ТАЙНА ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ. Каким будет новое правительство ФРГ

Еще неизвестно, кто какую должность займет в новом правительстве Германии. Между тем в ФРГ принято распределять министерские портфели с соблюдением определенных пропорций.

  Переговоры о новом коалиционном соглашении потенциальные участники будущего правительства Германии — консерваторы и социал-демократы — успешно завершили еще в конце ноября. Однако с формированием кабинета министров вышла задержка. Лидеры Социал-демократической партии Германии (СДПГ) постановили, что сначала соглашение должны утвердить рядовые члены СДПГ в ходе всеобщего внутрипартийного голосования. А на это требуется время — как минимум, до конца следующей недели.

 При этом рядовым социал-демократам предстоит оценить только итоги коалиционных переговоров, но не кадровый состав будущего правительства, о котором их участники тоже договорились, но решили не объявлять его до завершения голосования. То есть членам СДПГ предложено купить своего рода кота в мешке. Очевидно, лидеры партии не хотят, чтобы личные симпатии или антипатии нарушили чистоту отнюдь не бесспорного эксперимента. Ведь выходит, что 470 тысяч членов СДПГ, в отличие от всех прочих немецких избирателей, фактически получили возможность повторно проголосовать и решить, каким быть будущему правительству ФРГ.

Кот в мешке

 При этом они не знают не только того, кто из деятелей СДПГ войдет в правительство «большой коалиции», но даже того, сколько министерств будет у их партии. На этот счет есть только не подтвержденные официально сведения. Говорят, что социал-демократы получат шесть министерских портфелей, представители Христианско-демократического союза (ХДС), лидер которого Ангела Меркель (Angela Merkel) останется канцлером, — пять, а баварский Христианско-социальный союз (ХСС) — три.

Ангела Меркель и потенциальные министры ее будущего правительства

Какой партии какое министерство достанется — тоже пока тайна за семью печатями. Есть, правда, неписанные законы. Если одна партия получает министерство иностранных дел, то другая — министерство обороны. Другие такие «межпартийные» пары — это министерства финансов и экономики, внутренних дел и юстиции. При этом играют роль партийные интересы.

 «ХСС всегда стремится получить аграрное министерство», — приводит пример завкафедрой политических систем дрезденского университета Вернер Патцельт (Werner Patzelt). Это понятно, ведь большинство самых верных избирателей ХСС — это баварские крестьяне. А для социал-демократов как выразителей интересов рабочего класса всегда были важны министерства труда и по социальным вопросам. «МВД не доверят политику, слывущему либералом, — продолжает Патцельт, — а вот для Минюста это как раз подходящий критерий».

Критерии отбора

 Кроме того, при замещении министерских должностей в Германии традиционно стараются соблюсти определенные пропорции и кадровую сбалансированность. К примеру, в правительстве непременно должны быть представлены женщина из восточных земель Германии и протестант с севера Баварии.

 Франк-Вальтер Штайнмайер

Соблюдение такого рода пропорций — это отличительная черта демократического устройства Германии, замечает политолог Хенрик Гаст (Henrik Gast) из Дюссельдорфского университета. «Это означает, — поясняет он, — что равноценные посты, функции и должности распределяются по определенной формуле».

 При этом учитывается вероисповедание, пол, происхождение, политическая родина того или иного кандидата в министры. Но, например, в случае с социал-демократом Франком-Вальтером Штайнмайером (Frank-Walter Steinmeier), которого прочат в министры иностранных дел, с последним критерием все не так просто. Родился он в Северном Рейне — Вестфалии, политическую карьеру начал в Нижней Саксонии, а депутатский мандат ему вручили избиратели в Бранденбурге.

Профессиональная квалификация — не главное

 Впрочем, для внутрипартийного баланса важнее, какую региональную организацию представляет тот или иной деятель. Влияние этих организаций зависит от их численности. В Северном Рейне — Вестфалии, например, социал-демократов традиционно всегда было много. Соответственно их представитель имеет больше шансов занять пост федерального министра, чем социал-демократ из Шлезвиг-Гольштейна.

У Мануэлы Швезиг хорошие шансы стать министром

Кроме того, принято учитывать наличие разных течений в партии. «Необходимо поддерживать баланс между различными политическими крыльями», — говорит Вернер Патцельт. Он считает важным, чтобы в правительстве в подобающей мере были представлены и консервативные, и прогрессивные политики.

 То же относится к женщинам и представителям новых федеральных земель, то есть бывшей ГДР. С этой точки зрения весьма предпочтительны шансы занять пост, например, министра по делам семьи и молодежи у Мануэлы Швезиг (Manuela Schwesig), которая соответствует обоим этим критериям.

А вот профессиональная квалификация кандидатов в министры принципиального значения не имеет, считают наблюдатели. Главное, чтобы в кабинете министров заседали подходящие для партии деятели. «Соблюдение пропорций, — указывает Хенрик Гаст, — позволяет правительству слаженно работать и взаимодействовать с парламентскими фракциями».

Истоки пропорциональной демократии

 Принцип пропорциональности современной немецкой демократии был заложен еще во времена Вестфальского мира, в 1648 году положившего конец Тридцатилетней войне. В одном из тех документов были уравнены в правах протестанты и католики. «Этим объясняется то, что впоследствии в рейхстаге были в равной мере представлены и те, и другие», — напоминает Хенрик Гаст.

 По сути, таким способом в Германии был найден инструмент преодоления конфликтов, который стал применяться и в иных общественных сфера, а также использоваться другими западноевропейскими демократиями для поддержания баланса интересов между различными общественными группами. Например, в Швейцарии, где, как указывает Гаст, «принцип пропорциональности играет большую роль в отношениях между немецко-, франко- и италоговорящими регионами, а также между религиями и партиями».

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий