КИЕВ ЗАНЯЛСЯ ПАРТИЗАНЩИНОЙ. Премьер Украины разделил народных мстителей на «наших» и «ваших»

Советские партизаны, которые в годы Великой Отечественной войны героически громили фашистов и их союзников на оккупированных территориях СССР, в наши дни неожиданно оказались заложниками национального вопроса. В общей истории страны участники «лесного сопротивления» раньше никогда не оценивались по этому принципу. Премьер-министр Украины Николай Азаров решил это сделать.

 Рассуждая на днях на своей странице в Facebook о том, что молодежь страны должна больше знать о партизанском движении на Украине, глава украинского кабинета министров не без гордости заметил, что партизанские войны были и в Испании, и в России, «но такого размаха, такого героизма мировая история не знала».

 Азаров напомнил, что 21 сентября на Алее Славы в Киеве он открыл два памятника командирам партизанских отрядов – дважды Героям Советского Союза Сидору Ковпаку и Алексею Федорову.

 «Это действительно герои нашего народа, о которых должна знать молодежь, — пишет в своем блоге премьер. — Представьте себе, совершить переход от Путивля до Карпат через территорию, занятую фашистами, громя при этом тылы, гарнизоны — это уникальная военная операция, которой наша страна может гордиться. И вообще, такого размаха партизанского движения не было в истории».

 То, что украинские власти чтут память героев Великой Отечественной войны, бесспорно, достойно уважения. По-другому, и быть не должно. Но неприятный осадок после прочтения премьерского поста все же остался: обидно стало за Зою Космодемьянскую, Николая Заслонова, Василия Коржа и многих-многих других героев партизанского сопротивления, которые били врага в России, Белоруссии, Молдавии, в Прибалтике.

 Вдруг скоро станут говорить, что это Украина победила фашизм, освободила пол-Европы, а все остальные народы лишь помогали ей? Тем более, что в логику недавней инициативы «радовских» депутатов от фракции «Свобода», которые предложили вообще исключить термин «Великая Отечественная война» из нормативно-правовых актов и учебной литературы, это вполне укладывается.

 «Это как раз самое уязвимое место в словах Азарова: партизанское движение на Украине подается им, как движение некоего суверенного государства, — убежден профессор Военного университета министерства обороны РФ, академик Академии военных наук, член Международной ассоциации историков Второй мировой войны Юрий Рубцов. — Простите, а рейды Ковпака или Федорова, они что, организовывались правительством Украины? Или украинским штабом партизанского движения? Они организовывались Ставкой Верховного Главнокомандующего всего советского государства. Они организовывались Центральным штабом партизанского движения во главе с Пантелеймоном Пономаренко, власть которого распространялась на действия партизан всего СССР. То есть, Азаров здесь ошибается».

«СП»: — Случайная ошибка, вы думаете?

 — Думаю, нет. К сожалению, сейчас это общая тенденция: в бывших союзных республиках подавать дело так, будто эти государства участвовали в Великой Отечественной и во Второй мировой войнах как субъекты международного права. К слову, можно даже встретить учебники, где описывается, например, вклад Узбекистана в победу союзных держав антигитлеровской коалиции. То же касается и Молдавии, и Туркмении, и Грузии. К сожалению, такой взгляд утверждается. Но он принципиально неверен. И этот взгляд нашел отражение в соответствующих высказываниях г-на Азарова.

«СП»: — То есть, это как бы намеренное заблуждение с его стороны?

 — Мы с вами не собираемся приуменьшать значение партизанского движения на Украине – это ни в чьих интересах. Но, говоря о массовых героических акциях украинских партизан, мы непременно должны помнить, что за ними стояла не только одна Украина, а весь Советский Союз, все вооружённые силы СССР, ставка ВГК, Государственный комитет обороны, Центральный штаб партизанского движения.

Что касается «размаха»… Да, действительно, тут массовое движение было: в силу довольно большого пространства – все-таки территория Украины серьезная (по площади и сегодня это одна из крупнейших стран Европы). К тому же, Украина практически полностью подверглась оккупации во время Великой Отечественной войны, и здесь, естественно, были очень широкие возможности для развёртывания партизанского движения.

Но это вовсе не означает, что надо забыть о партизанском движении в Белоруссии. Кстати, именно в Белоруссии уже 23 июня, по донесениям немецких военных властей, одна из танковых дивизий вермахта получила удар с тыла. То есть, партизаны начали действовать на второй день войны.

«СП»: — Это под Брестом было?

 — Да. В нескольких километрах от Брестской крепости – в городе Пинске. Я не говорю, что это должно обязательно принижать партизанское движение на Украине. Но забывать о том, что массовое движение было у белорусов, тоже нельзя. Ведь неслучайно, именно Белоруссия получила в истории неофициальное название «партизанской республики». Это о многом говорит.

И Российскую Федерацию возьмите: в Смоленской области – очень много было партизанских отрядов, в Ростовской, в Краснодарском крае. В Крыму. Это сейчас он украинский, а в годы войны это была территория РСФСР. Здесь еще с Гражданской войны очень серьезные традиции партизанского движения были заложены, здесь они реализовывались и в годы Великой Отечественной. Нельзя забывать Ленинградскую область, Новгородскую, Псковскую. По-существу, если говорить объективно, то вся территория CCCР, оккупированная немцами в 41-43 гг., была охвачена партизанским движением: где-то сильнее, где-то слабее, в силу и организационных, и кадровых, и чисто географических причин.

Но, мне кажется, что, не обижая украинцев, мы, объективности ради, должны сказать, что в партизанском движении активно участвовали и белорусы, и русские. Даже в Прибалтике действовали не только националисты, «лесные братья», но и формирования, созданные советскими властями.

«СП»: — Получается, что в высказывании Азарова больше политики, чем истории…

 — Да, некая ангажированность налицо. Но эта ангажированность — дурно понимаемая политическая целесообразность выпятить своих. Что сыграло с главой правительства, по-моему, нехорошую шутку.

 «Количество партизан, действовавших на территории Украины, не сопоставимо с количеством партизан, действовавших, например, на территории Белоруссии, — говорит директор фонда «Историческая память», историк и публицист Александр Дюков. – Это что касается «размаха партизанского движения». Причина тому – не нежелание украинского населения участвовать в партизанской борьбе, а вполне естественные географические условия.

В Белоруссии много лесов и болот. На территории Украины, конечно, леса есть – на севере, однако значительная ее часть – это все-таки степи. А деятельность в степях партизанских формирований сильно затруднена. Поэтому численность партизанских формирований на Украине было заметно меньше, чем в Белоруссии. Однако в годы правления Хрущева, который, как известно, сам был причастен к украинскому партизанскому движению, количество украинских партизан стали завышать, а успехи их преувеличивать. Но это подход, мягко говоря, неисторический.

«СП»: — И все же, есть сведения, что за участие в антифашистской борьбе в подполье и партизанских отрядах на территории УССР были награждены 183 тыс. человек, звание Героя Советского Союза получили 95 человек…

 — Если в целом говорить о масштабах действий украинских партизан, то они были столь же масштабны, как действия белорусских или российских. Вместе с тем, именно на Украине (здесь в высказывании г-на Азарова есть рациональный момент) проводились масштабные партизанские рейды – это особая форма партизанских действий, когда крупные партизанские соединения передвигались по оккупированной территории, уничтожали гарнизоны противников, проводили диверсионные операции и т.д.

 Рейды и Ковпака, и соединений Федорова, действительно, носили масштабный характер и являлись достаточно уникальным явлением в истории партизанского движения не только на территории Советского Союза, но, наверное, и в мировом масштабе.

«СП»: — Но можно ли сравнивать два таких понятия, как «уникальность» и «героизм»?

 — Слова Азарова – это не культурологическое заявление. Скорее, поэтическое преувеличение. Конечно, никто не отрицает героизм украинских партизан, так же как никто не отрицает героизм партизан белорусских или русских, или прибалтийских. Тем не менее, когда он говорит, что «такого не знала история» — это, разумеется, явно преувеличение.

«СП»: — С какой-то целью?

 — Я, честно говоря, предполагаю, что здесь есть два момента: во-первых, не думаю, что г-н Азаров глубоко разбирается в истории советского партизанского движения, вообще, и украинского, в частности. Не исключаю также, что текст, который был выложен Facebook, подготовила пресс-служба премьера. В нем мы видим, конечно, часто свойственное любым государственным лицам преувеличение в пользу себя. И это выглядит странно. От подобных вещей политикам такого уровня следовало бы воздерживаться. Однако стоит признать, что это характерно не только для украинских политиков, но и для политиков всех стран.

http://svpressa.ru

Фото ИТАР-ТАСС

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий