ИТОГИ-2013: величие стоит денег.

За прошедший год Россия добилась серьезных успехов на международной арене. Если ранжировать события по степени важности, то освобождение Михаила Ходорковского из заключения было одним из трех ключевых. Двумя другими стоит признать избавление Сирии от химического оружия и участие России в дипломатическом прорыве по иранской ядерной программе. Связанно с двумя последними и возвращение России в Египет после сорокалетнего отсутствия.

Почему я ставлю освобождение Ходорковского на первое место? Оно сняло напряжение в отношениях со странами Европы и с США, и обнадёжило инвесторов, что больше внимания будет уделяться верховенству закона.

У некоторых оптимистов даже возникли надежды на новый курс Кремля, тем более, что кроме Ходорковского освободили двух остававшихся в заключении активисток из Pussy Riot, и арестованных в международных водах гринписовцев.

Но, будучи завзятым реалистом, я считаю, что это скорее «предолимпийская» уборка. Напомню, что в советское время выпускали еврейских активистов в Израиль, а диссидентов «выдворяли» за рубеж.

Настоящee испытание качества внутренней политики России произойдет уже после окончания Олимпиады и проведения саммита «Большой Восьмерки» в 2014 году. Если анализ Кремля покажет необходимость начала процесса гражданского примирения, либерализация может быть продолжена. Если же  Владимир Путин, его администрация, сочувствующие олигархи и силовые структуры сочтут, что им ничего не угрожает изнутри, то мы увидим продолжение нынешних «заморозков», если не новое закручивание гаек.

Во внешней политике 2014 год станет годом закрепления российских успехов. Во-первых, иранские договоренности могут развалиться, несмотря на желание Администрации Барака Обамы прийти к нормализации отношений с Исламской республикой. Развалиться они могут потому, что Иран не готов поступиться своей массивной ядерной программой, сердцевина которой – 18 тыс центрифуг и плутониевый реактор в Араке. Эти объекты совершенно не нужны для «мирного атома», а наоборот, свидетельствуют о попытке создания ядерного оружия. России, кстати говоря,  тоже не нужен Иран с атомной бомбой. Но провал иранского соглашения вызовет, скорее всего, новое обострение отношений между Москвой и Вашингтоном.

Во-вторых, Россия закрепляется в Сирии, о чем свидетельствуют соглашения о совместном развитии нефтегазовых запасов в этой стране. Это приведет к дальнейшим атакам со стороны суннитского лагеря. Радикальные организации, вроде фронта «Аль Нусра», поддерживаемые Саудовской Аравией и Катаром, усилят свое сопротивление президенту Асаду, и поставят США в неловкое положение – потому что и Вашингтону не с руки поддерживать союзников «Аль Кайды», чего бы не писали профессиональные антиамериканисты в российских СМИ.

В-третьих, чем больше Америка пытается критиковать правительство Египта за объявление террористической организацией «Братьев-мусульман», тем больше Каир будет заинтересован в балансировании между Вашингтоном и Москвой. В дополнение к закупкам вооружения на 2,5 млрд долларов возможно и обсуждение стоянки российской средиземноморской эскадры в Александрии или даже создание там российской военно-морской базы.

Россия добилась безусловных краткосрочных успехов в Украине. США очень пассивно отнеслись к вопросу о подписании Украиной соглашения по ассоциативному членству в ЕС. Дипломатические миссии и телефонные звонки совершались «по факту», и Америка была на три шага позади российской дипломатии.

Это и понятно. За годы правления администрации Барака Обамы для США постсоветское пространство стало меньшим приоритетом, чем в предыдущие годы – упор был сделан на Азии и Ближнем Востоке. Украина и исторически, и дипломатически, и экономически гораздо важнее для России, чем для США.

И последнее. Украина является краеугольным камнем политики Владимира Путина по воссозданию и расширению сферы влияния на постсоветском пространстве. Это не просто «санитарный кордон», но попытка восстановления в новых условиях того пространства, которое когда-то называлось «Российской империей», а потом – «Советским Союзом».

Это – главный тест четырех сроков президентства Путина, и его главное геополитическое наследие. Сколько оно стоит – читатель знает. На последних встречах с Виктором Януковичем и Александром Лукашенко гости принесли хозяину счет на сумму 17 млрд долларов, который Путин согласился оплатить. Да, у Европы и США сегодня таких денег нет. И хотя темпы роста в США за третий квартал 2013 года – 4,1%, у России они только 1,6%.

Но если Россия готова платить за свои внешнеполитические достижения в 2013 году, то и (кредитные) карты ей в руки. Величие стоит денег!  Счета за 2014 год могут оказаться еще выше.

Ариэль Коэн,

ведущий эксперт Фонда «Наследие» по вопросам России, Евразии и международной энергетической политики

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий