ПОЛТАВСКИЙ МАРШАЛ И НЕБЛАГОНАДЕЖНАЯ ГРАФИНЯ.

23 февраля исполнилось 255 лет со дня рождения поэта и драматурга Василия Капниста. Родиной его была Украина, и большую часть жизни он провел в имении Обуховка Миргородского уезда Полтавской губернии. Любопытно, что,  даже живя в Петербурге, Василий Васильевич демонстративно говорил по-украински.

  «ЗАКОНЫ святы, да исполнители — лихие супостаты» — этот афоризм поэта и драматурга Капниста позже использовали другие классики и прочувствовали на себе его потомки.

О том, сколь лихими стали «исполнители-супостаты» в советское время, говорит судьба его потомков, особенно замечательной украинской актрисы Марии Капнист, которая, по сути, всего лишь за дворянское (графское) происхождение получила 17 лет ГУЛАГа… Однако не только сама вернулась, но и добилась возвращения Украине из забытья славного имени предка.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ГРЕКА  В УКРАИНСКОГО ГРАФА

Пятнадцатилетним Василий Капнист едет в Петербург. В столице его как сына заслуженного военачальника зачисляют в чине капрала в Измайловский полк, где он знакомится с Николаем Львовым, а после перевода в Преображенский полк в 1773-м — с не менее выдающимся однополчанином Гаврилой Державиным.

Эта троица станет закадычными друзьями. Капнист не только войдет в литкружок Львова и Державина, но и женится вскоре на Александре Алексеевне Дьяковой, две родные сестры которой станут женами Державина и Львова. Конечно, жизнь Василия Капниста благотворно освещал отсвет славы предков, и тут стоит вернуться в седую древность.

На острове Занте в Ионическом море находятся руины первого родового замка Капнистов. Это были греки — борцы против турецкой неволи. Особенной храбростью и героизмом в боях за независимость греческих островов отличался Стомателло Капниссос, которому и был пожалован в 1702 году графский титул от самого правителя Венецианской республики Алоизия Мачениги. На гербе было написано: «В огне непоколебимые».

Внук Стомателло, Петр Христофорович, воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел в Украине и вскоре умер. Его сын Василий, переписав свою фамилию на «Капнист», прославился в боях под Очаковом, будучи командующим казачьими войсками. За боевые заслуги царица Елизавета «высочайше пожаловала» Василию Капнисту родовые земли на Полтавщине. Там у него родилось шестеро сыновей. Младший Василий Васильевич и стал большим украинским поэтом и драматургом.

Василию было девять лет, когда погиб отец. На родину привезли лишь его правую руку с фамильным перстнем и стиснутой саблей, подарком Елизаветы Петровны. По легенде, матерью поэта была не жена Василия Петровича, а крымская турчанка, красавица Сальма. Она не смогла перенести смерти любимого и, отдав ребенка жене Капниста, бросилась со скалы в море. Ходили слухи, что отец Сальмы, сходя с ума от горя, проклял род Капнистов до седьмого колена.

В 1785 году Капнист стал членом Российской Академии, участвовал в создании Словаря Академии Российской. Печатался в «Московском журнале» и «Аонидах» Карамзина. В 1790 году произошла размолвка с Державиным, причиной которой стал «Ответ Рафаила певцу Фелицы» под заглавием «Рапорт лейб-автору от екатеринославских муз трубочиста Василия К. «Ответ»: Капнист пародировал оду Державина «Изображение Фелицы».

В 1796 году в Петербурге вышел в свет первый сборник стихов «Сочинения Василия Капниста», а литературную славу автору принесла написанная в 1794—1798 годах сатирическая комедия «Ябеда». Она была напечатана в 1798-м и в том же году поставлена на сцене Петербургского Каменного (Большого) театра. Однако по приказу Павла I после четырех успешных представлений пьесу сняли с репертуара.

В 1802 году Капниста избрали генеральным судьей Полтавской губернии, а с лета того же года он служил директором народных училищ. О его авторитете говорит то, что в 1812 году его избрали заместителем губернского маршала, а в 1817-м — маршалом Полтавской губернии. Делом своей жизни Капнист считал литературу. Писал он и философско-публицистические миниатюры — краткие стихотворные изречения и афоризмы, одно из которых — «Законы святы, да исполнители — лихие супостаты», — позже использовал Иван Крылов.

В 1806 году в столице издали наиболее полный сборник поэтических произведений Капниста «Лирические сочинения». На события Отечественной войны 1812 года он откликнулся поэмой «Видение плачущего над Москвою россиянина», где обвинил в бедах страны дворянство, чиновничество и духовенство. По цензурным соображениям поэма не была издана.

Его влияние на последующее поколение российских литераторов очевидно. Так, Александр Пушкин неоднократно использовал стихи «горацианских» од Капниста, а Михаил Лермонтов процитировал строфу из стихотворения «Обуховка» в поэме «Кавказский пленник».

…Капниста похоронили в родном селе Обуховка, и о нем на многие десятилетия забыли. Пока не вернулась из ГУЛАГа Мария.

НЕБЛАГОНАДЕЖНАЯ ГРАФИНЯ

У каждого из Капнистов было много детей, породнившихся со многими благородными фамилиями. Среди них следует выделить род знаменитого запорожского атамана Ивана Сирко, «урус-шайтана» — из 55 великих битв он не проиграл ни одной. Спустя три столетия в Петербурге обвенчались граф Ростислав Ростиславович Капнист и прапраправнучка Ивана Сирко Анастасия Дмитриевна Байдак. 22 марта 1914 года у них родилась дочка Маша.

Жила семья в шикарном доме на Английской набережной в Петербурге. В гости к Капнистам приходили самые известные и уважаемые жители города. Федор Шаляпин обратил внимание на юную Мирочку — он давал ей уроки вокала и хвалил первую сценическую работу в домашнем спектакле. 

Переворот 1917 года не был для Капнистов неожиданностью. Как и все демократично настроенные дворяне, Ростислав Ростиславович верил в то, что революция принесет что-то новое. Он помогал революционерам материально и, пользуясь графским титулом, мог перевозить из-за границы большевистскую «Искру». Но жить в Петербурге становилось все тяжелее. Вскоре Капнисты переехали в Судак, а в 1920 году большевики захватили Крым.

Ростислава Ростиславовича расстреляли зимой 1921-го. Не выдержав горя после смерти отца, умерла старшая дочь Лиза. Сыновьям Андрею и Георгию пришлось скрываться. На глазах Марии убили ее тетю.

В 16 лет Мария Капнист поступила в Ленинграде в театральную студию Юрьева. Педагоги прочили ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Там же, в Ленинграде, состоялись две знаменательные для нее встречи. Первая — с другом детства Георгием Холодовским, женихом ее покойной сестры Лизы. Начинающая актриса и молодой инженер-энергетик вскоре полюбили друг друга. Тогда же произошла вторая встреча — с Сергеем Мироновичем Кировым, которого обожала вся молодежь Ленинграда и Мария в том числе. Киров прекрасно знал семью Капнистов, и, встретившись с ее младшей представительницей, стал расспрашивать обо всех. Мария поведала ему о своих несчастьях. Киров пообещал разобраться и помочь.

А потом Кирова убили, и вновь началась страшная чистка. Среди «неблагонадежных элементов» оказалась и Мария Капнист. Ей так и не дали доучиться. Судьба кидала ее из Ленинграда в Киев, из Киева — в Батуми, а в промежутках — за решетку. В начале 1941 года «за антисоветскую пропаганду и агитацию» Марии дали восемь лет. Могла ли она тогда подумать, что это только начало…

Многое пришлось пережить хрупкой молодой женщине. Ей обрезали чудные косы, выбили зубы. В Карлаге заключенные делали саманные кирпичи — это была изнурительная работа в невыносимой жаре. Затем был Джезказган, добыча угля. Выжить в этих страшных условиях помогал ее любимый Георгий Холодовский. Где бы ни была Мария, он находил ее и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая от голода и цинги.

На лесоповале в Сибири она родила дочку Раду. Ее отец — инженер, безумно влюбленный в Марию Ростиславовну. Как-то в степи, где женщины пасли овец, случился пожар. Он кинулся в огонь и спас свою возлюбленную. Рождение дочери было наградой за его подвиг. Но выйти замуж Капнист не согласилась — ее сердце было отдано Георгию.

Вернувшись,  Мария Капнист много снималась в кино. И хотя роли, как правило, были небольшие, но все же незабываемые. Наиболее убедительно Мария Ростиславовна создавала образы графинь, загадочных старух, ей не приходилось усердно лицедействовать, играя ведьм, цыганок и чародеек.

В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной графини.В фантастической комедии Александра Майорова «Шанс» актриса исполнила роль великосветской дамы Милицы Федоровны. А в ленте режиссера Виктора Греся «Новые приключения Янки при дворе короля Артура» она и вовсе сыграла три абсолютно разные роли — Фатум, рыцаря и игуменью.

Мария Капнист никогда не сидела без дела, она нередко давала благотворительные концерты, а главное — добилась возвращения Украине из забытья имени одного из своих славных предков, писателя Василия Капниста.

В возрасте 79-ти лет Мария Ростиславовна трагически погибла, переходя улицу. Похоронили ее на фамильном кладбище, в том же селе, которое теперь зовется Великий Обуховец.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий