Даже тихо…
Синявская: — Стоп! Стоп! Откуда у вас такая информация?
Магомаев: — Наверное, роетесь в Интернете?
Синявская: — Впервые об этом слышу. Недавно я пела «Царскую невесту». Так что из театра пока не ушла.
Магомаев: — Я говорю ей: «Уходи!».
Синявская: — Несколько раз я подавала заявление. Из моего поколения никого уже в театре не осталось, чувствую себя каким-то монстром. Поэтому действительно хочу уйти, но с достоинством и без шума.
— Ваши совместные концерты — это правило или исключение?
Синявская: — Были исключения, теперь — почти правило. Нам так удобнее. Муслим прекрасно аккомпанирует, и время для репетиций сокращается, поскольку все это мы можем делать дома.
— Есть сегодня молодые исполнители, которым вы оказываете помощь?
Магомаев: — Нас часто спрашивают о Коле Баскове… Когда ему было 19 лет, отец привел его к нам, просил прослушать. Согласился без особого желания. Ладно, думаю, послушаем очередного. А когда Коля запел, у нас перепонки полопались. Ну, — говорю, — доброго пути!
Синявская: — У Коли хорошие данные по всем параметрам. Мы с Муслимом были в театре на спектакле «Евгений Онегин». Коля был ничуть не хуже остального состава, а в некоторых случаях даже и лучше. Он пел Ленского. Я слушала Ленского, начиная с Сергея Яковлевича Лемешева, с которым спела в его последнем спектакле.
— Вы когда-нибудь ощущали, что слава вам в чем-то мешает?
Магомаев: — Глупости это все! Слава мешает дуракам. Но не мешает тем, кто всегда остается самим собой. Это те же Лев Лещенко, Иосиф Кобзон. Какие они были в молодости, такими и остались.
— Они ваши друзья?
Магомаев: — В наше время каждый занят своим делом, так что друзьями заниматься некогда. Но если придется кого-то пригласить в узкую компанию, я приглашу этих людей.
— Вы пристрастны к крепким напиткам?
Магомаев: — Тома вообще не употребляет спиртное…
Синявская: —… а он — и за того парня!
— А что за случай был у вас за границей с драгоценностями?
Магомаев: — Шахиня Ирана приехала в Баку. Ей понравилось, как я пою. Она решила показать меня шаху и рассказала ему, что есть такой певец. Я получил приглашение на коронацию шаха. Наш родной Госконцерт артистам платил копейки, а сам грабастал колоссальные суммы. Вот они мне перед поездкой и говорят, что если во дворце шаха заплатят деньги, должен себе взять столько-то, а остальное отдать им. Я говорю: «Вы что, с ума сошли?» Они мне: «Вам предложат, вы обязаны взять».
Ну, ладно, поехал. Мне дали увесистый пакет с деньгами. Я его возвращаю обратно, говоря, что восточные люди в гостях денег не берут. Тогда иранский шах осыпал меня драгоценностями! Подарил целую шкатулку с золотом и огромный ковер. На таможне остановили и говорят, что ковер вывозить нельзя. А там, естественно, стоял представитель шаха. Я им: «Хорошо, забирайте. Сейчас я скажу представителю шаха, чтобы отправили ковер назад». Тут пришел какой-то главный, о чем-то там советовались, потом сказали: «Ладно, вези домой».
Ну а когда шах второй раз пригласил, меня не пустили из-за концерта, где я должен был выступать. Решили, что Брежнев может спросить, где Магомаев. Он меня действительно очень любил и всегда спрашивал: «Магомаев будет?»
— В дальнее зарубежье часто выбираетесь?
Магомаев: — С удовольствием езжу только в Париж, Германию, Италию. Но самый комфортный отдых в России и Азербайджане.
Синявская: — Раньше мы выезжали на Запад, чтобы поменять там свой гардероб. В то же время побывали во многих музеях мира. Теперь, бывая в этих странах, я сразу вспоминаю: в этом соборе уже была и в этом музее тоже была.
— Тамара Ильинична, как вы относитесь к поклонницам мужа?
Синявская: — Я ведь артистка, и Муслима воспринимаю не только как мужа, но и как артиста. Ему и теперь раз в неделю поклонницы приносят цветы. Бывают и звонки, и письма. Я не понимаю тех жен, которые от этого страдают. Значит, они не очень доверяют своим мужьям. Аплодисменты, цветы, поклонники — это подпитка. Самое главное, как он себя ведет. В этом отношении Муслим не изменился: он тогда бегал от них и сейчас бегает. Он человек, не при нем будь сказано, скромный. Мы понимаем друг друга с полуслова, но трения бывают.
— Кто первый идет на уступки?
Синявская: — По-разному бывает, но он мудрее меня.
Магомаев: — Я просто ухожу в другую комнату, а она бежит за мной и высказывает то, что не договорила.
— Случается, известные композиторы и артисты становятся министрами. Как вы к этому относитесь?
Магомаев: — Удивляюсь, откуда у этих людей административная жилка. Я давно мог бы стать директором театра, министром культуры. Но я не могу долго сидеть на одном месте. А потом у меня даже близко нет таланта организатора. Поэтому я занимаюсь музыкой, пока у меня еще есть силы, а у людей — желание меня слушать.
Синявская: — Много лет назад, когда мы поженились, я приезжала сюда просто как жена Муслима Магомаева. Потом прочитала в местных газетах: приехал Муслим Магомаев с дружиной. Я спрашиваю Муслима: «А где твоя дружина?» Оказывается, по-украински «дружина» — это жена…
Николай ЗУБАШЕНКО, журналист
Валерий ПОЛЮШКО, «ВЕДОМОСТИ» (из Запорожья)