Артем Тарасов: «Большие капиталы у нас обременительны и бессмысленны». Интервью первого легального советского миллионера

Впервые после распада СССР в 1990 году украинско-российские отношения оказались в глубоком кризисе. В политике и экономике двух стран происходят масштабные преобразования, сопоставимые по своей значимости с периодом окончания советской эпохи. Рвутся старые связи, меняются принципы взаимодействия между государствами – это негативно отражается на деловой активности. 

Но в сложившихся сейчас условиях Украина и Россия имеют возможность окончательно завершить процессы, начатые 24 года назад, когда с карты мира исчез Советский Союз, и сформировать полноценные национальные экономики, конкурентоспособные на международном рынке. Была ли у стран возможность избежать нынешнего агрессивного противостояния, которое привело к изменению территориальных границ и теперь сулит мучительный поиск путей выхода из кризиса?

Об этом Forbes поговорил с легендарным бизнесменом Артемом Тарасовым, который был одним из инициаторов кооперативного движения в СССР. На заре перестройки он прославился уплатой партийных взносов в 90 000 рублей с официальной зарплаты, которая была задекларирована, чтобы легализовать наличные средства для развития бизнеса. Подробности этой истории Тарасов обнародовал в эфире телепрограммы «Взгляд» Влада Листьева. Но откровенность не помогла ему избавиться от пристального внимания контролирующих органов: руководитель ЦК КПСС Михаил Горбачев тогда считал, что зарплата советского гражданина не должна быть выше 10 000 рублей.

Спустя годы, после ухода Горбачева, этот инцидент был исчерпан. Ушел в историю и Советский Союз. А в собственности у Тарасова до сих пор находятся ценные бумаги СССР, признанные долгом России перед гражданами. Международная экспертиза оценила их в сумму, превышающую $205 млрд. «Напишите, если хотите, что я самый богатый человек на планете, и это будет правдой», – говорит Тарасов.

Но у предпринимателя нет возможности распоряжаться таким значительным собственным капиталом по своему усмотрению – российские власти не спешат погашать долги по ОВГЗ. Стремясь урегулировать этот вопрос, Тарасов предложил передать облигации государству безвозмездно, рассчитывая на финансовую поддержку венчурных проектов, среди авторов которых есть ученые и из Украины. Однако его инициативу проигнорировали.

Основываясь на личном опыте, Тарасов объяснил причины, которые препятствуют инновационному развитию постсоветской экономики и мешают ему внедрять венчурные проекты. Предприниматель также рассказал, что способствовало кризису в украинско-российских отношениях и почему он не одобряет гражданские революции.

 Мнение большинства не всегда является правильным

– Вы стояли у истоков тех событий, когда республики СССР утратили былую взаимосвязь и перешли на рыночные принципы. Теперь, спустя годы, можете проанализировать, насколько удачно прошли те реформы?

 – Я совсем немного «постоял у истоков», но потом на восемь лет эмигрировал в Англию. Реформы, которые приносят неудачу, нужно называть своим именем: антиреформы. Они и были реализованы в мое отсутствие. К реформам так и не приступили. Сначала нужно было перетащить страну из советского уклада жизни в капиталистический. У нас же внедрили рыночную экономику не на построенном фундаменте, а поверх совдеповского болота. Что теперь удивляться перекосам и провалам! Логично подумать: не стоит ли вернуться к начальной точке, к Железному занавесу, к политике конфронтации с Западом, даже к небольшой «холодной войне», чтобы потом начать реальные реформы? Мы, по-моему, туда и движемся…

– Вы считаете, что конфронтация с Западом, которую сейчас ведет Россия, может в результате привести к реальным рыночным реформам в российской экономике? Какие для этого предпосылки?

 – Долго конфронтация продлиться не сможет. Информационное пространство, в котором мы  живем, этого не позволит, так как не подвластно цензуре. Поэтому есть надежда, что когда все закончится, у России вновь появится шанс провести реальные реформы: уничтожить идиотские законы, которые принимают в последнее время, и на новом витке спирали попасть в ряд цивилизованных демократических государств.

– Очевидно, что в ходе трансформации отношений России и Украины также принимались ошибочные решения, если страны сейчас оказались в глубоком кризисе. Что помогло бы избежать таких сложностей?

 – Есть высказывание, кажется, Макиавелли: в стране, в которой законная власть была единожды свергнута народом, всегда останется угроза нового переворота. Чтобы сохранить стабильность Украины, надо было думать и действовать еще до президентских выборов Виктора Ющенко в 2004 году.

– Вы не одобряете гражданские волнения и революции? Почему?

 – Потому что мнение большинства далеко не всегда является правильным и всегда недостаточно компетентным. А улица диктует мнение большинства.

 Дружить всегда лучше с богатым соседом

– Каких людей вы считаете знаковыми для развития Украины на данном этапе?

– Конечно, это – Петр Порошенко. Когда-то, еще в 1990-е годы, я прочитал статью украинского экономиста. Там было написано: надо не бороться с олигархами, а отдать им власть. Смогли стать успешными – значит, сделают успешной Украину. Поживем – увидим. В одном автор был прав: воровать олигархи будут гораздо меньше, чем чиновники, попавшие во власть, которые другого делать ничего не умеют.

– Экономики России и Украины исторически завязаны на сырьевом производстве. Руководство обеих стран уже много лет рассуждает о необходимости структурных преобразований и инновационного развития. Как вы оцениваете такие перспективы?

– Перспективы такого развития катастрофически угасают с каждым днем. Интеллект утекает туда, где он востребован. Никакие нефть, газ и металлы не компенсируют сотой доли от убытков, нанесенных России и Украине тем, что сотни тысяч изобретателей и ученых покинули наши страны, увезя свою интеллектуальную собственность. Здесь прямая вина обоих правительств перед народом. Ведь нанесенные убытки невосполнимы. Это преступление по растрате национального достояния обеих стран.

– Опыт какой страны может быть полезным для Украины и России, чтобы повысить привлекательность венчурных инвестиций и сохранить научный потенциал?

– Есть такой опыт, который полностью подходит к нашей действительности. Это опыт Израиля, занимающего третье место в мире по освоению инноваций. Тысячу раз пытался достучаться к тем, кто продолжает убивать отечественную интеллектуальную элиту. Увы, перспективы его использовать нет. В этом опыте отсутствуют такие статьи расходов, как «откат» и «распил» средств. Без этих пунктов в России бюджеты не формируются.

– Могут ли экономики России и Украины стать полностью независимыми? Есть ли смысл к этому стремиться?

– В условиях современного мира нет ни одной успешной экономики, полностью независимой от других стран. Это нонсенс. Но есть достаточно циничный принцип в экономических отношениях: дружить всегда лучше с богатым соседом.

– Такое государство, как Украина, своей ментальностью ближе к России или Евросоюзу?

– Менталитет жителей Украины, конечно, ближе к России. Но наша страна теперь в образе врага, и, безусловно, проигрывает Евросоюзу, которого сделать врагом украинцев никак не удается средствам массовой информации из России!

– У вас обширные контакты среди деловой элиты разных стран мира. Как в этих кругах воспринимаются олигархи с постсоветского пространства? Какой у них имидж?

– К ним не подходит одно важное определение: self made. Все другие варианты успешных бизнесменов – это либо дети «счастливой спермы», либо дети «первоначального накопления капитала». В обоих случаях эти категории людей ниже пробой, и к ним так и относятся.

 У меня должна исполниться несбывшаяся мечта каждого советского человека

– Чем вы сейчас занимаетесь? Довольны тем, как складывается ваша жизнь?

— Как я могу быть довольным, если не работаю чиновником на теплом месте во власти? Только эта каста в России является довольной и привилегированной. Остальное – обслуживающий персонал. Последние 25 лет я работаю с авторами изобретений, отдаю им все свое время, проживаю с ними череду тягот жизни, испытываю моральный стресс, сталкиваясь с «довольными» людьми. Это мой труднейший инновационный и убыточный бизнес в России, есть проекты и из Украины, всего 142 направления деятельности, вместе с таким же количеством коллективов разработчиков вокруг меня.

 Также у меня есть второе гражданство, с простым прибыльным бизнесом в другой успешной стране.  Собираюсь идти заявлять об этом втором гражданстве, чтобы не посадили в тюрьму. Советское болото под ногами все хлюпает и воняет, как ни маскируйся!

– Второе гражданство оформлено у вас в какой стране?

– Отвечу скромно: в европейской. Этого уже достаточно, чтобы осудили.

Советские облигации, находящиеся в собственности у А.Тарасова.  Из личного архива

– В чем суть инновационных разработок, в поддержке которых вы заинтересованы?

 – Можете  верить или не верить, это как хотите, только обманывать вас у меня нет никакой надобности. Итак… Есть метод лечения рака (10 лет клинической практики и тысячи излечившихся пациентов, списанных официальной медициной умирать). Есть метод из Украины, названный нами «виртуальная гомеопатия», для успешного лечения без медикаментов – тысяч наименований болезней, в числе которых диабет, остеохондрозы, печеночная и почечная недостаточность и сотни других запущенных хронических заболеваний.

Есть вещество, которое из любого органического материала делает высококалорийную пищу, содержащую белок, весь набор витаминов, аминокислот, микроэлементов и т.д. – это решение проблемы голода на Земле. Есть лазер, способный сбивать космический мусор с Земли и передавать электрический ток в сотни киловольт на десятки километров без проводов. Есть лучшие в мире летательные аппараты, например, беспилотники, которые стоят в сотни раз дешевле всех известных, обладают грузоподъемностью в 12 раз лучше, чем у вертолета. Есть нанотехнологии, позволяющие конструировать новые вещества, не известные на Земле… Хватит, или продолжать?

– Да уж! То, что вы перечислили, напоминает фантастику. Финансированием этих проектов занимаетесь лично вы или используются также другие источники инвестиций?

 – Финансированием проектов никто не занимается. У меня хронически не хватает ресурсов. Потребностей в инновациях на рынке России нет. Почти год потратил на то, чтобы создать совместный венчурный фонд с Америкой, успешно продвигались. Но теперь, в связи с нарушением мирового правопорядка правительством моей любимой страны, все усилия остановлены. Главная идея фонда была оставить российских ученых на родине и создать им условия для доработки этих перечисленных и сотен других инновационных проектов на благо всего остального человечества!

– У вас была попытка создать венчурный фонд с выходцем из Украины, а ныне – российским миллиардером, владельцем группы компаний «Ренова» Виктором Вексельбергом. Почему она не удалась?

 – Потому что деятельность «Сколково» (инновационный центр, созданный в 2010 году президентом РФ Дмитрием Медведевым, в котором Вексельберг является одним из руководителей проекта по созданию российской силиконовой долины. – Forbes) и международный опыт успешного внедрения инноваций – вещи принципиально разные и несовместимые.

– Изменилось ли ваше отношение к большому капиталу и финансовому успеху спустя годы?

 – Большие капиталы нужны для щедрости и благотворительности. Поскольку эти понятия не прижились в современной России, большие капиталы у нас обременительны и бессмысленны.

– В своей биографической книге «Миллионер» вы упоминаете о том, как хранили чуть ли не мешки с деньгами под кроватью в своей московской двухкомнатной квартире. Вы по-прежнему непритязательны в быту и так же легко относитесь к своим накоплениям?

– В перспективе у меня должна исполниться несбывшаяся мечта каждого советского человека: счастливая старость! Пенсионный фонд «за бугром», который априори не разворуют чиновники, является гарантий моей старости. Все остальное – это текущие доходы и расходы, не имеющие большого значения для будущей счастливой жизни!

 Книги понемногу превращаются в анахронизм, но я продолжаю писать

– Расскажите о своем опыте в художественной литературе. Как возникла идея написать роман «Тайны «Фрау Марии»? Вы верите в бескорыстные сражения за спасение красоты и жертвенность во имя любви, о которых повествуете в романе?

 – Я вообще – верующий.  Несмотря на то, что книги понемногу превращаются в  пережиток эпохи и анахронизм, я продолжаю писать. Видимо, бороться со своей природой нельзя. Надеюсь, что скоро закончу новый роман. Первая книга «Миллионер» была издана тиражом в 70 000 экземпляров и продана, роман «Тайны «Фрау Марии»  – в двух томах по 3000 экземпляров, а будущий роман, возможно, потянет аж на 1000 экземпляров! (Теперь в России такие тиражи.) Но он от этого не станет хуже. Надо же что-то делать и для души, господа, не только ради денег!

– Почему решили связать сюжет «Тайн…» не просто с историческими событиями, а с мистикой и духовностью?

 – Я ничего не решал. Роман родился сам собой. Мне его надиктовали неопознанные силы из пространства, а я просто записал.

– Планируете писать новые книги? О чем?

 – Новая книга будет о Пушкине, и о его незаурядной, малоизвестной жизни. Поскольку Пушкин – это наше ВСЁ, ожидается большой скандал. Пушкиноведы меня придадут анафеме, и это раскрутит роман среди не вымерших еще читателей.

– Не испытываете сожаления, что большую часть жизни посвятили бизнесу, а не литературе, как ваш знаменитый родственник – французский писатель, лауреат Гонкуровской премии Анри Труайя?

 – Сожалеть о своей судьбе – дело бесполезное.

Светлана Долинчук

http://forbes.ua

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий