ПОЛЬСКО-ЧЕШСКАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ВОЙНА

Чехи критически посматривают на польские продукты, все чаще появляющиеся на прилавках их магазинов, а поляки боятся пить чешский алкоголь — так в двух словах можно описать обстановку на польско-чешском пищевом фронте. С одной стороны, чешские санитарно-контрольные службы говорят о многочисленных фактах нарушения рецептур и применения польскими производителями запрещенных веществ, хотя ни один из этих фактов не привел к каким-либо трагическим последствиям.

С другой стороны одноразовый скандал с чешским алкоголем, «приправленным» метанолом, который разразился осенью прошлого года, унес несколько десятков жизней в самой Чехии, а также по несколько в Польше и Словакии.

История польско-чешского пищевого конфликта длится уже больше года: в феврале прошлого года в польских колбасах чешские контролеры обнаружили соль техническую вместо пищевой, в апреле — несоответствующий нормам яичный порошок в сухарях, в мае — муравьиную кислоту в квашеных огурцах и капусте. Январь этого года принес открытие крысиного яда в вафлях, а апрель — наличие фенилбутазона, запрещенного лекарственного препарата, в польской конине.

В свою очередь, в сентябре прошлого года в Чехии взорвалась «метиловая бомба»: на рынке появилось огромное количество нелегально произведенных алкогольных напитков, содержащих смертоносный метиловый спирт. Начали умирать люди, опасность разлилась также на Польшу и Словакию.

Ослабленное чешское сельское хозяйство?

Ссылаясь на примеры нарушений со стороны польских производителей, чешские средства массовой информации совместно с официальными органами начали наступление. Сегодня простые чехи не боятся перед телевизионными камерами говорить о поляках как о ловкачах и комбинаторах.

8 апреля этого года посольство Польши в Праге выдало заявление по поводу, как в нем говорилось, «массовой кампании, которую нельзя оставить без реакции». Выразило оно беспокойство тем, что ведется она «целенаправленно, а ее последствием может стать ухудшение взаимных отношений, прежде всего экономических.

Нельзя не заметить также экономического фона этой кампании. Имеется тесная связь с экономической ситуацией в чешском сельском хозяйстве и пищевой промышленности, а также структурой их собственности. Из анализа сектора сельского хозяйства в Чехии, опубликованного Чешским статистическим управлением в апреле 2012 года, вытекает, что сельскохозяйственное производство в Чехии драматически сокращается, резко растет импорт, а вместе с этим отрицательный баланс в этой отрасли».

В прямом чешском радиоэфире шпаги на эту тему скрестили торговый советник посольства Польши в Праге Войчех Побуг-Понговский и чешский министр сельского хозяйства Петр Бендль. Польский участник дискуссии подчеркивал, что «когда мы смотрим на статистические данные и сообщения чешской Государственной инспекции безопасности пищевых продуктов и мельского хозяйства или на данные Европейской системы безопасности пищевых продуктов, то из них абсолютно не следует, что польские продукты самые плохие».

В свою очередь чешский министр возразил против того, что чехи ведут кампанию против польских продовольственных товаров: «Мы ведем кампанию против продуктов плохого качества на чешском рынке, независимо от страны их происхождения. Однако симптоматичен факт, что появляется все больше таких продуктов из Польши».

По мнению чешского министра, частично вину за такую ситуацию несут сами поляки, поскольку не проинформировали своих чешских коллег из контрольно-санитарных служб, например, о появлении на польском рынке продуктов, при производстве которых нечестные фирмы использовали техническую соль.

Метил убивает

В том, что чешские власти серьезно перегибают с критикой польских продуктов, убежден польский депутат Европейского парламента Чеслав Секерский, который организовал в Брюсселе специальный семинар на эту тему.

— Когда в прошлом году разразился скандал с чешским метанолом, мы не утверждали, что все чешские продовольственные товары плохие. Мы всего лишь говорили, что нужно наказать конкретных виновных. Мы не ставили под сомнение контроль качества всех чешских продуктов — подчеркивает депутат.

После того, как «метиловый очаг» конфликта разгорелся в сентябре прошлого года, его до сих пор не удалось погасить. По данным на конец прошлого года, чешская полиция конфисковала около 15 тысяч литров ядовитого алкоголя, в то же время, как оценивалось, на нелегальных складах, по-прежнему, находилось 5 тысяч литров такого алкоголя.

До сих пор, несмотря на массовые акции полиции и контрольно-санитарных служб, а также введение временного «сухого закона» в Чехии и запрета ввоза чешских алкогольных напитков в Польшу и Словакию, не удалось найти две тысячи литров этой отравы.

В Чехии после употребления такого алкоголя умерло 39 человек, а 120 человек госпитализированы. Смертельные случаи зарегистрированы также в Польше и Словакии. Прокуратура представила обвинения более 70 лицам, большинство из них взяты под стражу.

Во главе этой преступной группы стояли два жителя Моравско-Силезской области, Рудольф Фиан, предприниматель в сфере общественного питания, и Томаш Кшепела, производитель авто-косметики. Они совершенно сознательно организовали производство отравляющей алкогольной жидкости и при содействии оптовика из города Злин ввели этот опасный для жизни людей продукт на рынок. Метиловный алкоголь они получили из жидкости для мытья лобовых стекол автомобилей, которую легально купили.

Всех троих лидеров группировки прокуратура обвинила в том, что они привели в действие опасность массового характера и могут быть приговорены к пожизненному тюремному заключению. Напомним, что доза метилового алкоголя, которая может привести к повреждению зрительного нерва, составляет в зависимости от специфики организма всего лишь 4-15 мл, минимальная смертельная доза — это 30 мл.

Россия четвертая, за Чехией

Польша располагает сильным и динамически развивающимся агропромышленным комплексом. В прошлом году польский экспорт продовольственных товаров достиг рекордного уровня и превысил 17 млрд евро. В течение последних 10 лет, экспорт сельскохозяйственных и пищевых продуктов регулярно превышает их импорт, тем самым принося Польше положительное сальдо в товарообороте. В настоящее время оно составляет 3,8 млрд евро.

Сегодня польских продовольственных товаров на прилавках чешских магазинов в четыре раза больше, чем 10 лет тому назад. Это несомненный успех польских производителей и экспортеров. Польша экспортирует в Чехию продовольственные товары почти на миллиард евро.

Чехия стала третьим по важности и величине закупок этих товаров рынком для польского сельского хозяйства и пищевой промышленности. Если учесть, что первые два места в этой классификации занимают европейские гиганты — ФРГ и Великобритания, то небольшая Чехия с 10-миллионным населением — это для польских пищепроизводителей очень ценный партнер.

Наибольшей популярностью в Чехии пользуются такие польские товары, как: мясо домашних птиц, свинина, сыры, рапсовое масло, кондитерские изделия.

Интересен также факт, что на четвертом месте, за Чехией, с несколько меньшими показателями объема польского экспорта находится Россия, которая особенно охотно покупает польские яблоки, мороженые овощи, шампиньоны, сыры, шоколадные изделия.

Как восстановить доверие?

При всех эмоциях, связанных с польско-чешской продовольственной войной, нельзя забывать, что диспропорция этого конфликта такова: «метаноловый» скандал в самой Чехии унес жизни 39 человек, в Польше после употребления чешского алкоголя погибло несколько человек, не говоря уже о таких человеческих трагедиях, как потеря зрения. В то же время ни один из польских продуктов, в которых в Чехии обнаружено недопустимые составляющие, никому непосредственной угрозы для здоровья, а тем более для человеческой жизни, не принес.

6 мая ситуацию на пищевом фронте обсуждали в Праге министры сельского хозяйства двух стран: Станислав Калемба с польской стороны и Петер Бендль — с чешской. Чешский министр публично зарекался, что «нет никакой нагонки на польские продукты». В свою очередь польский гость предложил, чтобы в случае каких-либо сомнений по отношению к качеству товаров службы, отвечающие за безопасность пищепродуктов, должны входить в прямой контакт и выяснять все сомнения. Только после выяснения всех сомнений информация могла бы передаваться средствам массовой информации.

Зофия Шальчик, заместитель министра сельского хозяйства и пищевой промышленности Польши, проинформировала, что министр принял решение о создании в его ведомстве специальной группы по защите образа польских пищепродуктов. По инициативе этой группы, началась процедура выбора рекламного агентства, которое займется акциями PR в Чехии. По словам Шальчик, министерство потратит 100 тысяч евро на продвижение польских продуктов на чешском и словацком рынках.

Александр Шторм — специально из Варшавы

http://www.regnum.ru

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий