ВЫБОРЫ В ЕВРОСОЮЗЕ. 4 дня выбирали. И выбрали на свою голову

Выборы в законодательный орган ЕС закончились прорывом ультраправых партий, ратующих за выход своих стран из Союза. Однако большинство по-прежнему за центристами. Выборы в Европе продолжались четыре дня: 22 мая первыми проголосовали Великобритания и Нидерланды, 23 мая — Ирландия, Чехия, Словакия, Латвия и Мальта, а 25 мая выборы завершились во всех 28 странах ЕС. Явка несущественно выросла с последних выборов в 2009 году: 43,11% против 43%. 

Все последние годы явка снижалась, поэтому незначительный рост этого года уже назвали «историческим». Голосуют на выборах все европейцы, достигшие 18 лет. Каждая страна, в зависимости от количества жителей, может провести в Европарламент определенное количество депутатов. Например, Германия выбирает 96 депутатов, а Эстония и Мальта — по шесть.

В этом году большинство мандатов оставили за собой нынешние лидеры Европарламента: консервативная «Европейская народная партия» (212 мандатов из 751), «Прогрессивный альянс демократов и социалистов» (186 мандатов) и «Альянс либералов и демократов» (70 мандатов). За ними идут «зеленые», левые, независимые депутаты и другие фракции. Однако все они получили меньше голосов, чем в прошлом году.

На этот раз центристов потеснили евроскептики: британская «Партия независимости» Найджела Фараджа, французский «Национальный фронт» Марин Ле Пен, итальянская «Лига Севера» Маттео Сальвини и другие националистические партии. Они могут создать новую фракцию, что, вероятно, значительно скажется на расстановке сил и общей атмосфере в Европарламенте.

  Лидер французского «Национального фронта» Марин Ле Пен. Фото: Yoan Valat / EPA / ИТАР-ТАСС

Правые партии еще в октябре 2013 года заявили, что если пройдут в Европарламент, создадут свою фракцию. Возглавляют альянс французский «Национальный фронт», «Австрийская партия свободы» и «Фламандский интерес» из Бельгии. К ним, вероятнее всего, присоединятся итальянская «Лига Севера», «Шведские демократы» и «Партия свободы» из Нидерландов. Лидер «Лиги Севера» Маттео Сальвини перед выборами заявил в своем твиттере: «Кто голосует за «Вперед, Италия» (партия Берлускони. — РП) и «Новые правоцентристские силы», голосует за Меркель, кто голосует за «Лигу», голосует за Ле Пен». Всего евроскептикам, по предварительному подсчету, досталось 67 мест в парламенте.

Самую заметную победу на этих выборах одержала британская «Партия независимости», призывающая Соединенное королевство выйти из Евросоюза и ограничить миграцию из Восточной Европы. Она набрала 28,7% процентов, опередив консерваторов и лейбористов (23,8% и 23,6% соответственно).

Найджел Фарадж назвал успех своей партии «политическим землетрясением» и пообещал, что Великобритания в ближайшее время станет «самостоятельной в принятии решений». Что это значит, политик регулярно напоминает в своем твиттере: «Единственная возможность сохранить наши деньги и демократию — выйти из ЕС».

Во Франции вперед вышел «Национальный фронт», набрав 25% голосов. Второе место взяла другая правая партия, «Союз за народное движение» (20%). Все остальные, включая правящую «Социалистическую партию», не преодолели порог в 15%. «Результаты голосования свидетельствуют о массовом отказе от ЕС… Нужно строить другую Европу, Европу свободных и суверенных государств, Европу свободного сотрудничества», — сказала она.

 

Подсчет голосов на выборах в Европарламент в Дрездене, ФРГ. Фото: Matthias Hiekel / Dpa / EPA / ИТАР-ТАСС

В Германии подтвердил свое лидерство «Христианско-демократический союз»: немцы отдали Меркель 36% голосов. «Социал-демократическая партия» набрала 27,5%, а сторонники выхода из ЕС «Альтернатива для Германии» — всего 6,5% голосов. Похожая ситуация в Италии: с 40,9% голосов победила правящая «Демократическая партия». Правда, популистское «Движение пяти звезд», выступающее за отказ от евро, набрало 21,1% — больше, чем все еще популярная партия Берлускони «Вперед, Италия»(16,8%) и последовательные евроскептики из «Лиги Севера» (6,2%). Глава «Лиги» Маттео Сальвини уже заявил, что «евро осталось жить всего несколько месяцев».

Доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Руслан Костюк считает, что победа евроскептиков — последствие экономического кризиса. «Осталась большая безработица, особенно массово она выражена среди молодежи в странах юга, есть проблемы с решением вопросов эмиграции легальной и нелегальной, не удалось побороть низкую покупательную способность, продолжается рецессия. Это подпитывает радикальные силы», — считает Костюк.

Евроскептики во Франции и Великобритании, по словам эксперта, не оспаривают нынешнюю модель Европарламента. «Раньше на евровыборах избиратели пытались «наказать» правящие партии в своих странах, а сейчас евроскептики, которые не имеют своих представительств в Европарламенте, получили успех благодаря пропорциональной системе выборов», — отметил он.

По словам эксперта, в победе правых есть и технический аспект. «Выборы были в 28 странах — и везде разные результаты. Но везде голосовали не очень активно, — объясняет Костюк. — Если сравнить нынешние итоги голосования и результаты на всеобщих выборах несколько лет назад, можно заметить разницу в десятки процентов. Это хорошо видно по Великобритании, Франции и Дании».

По итогам выборов в Европарламент отношение к России в ЕС фундаментально никак не изменится, считает Костюк. «Представительства как левых, так и правых проводят политику невмешательства, — отмечает эксперт. — Все-таки в ЕС остались все те же политические силы. Произошла перестановка мандатов, но Еврокомиссия будет формироваться из тех же депутатов. Для России это ничего не значит, но это серьезный сигнал для других стан — членов ЕС, где может произойти усиление радикальных или очень консервативных партий».

Руководитель Центра партийно-политических исследований института Европы РАН Владимир Швейцер согласен, что выборы в Европарламент не имеют никакого отношения к России. «Выборы в Европарламент имеют отношение даже не к деятельности Евросоюза, а к работе властей в отдельных странах. Проблемы в каждой стране связаны с суверенитетом, выходящей за разумные рамки эмиграцией и социальной политикой, — говорит Швейцер. — Явка на этот раз составила 43% при норме 60–70%. Впрочем, политологи прогнозировали едва ли 40%. Но положение спасли итальянцы — очень грамотные в политическом плане и активные избиратели».

По мнению эксперта, неожиданными стали победа Партии независимости Великобритании. «Хотя, казалось бы, в Соединенном королевстве должны были выиграть лейбористы, — отмечает Швейцер. — В Италии на первом месте — левоцентристская «Демократическая партия», значит окончательно «рухнул» бывший премьер-министр Сильвио Берлускони. Во Франции крайне правый Национальный фронт Марин Ле Пен выиграл только потому, что ее оппонент Франсуа Олланд (Социалистическая партия) — бездарный политик, с которым экономическое положение в стране стало даже хуже, чем при Николя Саркози».

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий