«ФИНТЫ УШАМИ». Почему Россия не торопится идти навстречу Украине?

 Казалось бы, решение правительства Николая Азарова о приостановке процесса подготовки к подписанию соглашения о Зоне свободной торговли с ЕС принято, а обстановка на российско-украинском экономическом фронте ничуть не улучшилась. И за неделю, прошедшую после объявления о выходе из переговорного процесса, не просто не произошло кардинального поворота к смягчению напряжённости, а Россия произвела ряд шагов, ухудшающих положение украинской стороны.

Напомним, как всё начиналось. Ещё в начале лета российский премьер Дмитрий Медведев объявил о том, что Российская Федерация отказывается продлять льготный тарифный режим на таможне для украинских производителей труб. Причина – защита национального производителя от демпингующих конкурентов. На тот момент загрузка многих производственных мощностей украинских трубопрокатчиков составляла всего 20-25%, а само производство держалось лишь благодаря российским заказам. Но если предыдущие «сырные» и «молочные» войны никто не связывал с подготовкой к подписанию соглашения с ЕС, то в данном случае Украине дали понять, что именно стоит за таким решением.

Следующим залпом РФ стало введение на неделю штатного (а не льготного, как было до того) режима пересечения российской границы украинскими товарами. Причём, власти России уже без обиняков заявили, что это происходит в рамках подготовки к реагированию на Зону свободной торговли Украины и Евросоюза. Поскольку Украина откроет границы европейским товарам, страны Таможенного союза не смогут сохранять облегчённую таможенную процедуру на границе с Украиной, и товары, поступающие с Украины, будут проверяться таможенниками по тем же правилам, что и европейские грузы.

За те считанные дни, пока действовал штатный режим на российских таможенных пунктах, многие украинские бизнесмены, привыкшие к хорошему, понесли серьёзные потери из-за создавшихся огромных очередей перед российской границей. Хуже всего ситуация сложилась для вагоностроителей, сокративших производство вагонов вдвое, поскольку для российских потребителей, арендующих их продукцию, оказались очень критичными сроки таможенного оформления.

О запрете на ввоз шоколада фабрик «Рошен» не писал только ленивый. Россия практически не скрывала, что у скандала имеется и политический подтекст, поскольку владелец указанных предприятий Пётр Порошенко является одним из активнейших «евроинтеграторов». Кстати, малозамеченным остался факт запрета на ввоз аналогичной продукции другого сторонника ассоциации с ЕС Бориса Колесникова (торговая марка «АВК»).

Уже в ноябре украинские СМИ взорвались целенаправленным вбросом информации о «зверствах» российских пограничников, массово штампующих запреты на въезд в РФ гражданам Украины. Впрочем, официальные представители Российской Федерации спокойно объявили, что это происходит только с теми, кто ранее нарушал правила пребывания на территории РФ.

К таким нарушениям относилось злостное превышение сроков пребывания (сегодня разрешается находиться на территории РФ не дольше 90 дней), неуплата штрафов, совершение административных правонарушений. Если раньше они закрывали глаза на подобные случаи со стороны граждан Украины, то теперь, в связи с ужесточением отношения России к нелегальной миграции, меры были ужесточены.

Причём, российские таможенники по-прежнему не реагируют, например, на превышение времени пребывания до одного месяца. К примеру, превышение срока пребывания граждан Украины в странах ЕС даже на один день влечёт запрет на въезд в Евросоюз сроком на пять лет. И лишь с подписанием Украиной соглашения с ЕС её жителей собираются уравнять в обязанностях с европейцами, жёстко реагируя на любые нарушения российского законодательства.

Ситуация с незаконными мигрантами и «гастарбайтерами» в России действительно стоит достаточно остро. И речь идёт не только о связанных с этим межнациональных конфликтах, вроде недавних беспорядков в Бирюлёво. Только на Украину из России ежегодно утекает более 3 миллиардов долларов, пересылаемых и перевозимых трудовыми мигрантами. Именно экономическими потерями государства было вызвано решение ввести с 2015 года въезд гражданам Украины на территорию РФ только по загранпаспортам. В то время как давно сняты любые ограничения при пересечении внутренних границ между странами Таможенного союза для людей и товаров, регистрацию предприятий, квоты при приёме на работу.

Кстати, беспорядки в Бирюлёво, в ходе которых была разгромлена оптовая плодоовощная база, ударили и по Украине. Никакого затоваривания у сельхозпроизводителей Кавказа и Средней Азии из-да этого не произошло. Просто данный поток сельхозпродукции переместился на украинские оптовые базы. Вместе с сопутствующими проблемами в виде недобросовестной конкуренции, коррупции и вытеснения продукции, произведённой украинскими селянами.

Уже после заявления Николая Азарова о том, что соглашение с ЕС не будет подписано, последовал следующий шаг России: все таможенные переходы на границе с Украиной (а не несколько сопредельных с Луганской и Харьковской областями, как это было во время «репетиции») перевели с режима упрощённого оформления украинских грузов на общий режим.

Об этом российская сторона предупреждала заранее, но, как водится, многие перевозчики оказались к таким изменениям не готовы. Результатом стали гигантские очереди из фур на пограничных переходах и новые потери украинских бизнесменов. Ситуация усугубилась ещё и тем, что даже «самым хитрым» не удалось обойти российскую таможню через территорию Белоруссии. Как оказалось, белорусская таможня «сговорилась» с российской и тоже ввела в действие единые для государств Таможенного союза правила.

А за три дня до начала Вильнюсского саммита Восточного партнёрства северо-восточный сосед решился и вовсе на неслыханную дерзость: на антидемпинговое расследование поставок металлического прутка в отношении предприятий Рината Ахметова. Так сказать, на святое покусились! И это после того, как украинское руководство на всех уровнях объявило о замораживании своих евроассоционных шагов, а СМИ с подачи правительства сообщили о том, что в декабре начнутся переговоры с Россией о расширении сотрудничества.

Удивительной или обидной такую позицию РФ могут посчитать лишь те, кто никогда не сталкивался с практикой «особой украинской школы дипломатии», как её любят называть в полукруглом здании рядом с Михайловским собором в Киеве. Заключается эта «особая школа» в том, чтобы вступить всюду, куда только возможно, подписать всё, под чем можно подставить подпись, взять на себя любые обязательства, какие потребует другая сторона, и… не выполнять своих обещаний. «Отмазки» могут быть разные: от «у нас на это нет денег» до «это подписывало предыдущее правительство, а не мы».

Россия, в отличие от остального мира, уже давно поняла, что любое украинское руководство, во-первых, не читает подписываемые им соглашения, а во-вторых, не собирается исполнять данных партнёрам обещаний. Даже во время встреч, касающихся ужесточения российской позиции в отношении соглашения о ЗСТ с ЕС, украинская сторона, как рассказал Сергей Глазьев, открыла для себя массу интересного о содержании данного документа, после чего принялась клясться и божиться, что его условий выполнять не будет. Именно поэтому все действительно важные для себя договорённости с Украиной Россия обеспечивает определёнными безотзывными гарантиями. Как это было, например, с Харьковскими соглашениями.

В последние же месяцы всё поведение украинского руководства демонстрирует непрерывное лавирование между интересами Европы, США и России, непрерывный торг со всеми в надежде выторговать у каждой из заинтересованных сторон как можно больше уступок. Чтобы в последнее мгновение дать согласие тому, кто оказался наиболее щедрым.

Именно поэтому никаких практических шагов по свёртыванию мер, которые будут применяться к Украине в случае подписания ею соглашения с ЕС, Россия не предпринимает и не предпримет до самого окончания Вильнюсского саммита. Просто потому, что существует далеко не нулевая вероятность нового резкого поворота украинской внешней политики в сторону евроассоциации непосредственно в ходе саммита.

Приученные к подобным «финтам ушами» российские чиновники согласно кивают головами в ответ на заверения своих киевских коллег, но уже не верят им. Как не поверили жители деревни горе-пастушку, изводившему их ложными тревогами о нападении волков. И будут ли вообще смягчены, пересмотрены, отменены данные меры, зависит только от украинского руководства, от его понимания выгоды определённых экономических интеграционных процессов.

Сергей Колесник

http://aanalitik.com.ua

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий