СВЯЩЕННАЯ ЗЛОБА. Кто стоит за таинственными отравлениями высших церковных иерархов

Странная история с отравлением наместника Киево-Печерской лавры владыки Павла, возможно, не привлекла бы к себе столь пристального внимания, когда бы не несколько других, не менее странных историй, одновременно случившихся с церковными иерархами на Украине и в Белоруссии. Только в мае митрополит Киевский и всея Украины Владимир выписался из больницы после полугодового лечения, и вот он снова госпитализирован. Митрополита Минского и Слуцкого патриаршего экзарха всея Белоруссии Филарета спешно увозят в реанимацию, не дожидаясь окончания литургии.

Одновременно в больницах с «пищевыми отравлениями» оказываются сразу несколько сановников раскольничьей УПЦ КП (Украинская православная церковь Киевского патриархата), давая повод вспомнить о скоропостижной смерти митрополита Андрея (Горака).

Знающие люди считают, что отравление – наиболее типичный способ сведения счётов в среде священнослужителей. Историк Константин Преображенский, много лет исследовавший взаимоотношения внутри Русской православной церкви за рубежом, установил, что таких преступлений было немало.

Это и гибель от яда протоиерея РПЦЗ Льва Лебедева в 1998 году, и массовое отравление за трапезой епископов РПЦЗ в 1985 году, унёсшее жизнь митрополита Филарета, и целый ряд аналогичных происшествий с менее высокопоставленными священнослужителями. Много лет считалось, что-де Филарета убили агенты КГБ, но недавно дочь епископа Григория (Граббе) поведала, что незадолго до своей кончины владыка узнал о том, что приближённые епископы его обманывают – пользуясь тем, что Филарет не знал английского, они подсовывали ему на подпись липовые финансовые документы. Филарет собирался сместить нескольких епископов, но не успел.

Владыка Павел, которого считают наиболее вероятным преемником блаженнейшего Владимира, не так давно проходил курс лечения в одной из больниц Германии. В ходе обследования врачи обнаружили в крови священнослужителя ртуть и мышьяк. О результатах исследования, естественно, умолчали – подобные истории на публику, как правило, не выносят. И тут владыку снова госпитализируют – со схожими симптомами, но уже в Киеве. До Германии, как говорят доктора, его бы просто не довезли.

Тут-то и всплыли подробности недавнего лечения. Украинские врачи, как оказалось, гораздо разговорчивее своих немецких коллег. Не успела украинская пресса сообщить об отравлении, как пресс-секретарь УПЦ МП (Украинская православная церковь Московского патриархата) Василий Анисимов поспешил дезавуировать эту, по его словам, «ложную информацию». Владыка, дескать, просто немного занемог.

Бывает. Сам же владыка Павел прокомментировал госпитализацию так: мол, у него «хватает недоброжелателей, на его должность много претендентов, ведь это почётный статус и большие денежные потоки». Так значит, его всё-таки отравили?

Митрополит Павел занимает в УПЦ МП примерно то же место, которое в РПЦ занимал при патриархе Алексии Втором митрополит Кирилл. Полгода, с января по май, владыка Павел был временным управляющим Киевской епархией – другими словами, рулил всеми священниками и всей паствой, пока предстоятель Владимир болел. Равной ему по влиянию фигуры в руководстве УПЦ МП просто нет. Если предположить самое худшее – если одновременно из строя будут выведены и первоиерарх Владимир, и его наиболее вероятный сменщик, самая мощная на Украине церковная структура будет фактически обезглавлена.

В то же время в июне–начале июля в больницы некоторых украинских городов попали несколько иерархов конкурирующей с УПЦ МП Украинской автокефальной церкви – самопровозглашённой структуры, имеющей тем не менее определённый вес в центральной и западной частях Украины. Диагнозы у священников были писаны как под копирку – «пищевое отравление». Конечно, можно было бы допустить, что батюшки в одночасье просто наелись несвежего, когда бы всех их не объединяло одно обстоятельство.

 Все госпитализированные готовились выйти из рядов УПЦ Киевского патриархата, покаяться и перейти на службу к конкурентам. Сходство симптомов дало повод вспомнить о том, как ровно два года назад во Львове скоропостижно скончался раскольничий митрополит Андрей Горак. Мало кто из прихожан был удивлён его смертью – многие знали о том, что священнослужитель собирался возвращаться в лоно Московского патриархата. И не в одиночку, а вместе с паствой.

Андрей Горак был единственным православным епископом, поддержавшим филаретовский раскол. Вес его в УПЦ КП был немалый – фактически он был вторым человеком после самого Филарета. По утверждению секретаря Андрея (Горака) Владимира Бачинского, митрополит чувствовал себя вполне здоровым. Внезапная смерть наступила от обширного внутреннего кровоизлияния, причины которого врачи так и не установили.

По словам пресс-секретаря Союза православных граждан Кирилла Фролова, незадолго до гибели Горак уже предпринимал попытку вернуться в УПЦ МП: «Горак шёл к митрополиту Владимиру, чтобы принести покаяние и привести с собой из раскола немалое количество приходов, попросту обвалить раскол. Тогда… Горака схватили при входе в Киево-Печерскую лавру и в багажнике автомобиля увезли во Львов». Второй раз он собирался принести покаяние во время визита патриарха Кирилла на Украину  – но не успел.

Ещё недавно у раскольников из УПЦ КП был шанс выдавить из Украины конкурентов из УПЦ МП – этот шанс церкви дал президент Украины Виктор Ющенко. Но блицкрига не получилось, и «государственной церковью» раскольничья структура так и не стала. Теперь же, после того как «оранжевые» потерпели фиаско на выборах, место рядом с новым президентом Виктором Януковичем занял блаженнейший Владимир, а вовсе не Филарет (Денисенко). Разумеется, нашлось немало священников, трезво оценивших свои перспективы и решивших покаяться, пока не поздно.

Если раньше Виктор Ющенко лично следил, чтобы окружение Филарета получало финансирование от представителей украинского бизнеса – курировал процесс брат экс-президента Пётр,  – то в последние два года бизнесмены финансовую подкормку раскольников полностью свернули. Денег нет, стали разбегаться священники, уводя за собой и всю паству. Что делать? Дезорганизовать конкурентов, что же ещё.

Ходят слухи, что Филарет долго и безуспешно искал посредников, которые могли бы от его имени выступить на переговорах с руководством УПЦ МП о разделе, так сказать, «сфер влияния». Посредника пришлось искать долго, поскольку Денисенко – фигура, мягко выражаясь, нерукопожатная для экзархов Московского патриархата. Ни в России, ни на Украине желающих попросту не нашлось. Тогда Денисенко решил поискать их в Белоруссии. И вспомнил – митрополит Минский и Слуцкий и патриарший экзарх всея Белоруссии Филарет (Вахромеев) в своё время сменил Денисенко на посту Дмитровского архиепископа. А Филарета (Вахромеева) в свою очередь сменил блаженнейший Владимир. Лучшего посредника для переговоров не найти!

Вот только не повезло Денисенко. Экзарх Белоруссии наотрез отказался помогать раскольникам. Говорят, что ему угрожали расправой. Так это или нет на самом деле, возможно, мы скоро узнаем, когда прояснятся детали недавнего инцидента. Экзарх служил литургию в Свято-Петропавловском соборе Гомеля. Внезапно ему стало плохо – и Филарета увезли в реанимацию. Врачи несколько часов боролись за жизнь экзарха и победили. Когда же дело дошло до диагноза, в карточку больного записали «обезвоживание организма». Что с организмом священника было на самом деле, нам остаётся лишь гадать.

Обычно церковные власти стараются не вмешивать правоохранительные органы в подобные инциденты. Считается, что это может негативно сказаться на авторитете церкви. Именно по этой причине на Украине свернули расследование гибели Андрея Горака. По той же причине чудом выжившие экзарх Белоруссии и митрополит Чернобыльский предпочитают не распространяться о поставленных им диагнозах.

Есть ещё одно мнение: священники не слишком-то верят в то, что преступления, совершённые в отношении их, будут раскрыты. Свидетельством тому  – статистика. Практически все громкие убийства высокопоставленных церковнослужителей так и остались «висяками» – как в России, так и на Украине, и в Белоруссии. Самое известное из них – убийство протоиерея Александра Меня. Но были и другие – убийство игумена Лазаря (Солнышко), игумена Серафима (Шлыкова), архимандрита Петра (Посаднева), протоиерея Михаила (Сацюка), иерея Петра (Боярского) и многих других.

Георгий Филин

http://versia.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий