Как превратить Национальную оперу в доходный бизнес. Советы бывшего руководителя балетной труппы театра Дениса Матвиенко

 Для любого театра мира, независимо от звезд, которые в нем выступают, важна репертуарная политика. Именно от нее зависит доход театра и его место на культурной карте мира. Руководители, которые усвоили это правило, за наполняемость залов могут не волноваться.

 Остальным приходится постоянно решать уйму вопросов, главный из которых – как привлечь зрителя? Ниже – несколько советов, которые помогут сделать Национальную оперу Украины (НОУ) доходным бизнесом и местом, куда будут выстраиваться очереди ценителей искусства.

1. Кадровая реформа. Сегодня в НОУ – около 1260 работников. Если сократить хотя бы 400 человек – от этого не пострадают ни качество представлений, ни зрители, зато освободятся деньги, которые можно потратить более эффективно.

2. Перевод артистов на гонорары (с условием наличия небольшой фиксированной ставки). Если за каждый выход на сцену или посещение репетиций и уроков им будут платить – это дополнительный стимул развиваться, работать лучше и качественнее. Эту практику уже внедрили Большой театр в России и Токийская опера.

3. Переход на блочную систему. Что это такое?  Сейчас наша опера работает по репертуарной системе: каждый день идет новый спектакль. В мире популярна другая практика – каждый спектакль демонстрируют блоком по 5-6 дней подряд. Естественно, прежде чем сформировать такой блок, администрация театра должна сделать прогноз: подсчитать посещаемость каждого спектакля, определить, сколько дней отвести под него.

 Такая система решает сразу несколько вопросов. Первый – артистам не нужно каждый день репетировать новый спектакль, как это сейчас происходит в нашей Опере. В день, когда идет «Жизель», репетируют «Дон Кихота» на завтра, а завтра – уже «Спящую красавицу» на послезавтра. Отсутствие возможности сосредоточиться на одном спектакле отражается на его качестве, и как результат – на посещаемости.

 Блочная репертуарная политика также поможет сэкономить бюджетные средства. Судите сами, если пять дней подряд показывать один и тот же спектакль, значит, в пять раз реже нужно менять декорации и свет. Таким образом можно либо сократить количество работников сцены, либо перевести их на почасовую оплату, что будет гораздо дешевле.

 Еще один плюс блочной системы – возможность расписать репертуар на несколько лет вперед. Это позволяет начать рекламную кампанию заблаговременно, а хорошая реклама – это залог коммерческого успеха спектакля. Пока в Опере продвижением спектаклей никто не занимается, рассчитывать на коммерческий успех не стоит.

4. Долгосрочное планирование. Сергей Филин, художественный руководитель Большого театра, в октябре 2012-го делился, что у него репертуар расписан до 2015 года. В нашей Опере артисты не всегда знают, что будут делать через два месяца. Пример – в этом году в НОУ планируют поставить балет Бориса Эйфмана «Анна Каренина», но никто не знает, когда конкретно это случится. Как следствие – нет рекламы, хотя такие вещи рекламировать нужно обязательно.

 Правильное планирование позволит решить еще одну проблему – начать сотрудничество со звездами первой величины. Сделать это мешают не столько их заоблачные гонорары (звезды балета получают меньше поп-звезд), сколько отсутствие возможности договориться с ними в последний момент. Их графики расписаны на месяцы и годы вперед – с этим нужно считаться. Если сделать это удастся, за наполняемость зала можно быть спокойными. Как показал пример спектакля «Лебединое озеро», когда к нам приезжала Нина Ананиашвили, дорогие билеты (до 1500 гривен) разлетелись мгновенно. А накануне спектакля под театром многие были готовы купить их даже дороже.

Фото Сергей Ефанов

http://forbes.ua

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий