КИЕВ-ГОРОД. Часть 6. Три церкви. М. Булгаков. Читаю классика

Это  еще  более  достопримечательно,  нежели  вывески.  Три  церкви – это  слишком  много  для  Киева.   Старая,  живая  и  автокефальная,  или  украинская. Представители  второй  из  них  получили  от  остроумных  киевлян  кличку:

 — Живые  попы.

Более  меткого  прозвища  я  не  слыхал  во  всю  свою  жизнь.  Оно  определяет  означенных  представителей  полностью – не  только  со  стороны  их  принадлежности,  но  и  со  стороны  свойств  их  характера.

В  живости  и  проворстве  они  уступают  только  одной  организации – попам  украинским, — и  представляют  полную  противоположность  представителям  старой  церкви,  которые  не  только  не  обнаруживают  никакой  живости,  но,  наоборот,  медлительны,  растеряны  и  крайне  мрачны.

Положение  таково:  старая  ненавидит  живую  и  автокефальную,  живая – старую  и  автокефальную,  автокефальная – старую  и  живую.

Чем  кончится  полезная  деятельность  всех  трех  церквей,  сердца  которых  питаются  злобой,  могу  сказать  с  полнейшей  уверенностью:  массовым  отпадением  верующих  от  всех  трех  церквей  и  ввержением  их  в  пучину  самого  голого  атеизма.  И  повинны  в  этом  будут  некто  иные,  как  сами  попы,  дискредитировавшие  в  лоск  не  только  самих  себя,  но  самую  идею  веры.

В  старом,  прекрасном,  полном  мрачных  фресок,  в  Софийском  соборе  детские  голоса – дисканты  нежно  возносят  моления  на  украинском  языке,  а  из  царских  врат  выходит  молодой  человек,  совершенно  бритый  и  в  митре.

Умолчу  о  том,  как  выглядит  сверкающая  митра  в  сочетании  с  белесым  лицом  и  живыми  беспокойными  глазами,  чтобы  приверженцы  автокефальной  церкви  не  расстраивались  и  не  вздумали  бы  сердиться  на  меня  (должен  сказать,  что  пишу  я  все  это  отнюдь  не   весело,  а  с  горечью!

Рядом – в  малой  церкви,  потолок  которой  затянут  траурными  фестонами  многолетней  паутины,  служат  старые  по-славянски.  Живые  тоже  облюбовали  себе  места,  где  служат  по-русски.  Они  молятся  за  Республику,  старым  полагается  молиться  за  патриарха  Тихона,  но  этого  нельзя  ни  в  коем  случае,  и  думается,  что  не  столько  они  молятся,  сколько  тихо  анафемствуют,   и,  наконец,  за  что  молятся  автокефальные, — я  не  знаю.  Но  подозреваю.  Если  же  догадка  моя  справедлива,  могу  им  посоветовать  не  тратить  сил.  Молитвы  не  дойдут.  Бухгалтеру  в  Киеве  не  бывать.

В  результате  в  головах  киевских  евбазных  старушек  произошло  полное  затмение.  Представители  старой  церкви  открыли  богословские  курсы;  кадрами  слушателей  явились  эти  самые  старушки  (ведь  это  же  нужно  додуматься!).  Смысл  лекций  прост – виноват  во  всей  тройной  кутерьме – сатана.

Мысль  безобидная,  на  курсы  смотрят  сквозь  пальцы,  как  на  учреждение,  которое  может  причинять  вред  лишь  его  участникам.

Первую  неприятность  из-за  этих  курсов  получил  лично  я.  Добрая  старушка,  знающая  меня  с  детства,  наслушавшись  моих  разговоров  о  церквах,  пришла  в  ужас,  принесла  мне  толстую  книгу,  содержащую  в  себе  истолкование  ветхозаветных  пророчеств,  с  наказом  непременно  ее  прочитать.

   Прочти,  — сказала  она, — и  ты  увидишь,  что  антихрист  придет  в  1932  году.  Царство  его  уже  наступило.

Книгу  я  прочел,  и  терпение  мое  лопнуло.  Тряхнув  кое-каким  багажом,  я  доказал  старушке,  что,  во-первых,    антихрист  в  1932  году  не  придет,  а  во-вторых,  что  книгу  писал  несомненный   и  грязно  невежественный  шарлатан. 

После  этого  старушка  отправилась  к  лектору  курсов,  изложила  всю  историю  и  слезно  просила  наставить  меня  на  путь  истины.

Лектор  прочитал  лекцию,  посвященную  уже  специально  мне,  из  которой  вывел,  как  дважды  два  четыре,  что  я  некто  иной,  как  один  из  служителей  и  предтеч  антихриста,  осрамив  меня  перед  всеми  моими  киевскими  знакомыми.

После  этого  я  дал себе клятву  в  богословские  дела  не  вмешиваться,  какие  б  они  ни  были – старые,  живые  или  автокефальные.

 Михаил Булгаков       

 Продолжение следует    

Читал  классика   Н.  Зубашенко. 

ПРИМЕЧАНИЕ.

25  мая  Киеву исполняется  1530  лет  со  дня  основания. Михаил  Булгаков.  Родился  в  Киеве  15  мая  1891  года.  Умер  10  марта  1940  года  в  Москве.   Русский  писатель,  драматург.  Автор  повестей,  рассказов,  фельетонов,  пьес,  инсценировок,  киносценариев  и  оперных  либретто.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий