Расплата за взятые чужие жизни. Громкое дело Беларуси

53–летнему уроженцу России Эдуарду Л. Минский областной суд вынес смертный приговор. Решение в законную силу еще не вступило — заявлена кассационная жалоба. Но в фактах следователи не сомневаются: на счету ранее неоднократно судимого за кражу, грабеж, хищение, хулиганство и невыплату алиментов россиянина еще и пять человеческих жизней. Причем убивал он с особой жестокостью. Эксклюзивными подробностями этого резонансного дела с «СБ» поделился Следственный комитет.

— Никаких глобальных по человеческим меркам и серьезных для убийства поводов у него не было, в чем и особенность. Опасность его для общества в том и состоит, что любой мелкий конфликт вызывал крайне агрессивную реакцию. Подогретый алкоголем, каждый раз он хватался за то, что попадало под руку: нож, гантель, топор, металлическую трубу, — вводит в курс дела первый заместитель начальника главного следственного управления Следственного комитета Василий Галь.

Эдуарда Л. задержали в сентябре 2011–го. Накануне в поселке Ждановичи под Минском в собственном сарае был убит 74–летний Н., которого соседи характеризовали как тихого, необщительного человека, любившего «злоупотребить». Слишком много нашлось свидетелей, видевших его в тот день с Эдуардом Л., местным бомжем, жившим на остановке у кафе «Берлога», зарабатывающим на «халтурах» и сдаче стеклотары. По материалам дела, ссора вспыхнула после очередного стакана и из–за сущей ерунды. Из–за пакета, куда положили пустую бутылку. Н. толкнул Эдуарда, он ударился о дверной косяк. Завязалась драка, во время которой у душегуба в руках оказалась труба…

Василий Галь рассказывает, что о других убийствах Эдуард Л. начал говорить сам:

— Правду говорят, груз совести за убийства очень тяжел… Делал это охотно, производил впечатление человека адекватного. Следствие ставило его слова под сомнение, однако в итоге подтвердилось действительно все.

Психиатрическая экспертиза позже покажет, что Эдуард Л. хоть и повышенно агрессивен, но все же вменяем, умеет контролировать свои поступки. Но не хотел? Первое убийство совершил еще в 2002 году в деревне Кирши Минского района. Его жертвами стали бывший сокамерник и его мать. Первый на «зоне» хвалился, мол, проживаю в коттедже, крут и состоятелен. А когда Эдуард Л. после освобождения заехал в гости, увидел… хатку–развалюху и ее бомжеватого вида хозяев.

Далее сценарий стандартный: распитие спиртных напитков, претензии из разряда «а ты, оказывается, никто и звать тебя никак», драка. Мать попыталась было заступиться за сына, за что и получила ударов восемь ножом. Оставлять свидетеля Эдуарду Л. было не с руки. Тело его бывшего сокамерника потом нашли со следами не менее шести ударов топором, в том числе по голове. А убийца переночевал около трупов, в четыре часа утра схватил куртку жертвы и был таков…

За что убил в 2004–м году А. в деревне Новая Гожа Гродненского района? Василий Галь говорит, что этого Эдуард Л. уже и не помнит:

— Мы полагаем, что это ревность. К его сожительнице из Подмосковья из мест лишения свободы вернулся бывший. Во время совместного распития спиртных напитков те и повздорили… А через семь лет Эдуард Л. с гантелями набросился и на саму сожительницу, затем задушил. Говорит, та хотела выгнать его из дому.

Между первым убийством и задержанием Эдуарда Л. прошло девять лет. Он дважды успел отсидеть за решеткой — за грабеж и хулиганство. Но как ему так долго удавалось оставаться безнаказанным за душегубство? Слово представителям Следственного комитета:

— Дело в том, что об убийстве А. вообще не было ничего известно. Оно даже не проходило по сводкам. Когда Эдуард Л. начал рассказывать, что в таком–то месте захоронен человек, это стало открытием. Начали проверять, выяснилось, что ни у нас, ни на территории России никто похожий даже не числился в розыске. С большим трудом установили личность погибшего. Пришлось делать подробные запросы, тщательно анализировать сведения, кто в этот период освободился… Вроде бы нашли. Раскопали останки. Начали искать родственников — все умерли. Только на Алтае нашли троюродную сестру. Уже через нее установили, где покоятся родители убитого. Эксгумировали их. И лишь тогда удалось подтвердить, кто есть кто. Все это благодаря взаимодействию с российскими силовиками.

А за убийство 2002 года, как выяснилось, семь лет отсидел невиновный. Это брат погибшего и соответственно сын погибшей. В тот момент он был в состоянии алкогольного опьянения. Во время следствия повторял: «Что было — не помню. Может, это действительно и я». Сам себя убедил в том, что убил брата за то, что тот погубил мать. Отбыл наказание и искренне удивился, когда узнал, что здесь ни при чем. Между тем Эдуард Л. описал все в подробнейших деталях. Как наносил удары, как махал топором (и в этой проекции до сих пор остались следы на потолке), что и где написал мелом на зеркале. Дело тем временем уже пылилось в архиве суда.

Докопаться до истины удалось уже после создания Следственного комитета.

Автор публикации: Дмитрий УМПИРОВИЧ

Фото: Виталий ГИЛЬ

http://www.sb.by

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий