БИЗНЕС ПРОТИВ ВОЙНЫ НА УКРАИНЕ протестует робко

На сайте группы компаний Virgin опубликовано письмо ее основателя Ричарда Брэнсона и 15 представителей бизнес-сообщества. Оно призывает власти России и Украины приложить все силы для политического решения конфликта на Украине и не допустить возвращения в эпоху холодной войны. Среди подписантов, кроме Брэнсона, глава Unilever Пол Полман, основатель eBay Джефф Сколл, нобелевский лауреат Мохаммед Юнус, российские и украинские бизнесмены — гендиректор группы “Связной” Денис Людковский, ресторатор Аркадий Новиков, основатель “Рольф-групп” Сергей Петров, гендиректор WhatsApp Ян Кум, сооснователь PayPal Макс Левчин, гендиректор Concord Capital Игорь Мазепа. Письмо открыто для подписания другими бизнесменами.

Вопрос об отношении крупного бизнеса к украинскому конфликту и возможности влиять на действия политиков висит в воздухе уже полгода. Действие или бездействие в этом вопросе хорошо иллюстрирует природу бизнеса в России. Инициированное Брэнсоном письмо — первое публичное выступление группы бизнесменов с начала украинского кризиса.

В списке подписантов очень заметно отсутствие олигархов как первой, так и второй волны. Скажем, имеющих бизнес на Украине Олега Дерипаски и Михаила Фридмана или имеющих доступ к президенту Путину Геннадия Тимченко и братьев Ротенбергов. Мы не знаем, пытаются ли российские олигархи оказать на российскую политику миролюбивое влияние: публично отношение к конфликту они высказывают не часто. Впрочем, Тимченко в интервью ИТАР-ТАСС говорил: “Личными неудобствами и возникшими издержками в бизнесе можно и нужно пренебречь, когда речь заходит об интересах государства”.

Российский бизнес молчит ровно год: в прошлом августе 37 интернет-предпринимателей подписали письмо в поддержку Алексея Навального, тогда кандидата в мэры Москвы. До этого бизнес молчал со времен ареста Михаила Ходорковского. Крупный бизнес в России конкурирует за административный ресурс и в публичных заявлениях осторожен.

За день до публикации письма Брэнсона об Украине высказался глава “Роснано” Анатолий Чубайс. Он санкций не боится и может прожить на гречке, но признал, что “такой политический процесс создает серьезные риски для бизнеса”. И пообещал в октябре призвать к выступлению за деэскалацию участников Российско-европейского круглого стола промышленников. Но до октября надо еще дожить.

Стратегия общественных кампаний, которую использует Брэнсон, предполагает возможность задействовать демократические механизмы и влиять на общественное мнение. В свою очередь оно через свободные СМИ влияет на политиков. Европейские бизнес-ассоциации эффективно тормозили введение новых санкций против России, поскольку они угрожали бизнесу. До тех пор пока не был сбит малазийский Boeing. Но в России демократические механизмы влияния не работают, а конкуренция крупного бизнеса за административный ресурс позволяет власти считать любого предпринимателя просителем подачек, которого легко можно заменить.

Николай ЭППЛЕ, Андрей СИНИЦЫН, Ведомости,

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий