ЯДЕРНЫЕ МОРСКИЕ СВИНКИ ПЕНТАГОНА. Эксперимент в штате Невада

Когда заходит речь о ядерных испытаниях, принято вспоминать о тихоокеанском атолле Бикини, 7 тысячах пострадавших аборигенов и женских купальниках. Однако самый масштабный ядерный эксперимент над людьми был поставлен не на тропических островах, а ровно полвека назад в американском штате Невада. Причем генералы не пожалели для него десятков тысяч собственных солдат.

По результатам послевоенных испытаний нового оружия на Бикини американские стратеги разработали план Dropshot, по которому планировалось сбросить на 70 советских городов 300 ядерных бомб, в том числе 8 бомб на Москву. По оценкам, после первой бомбардировки должно было погибнуть 2,7 миллиона человек, а СССР лишался 30-40% экономического потенциала. Однако вслед за ядерными бомбами на советскую землю должна была ступить нога американского пехотинца. О том, как будут действовать войска после массированного применения ядерного оружия, и должно было выясниться в ходе длительной серии испытаний под общим названием Desert Rock.

 На первом этапе (операция Buster-Jangle) осенью 1951 года бомбардировщики В-29 и В-45 сбрасывались бомбы серии Мк, схожие с той, что уничтожила Нагасаки. Целью операции была проверка воздействия ядерных ударов на различные объекты — траву, деревья, собак, крыс, людей. По опыту Хиросимы и Нагасаки ученые уже знали о проникающем излучении и лучевой болезни, но не считали это особенно большой проблемой. Поэтому участвовавшим в учениях 11 тысячам солдат объяснили, что радиация не имеет серьезных последствий, а дезактивация проводили с помощью обычных садовых метелок.

 1 ноября 1951 года в воздухе была взорвана бомба мощностью 21 килотонна. Сразу после прохождения ударной волны пехотным подразделениям было приказано совершить марш-броски по направлению к взрыву. Солдаты остановились в километре от эпицентра, после чего наблюдатели оценили поведение солдат и офицеров, перенесших воздействие поражающих факторов взрыва. 5 ноября 1951 года испытания повторились, но уже с использованием бомбы мощностью 31 килотонна

 1 апреля 1952 года с взрыва «слабенькой» бомбы всего в 1 килотонну стартовала операция Tumbler-Snapper. «Тонкостью» испытаний были находящиеся в 6,4 км от эпицентра и лишенные каких бы то ни было средств индивидуальной защиты 10 тысяч солдат. Через два часа после взрыва бойцы совершили марш-бросок, в полную грудь вдыхая радиоактивную пыль. 15 апреля 1952 года испытания повторили.

 21 апреля 1952 года солдатам было приказано повернуться спиной к взрыву мощностью 31 килотонна и прикрыть глаза руками. А после прохождения ударной волны и осаждения пыли двигаться к эпицентру. Солдат по-прежнему уверяли в абсолютной безопасности ядерных взрывов, поэтому осталось немало абсолютно «туристических» фотографий, на которых молодые беззаботные парни в военной форме «трогают» шляпки ядерных грибов. Большинство солдат были уверены, что им крупно повезло – их не отправили на кровопролитную войну в Корее.

 Пятый этап серии Desert Rock стал самым масштабным — с 17 марта по 4 июня 1953 года в нем приняли участие свыше 21 тысячи человек. В ходе операции Upshot-Knothole была опробована 280-мм ядерная пушка Grable, заряд которой был схож с устройством бомбы, сброшенной на Хиросиму. Также в ходе учений проводились тактические маневры, вертолетные учения и исследование воздействия поражающих факторов ядерного взрыва.

 

К этому времени ученые прекрасно понимали, что собой представляет радиоактивное заражение. Но чтобы окончательно расставить точки над i, в ходе учений был устроен взрыв Harry – один из самых грязных по количеству радиоактивных осадков за всю историю ядерных испытаний. Позже он получил название «Грязный Гарри» и дал имя знаменитой серии фильмов с Клинтом Иствудом.

 «Гарри» был взорван в 5:05 утра 19 мая 1953. Как рассказывал очевидец испытания Филипп Фрэдкин: «Я понял, что что-то пошло не так. Поразительная вспышка, необыкновенной продолжительности, ярко желтого цвета. Затем образовалось ужасающее атомное облако розоватых оттенков, которое ветер быстро уносил на запад. Облако достигло высоты 14 километров».

 К западу от полигона был городок Сент-Джордж (пресса его прозвала «Город осадков»), жители которого рассказывали о «странном металлическом привкусе» в воздухе. Позже обитатели большинства окружающих невадский полигон городков жаловались на головные боли, лихорадку, жажду, потерю аппетита, рвоту, потерю волос и другие признаки лучевой болезни.

 Серия маневров Desert Rock завершилась в 1957 году мощнейшим ядерным фейерверком из двух взрывов мощностью в 44 килотонн каждый. Несколько тысячи солдат при этом размещались в 29 километрах от эпицентра. Вот как вспоминал эти события их участник капрал Роберт Хендерсон: «Я мог видеть сквозь собственные руки. Я мог видеть сквозь голову человека, с которым разговаривал… когда сбросили бомбу, небо стало розовым, а спустя пять или шесть секунд мы наблюдали формирование огромного грибообразного облака самых невероятных цветов и оттенков — ярко-оранжевого, красного и блестяще-муарового».

 Спустя два дня эти же солдаты участвовали в маневрах, проходивших у ножки гриба от второго взрыва. Еще через день все части были задействованы в учениях на радиоактивных полях, а после окончания маневров части солдат пришлось заниматься демонтажем и транспортировкой загрязненного радиацией оборудования и вооружения.

 Вскоре начали сказываться последствия американского ядерного безумия. Тысячи солдат, наглотавшиеся радиоактивной пыли или попавшие под действие приникающего излучения, «заработали» острую лучевую болезнь, рак и прочие «побочные эффекты». Жертвами испытаний стало немало и гражданских. Дело в том, что полюбоваться на ядерные взрывы в пятидесятые мог любой желающий. Многие приезжали в Неваду целыми семьями.

 Разумеется, правительство США без особой охоты говорило о жертвах испытаний. Только в июне 1985 года Национальная академия наук США опубликовала результаты исследования смертности среди 49 тысяч участников этих войсковых учений, которые показались научному сообществу, мягко говоря, сомнительными. Связанные присягой ветераны умирали, не имея возможности объяснить причину своих странных болезней.

 «С этих парней брали подписку о неразглашении, — считает Р.Дж. Риттер, председатель Национальной ассоциации ветеранов атомных испытаний США, насчитывающей 400 000 членов. — Официально ничего подобного не было. Им так и говорили офицеры спецслужб: «Все, что вы сегодня слышали и видели, никогда не происходило».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий