ПИТЕРСКИЙ Саммит «G20»: спектакль с сюрпризами.

Константиновский дворец в Петербурге стал местом встречи лидеров ведущих стран мира, на которые приходится 90% мирового ВВП и три четверти населения планеты. Как и предыдущие четыре саммита «двадцатки» нынешняя встреча обсуждает экономические вопросы. Все они прямо или косвенно связаны с проблемами обеспечения стабильности мировой экономики, предотвращения второй «волны» мирового финансового кризиса, реформы международной валютно-финансовой системы.

Конкретно озвучены такие темы, как пересмотр квот стран в Международном валютном фонде, финансирование инвестиций, борьба с коррупцией и уклонением от уплаты налогов, финансовое регулирование и надзор, укрепление многосторонней торговли, стабилизация глобальных энергетических рынков, устойчивое развитие и т.п.

 В целом нетрудно заметить, что набор запланированных к обсуждению в Петербурге тем не очень сильно отличается от того, что обсуждалось на предыдущих четырех саммитах. Многие эксперты и комментаторы совершенно справедливо отмечают: повторяемость обсуждаемых вопросов объясняется, прежде всего, тем, что в предыдущие годы так и не удалось достичь реального прогресса в реализации решений саммитов не по одному из обсуждавшихся вопросов. Идет «пробуксовка». Возникает сомнение в необходимости продолжения подобных мероприятий, которые журналисты уже успели окрестить «пышными спектаклями».

Акценты питерского саммита

 Россия, как председатель, попыталась дать импульс движению «двадцатки», внести что-то новое и конструктивное в работу саммитов. Она, в частности, предложила самый социально-ориентированный саммит. На первом месте плана повестки — тема безработицы, которую вместе с министрами финансов приехали обсуждать и министры труда. По тем документам, которыми мы располагаем, также заметно, что Россия пытается на нынешнем саммите сделать крен в сторону проблем, связанных с развитием реального сектора экономики.

Это и вопросы долгосрочного финансирования инвестиционных проектов, и стабилизация мировых рынков энергоресурсов, и сбалансированный устойчивый экономический рост. Однако разговоры о развитии реального сектора экономики неизбежно выливаются в благие, но не выполнимые пожелания. По той причине, что финансовый сектор полностью «оседлал» реальную экономику. Взять, к примеру, ту же тему стабилизации мировых энергетических рынков (стоит в повестке дня саммита).

Этими рынками сегодня управляют не производители нефти и природного газа, а спекулянты Уолл-стрит и Лондонского Сити. Инструментом управления являются производные финансовые инструменты (ПФИ). Вопрос о государственном регулировании рынков ПФИ уже обсуждался на предыдущих саммитах, однако спекулянты по-прежнему бесконтрольны, а рынки ПФИ остаются «теневыми».

 Среди конкретных финансовых вопросов, не ждущих отлагательства, можно назвать вопрос о пересмотре квот стран в Международном валютном фонде, а также проблемы практического внедрения в жизнь правил «Базель III». Решение о пересмотре квот в МВФ было принято еще в 2010 году. Это было очень важное решение. Во-первых, оно предусматривало удвоение капитала Фонда. Во-вторых, пересмотр долей в этом капитале государств-членов Фонда. Пересмотр в пользу стран с динамично развивающейся экономикой. Главными «бенефициарами» такого пересмотра должны стать страны БРИК. Позиции Запада и США должны ослабнуть. Видимо, поэтому конгресс США до сих пор не ратифицировал документ о пересмотре квот МВФ. Вопрос о квотах очень конкретный и острый. Если он не будет решен в Петербурге, то дальнейшая судьба МВФ под большим вопросом.

 То же самое можно сказать в отношении правил «Базель III», которые были разработаны Банком международных расчетов в Базеле (БМР), предварительно согласованы всему ведущими странами и рекомендованы для использования, начиная с 1 января 2013 года. Эти правило ужесточают требования к финансовому положению банков, требуют дополнительной капитализации многих кредитных организаций. Очень немногие страны приступили в практической реализации базельских правил.

США и страны ЕС заявили, что они откладывают введение этих норм на неопределенное время. Такая асинхронность во внедрении нового «Базеля» приводит к тому, что банки разных стран оказываются в неравных конкурентных условиях. Председатель Банка России Э. Набиуллина заявила, что мы также пока отсрочим их введение, но в следующем году эти правила будут легализованы. Эксперты полагают, что многие российские банки не вынесут этих правил и тихо умрут.

 России, как председателю «двадцатки», удалось добиться от министров финансов стран-участниц одобрения плана ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) по борьбе с выведением капиталов и прибыли в офшоры. В планах — заставить предпринимателей платить налоги не по месту регистрации, а по месту фактического ведения своего бизнеса. Пока это лишь предложения, но их одобрение — уже прорыв.

«Фракция БРИКС» в Петербурге

 При подготовке к Питерскому саммиту наметилась тенденция к дальнейшей консолидации стран, входящих в группу БРИКС. За несколько дней до начала саммита СМИ сообщили, что страны, входящие в указанную группу, соберутся в Петербурге отдельно для того, чтобы выработать общую позицию по ряду вопросов. Заместитель министра финансов РФ С.А. Сторчак раскрыл накануне саммита «секрет»: страны БРИКС подготовили проект создания Банка развития и на форуме сделают по этому поводу заявление. Было сообщено, что уставной капитал Банка развития составит 50 млрд. долл., главным акционером станет Китай, Россия – вторым. Также предполагается, что другие страны (кроме стран БРИКС) смогут стать акционерами указанного банка. Встреча стран БРИКС состоялась накануне официального открытия саммита, и на ней было подтверждено создание Банка развития.

 Уже за несколько дней до саммита произошла «утечка информации»: некоторые журналисты сообщили, что страны БРИКС также ведут подготовку к созданию общего Валютного фонда для стабилизации платежных балансов и курсов национальных денежных единиц стран-участниц. Многие полагали, что это – «информационная утка». Но оказалось, что нет.

«По сложившейся традиции, мы проводим с коллегами по БРИКС неформальный обмен мнениями в преддверии «двадцатки». Это очень хорошая практика и уверен, она будет приносить нам заметные положительные результаты. На финальной стадии реализация инициативы по созданию пула валютных резервов БРИКС, согласован размер его капитала – 100 млрд. долларов. Россия также внесёт свой вклад в эту работу», — сказал президент.

Уже известно, в каких пропорциях страны БРИКС сделают взносы для формирования этого резерва. 41 миллиард предоставит Китай, по 18 — Бразилия, Индия и Россия, еще 5 миллиардов долларов выделит ЮАР. Создание Валютного фонда стран БРИКС осложнит и без того непростое положение МВФ. Кстати, если решение об удвоении капитала МВФ не войдет в силу, то Россия, которая должна была внести в рамках своей квоты в МВФ около 10 млрд. долл., может эти деньги направить в Валютный фонд БРИКС.

Война затмила финансы

 Пожалуй, самой главной особенностью питерского саммита может стать нарушение участниками подобного форума правила обсуждать лишь экономические и финансовые вопросы. И это неудивительно, поскольку по времени это мероприятие совпало с резким обострением международной обстановки из-за событий вокруг Сирии.

Судя по реакции большинства лидеров стран, входящих в «группу 20», они не готовы практически поддерживать очередную военную авантюру Вашингтона на Ближнем Востоке. А некоторые даже категорически против. Почему бы не использовать трибуну питерского саммита для того, чтобы попытаться образумить зарвавшегося президента США?

 Впрочем, события вокруг Сирии не так уж изолированы от экономических и финансовых проблем. Эксперты, в частности, предсказывают рост цен на «черное золото» в случае, если Вашингтон начнет военную операцию против этой страны. Некоторые смотрят еще дальше. Они полагают, что военная агрессия насторожит инвесторов в прилегающих к Сирии странах. Уже появились алармистские публикации, в которых говорится, что если Сирия падет, то за ней последует Иран. А далее – Россия. Авторы таких публикаций советуют иностранным инвесторам заранее начать «эвакуацию» из России.

 Первый день работы саммита показал, что его участники сумели сдержать себя и ограничились обсуждением исключительно финансово-экономических вопросов, которые были включены в повестку дня. Но уже вечером 5 сентября на деловом ужине, согласно сообщениям СМИ, начались разговоры о Сирии, содержание которых не раскрывается. Некоторые журналисты полагают, что 6 сентября в Константиновском дворце тема Сирии неизбежно вытеснит традиционные финансово-экономические вопросы.

 Кстати, еще не улеглись страсти вокруг так называемого «шпионского скандала», из-за которого даже была отменена планировавшаяся ранее встреча американского и российского президентов накануне питерского саммита. СМИ уже сообщили, что лидеры Мексики и Бразилии будут задавать вопросы Бараку Обаме. Очередная порция разоблачений от Эдуарда Сноудена дала им пищу для размышлений. По словам Сноудена, за дипломатами двух стран активно следили, и первые объяснения американцев не устроили глав Мексики и Бразилии.

 В общем, судя по всему, во второй день питерский саммит действительно обещает быть бурным. Кстати, его отличительной чертой (по сравнению с саммитами «двадцатки» предыдущих лет) является также непомерно большие затраты. По сообщению главы администрации президента РФ С. Иванова, на подготовку всех мероприятий, связанных с председательством России в «двадцатке», истрачено 6 млрд. руб. Пышность питерского мероприятия не очень согласуется с недавно сделанным  президентом заявлении о переходе на режим жесткой бюджетной экономии.

http://svpressa.ru

Фото: Алексей Дружинин/ РИА Новости

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий