Открываю огонь! Как КНДР захватила в плен корабль-разведчик США вместе с его секретами

«Пуэбло» – незаконно пленённый

Разведывательная миссия у берегов Кореи в 1968 году обернулась для американского корабля пленом и скандалом. Каждая историческая эпоха имеет свои корабли-музеи. Память об одном из самых острых эпизодов хранит американское судно «Пуэбло». Случай с кораблем вызвал острое противостояние между сверхдержавами.

Этому происшествию посвящено огромное количество литературы, но события далеких лет и сейчас остаются актуальными. Постоянные стычки в корейских водах — взаимные обстрелы, затопления и задержания судов — привлекают внимание к этому проблемному региону.

Разведывательный корабль «Пуэбло» до сих пор числится в составе ВМС США. Его экипаж насчитывал 83 человека: 6 офицеров, 75 матросов и два гражданских — океанографы. Капитаном судна был опытный моряк 38-летний лейтенант-коммандер Ллойд Марк Бучер.

18 декабря 1967 году командир пришвартованного в японском порту Йокосука «USS Pueblo» получил секретный приказ, в котором были определены сроки, задачи и районы предстоящего морского похода корабля в Японское море.

Американцев интересовала деятельность КНДР в районе портов Чхонджин, Кимчхэк, Вонсан и острова Маяндо. Судну предназначалось проведение разведки в районе восточного побережья КНДР, а также наблюдение за военными кораблями СССР в районе Цусимского пролива.

США также интересовала реакция КНДР и Советского Союза на ведение кораблем разведки в Японском море. Не позднее 8 января судну необходимо выйти из пункта базирования Сасебо, пройти через Цусимский пролив в Японское море и находиться в назначенном районе с 10 по 27 января.

Ночью 11 января 1968 года корабль Пуэбло направился в район. Внешне он выглядел не как военный корабль, а как малое научно-исследовательское океанографическое судно размером как небольшая яхта. Судно не поднимало флага, который определил бы его государственную принадлежность.

Вскоре 21 января на расстоянии 3 миль экипаж корабля обнаружил советский малый противолодочный корабль. Уже на следующей день в непосредственной близости от разведчика оказались два северокорейских траулера, которые начали вокруг американского судна описывать круги. Американский корабль был обнаружен.

Утром 23 января на горизонте показался противолодочный корабль ВМС КНДР, который шел к Пуэбло. Неожиданно экипаж американского судна заметил приближение четырех северокорейских торпедных катера, а над головами экипажа пролетела целая эскадрилья истребителей.

При помощи флажного семафора корейцы пожелали указать национальную принадлежность и застопорить ход судна. В ответ на это требование был передан сигнал «Ведутся гидрографические работы». Потеряв терпение, корейцы просигналили: «Отвечайте или открываю огонь».

На «Пуэбло» пришлось поднять американский флаг. Одновременно с этим члены экипажа принялись уничтожать секретную документацию, которых, по словам капитана Бучера, хватило бы на добрую дюжину новых кораблей. Но американскому судну не хватало скорости, чтобы оторваться.

Заметив, что на палубе жгут документы, корейцы открыли огонь. Небезопасно маневрируя, угрожая столкновением, боевые корабли заставили «Пуэбло» войти в территориальные воды КНДР, где он был буквально взят на абордаж и отбуксирован в порт Вонсан.

Несмотря на то, что экипаж Пуэбло отправил сигнал SOS, на помощь так никто и не пришёл… Затопить судно командир тоже не решился — гарантий, что экипаж будут спасать, не было, а в ледяной воде люди продержались бы не более 15 минут.

Капитан Ллойд Бучер со своим экипажем

Капитан Ллойд Бучер со своим экипажем

В результате вооруженного столкновения погиб один и ранено 9 американцев. Вместе с кораблем было захвачено стрелковое оружие с боеприпасами, зенитный пулемет, а главное — новейшее разведывательное оборудование, некоторое экземпляры которого только проходили флотские испытания. Было очевидно, — американскому флоту нанесли публичное оскорбление.

Но этим убытки не ограничивались. Американская власть была разоблачена в противоправных действиях относительно других государств.

А в Агентстве национальной безопасности США и Группе безопасности американского флота рвали на себе волосы, с ужасом пытаясь представить, что из секретного оборудования и документов всё-таки попало к северокорейцам, а следовательно, вскоре окажется и у специалистов в Москве.

Как потом оказалось, попало многое. Настолько, что захват «Пуэбло» можно сравнивать с захватом в годы Второй мировой войны союзниками немецкой шифровальной машины «Энигма». Благодаря аппаратуре, захваченной на «Пуэбло», советским криптографам удалось расшифровать более миллиона сообщений ВМС США.

Вообще северокорейские морские патрули всегда отличались своей агрессивностью. В случае подозрения они сначала открывали огонь, а уже потом разбирались с кем имеют дело. Как правило, подобного рода недоразумения — случайный заход военного судна во внутренние воды чужого государства — решались быстро при помощи дипломатических каналов. Однако в истории с «Пуэбло» сработал совсем другой сценарий.

В тот же день, 23 января, посол США в Москве Льюэллин Томпсон встретился с заместителем министра иностранных дел СССР В.В. Кузнецовым и по поручению своего правительства попросил посодействовать в деле по возвращению корабля и команды, незаконно задержанных в нейтральных водах. Для советских дипломатов это оказалось неожиданностью — корейские товарищи не сочли нужным сообщить им об инциденте.

В то время отношения между Москвой и Пхеньяном были достаточно прохладными, и причиной тому стали отношения, которые наметились между Китаем и СССР. Китайцы критиковали внешнюю политику советского руководства, обвиняя его в сговоре с империализмом, а решение о выведении ракет с Кубы вообще воспринималось как предательство.

Вместо того, чтобы быстрее «замять» скандал, корейцы повели себя совсем неожиданно — утром 24 января на корейском радио прозвучала запись признания капитана «Пуэбло», в котором говорилось о прямом вторжении судна в территориальные воды КНДР для ведения разведывательной деятельности. Спустя несколько дней после этого появилось сообщение о пресс-конференции, проведенной с членами экипажа для корейских журналистов, на которой те раскаивались в случившимся.

Сам факт сдачи американского военного корабля непосредственно нанес ущерб и репутации президента Джонсона. При таких обстоятельствах выяснилось, что командование не уделяло должного внимания безопасности разведчиков. Специального прикрытия для американского судна не предусматривалось, ведь поход квалифицировался штабными офицерами как «безопасный».

Кроме того, на судне не было приборов для уничтожения секретной документации и оборудования в случае захвата корабля.После признания капитана, корейцы обвинили американцев в шпионаже, требуя публичных извинений и гарантий, что подобного не повторится.

Реакция не заставила себя долго ждать — Джонсон с одобрения совета Национальной безопасности объявил срочную мобилизацию резерва ВВС и ВМС США общей численностью 14 600 человек. Американские и южнокорейские войска были приведены в состояние повышенной готовности, а авианосная ударная группа во главе с авианосцем «Энтерпрайз» направилась к берегам Корейского полуострова.

Из Окинавы в Южную Корею были перебазированы несколько десятков истребителей ВВС США. После этого американцы немедленно потребовали вернуть корабль с командой и принести извинения за его интернирование в нейтральных водах. В ответ на эти действия, в состояние боевой готовности были приведены войска Китайской народной армии и Дальневосточного военного округа СССР.

Переговоры между американцами и корейцами проходили без особого успеха. Одни настаивали на извинении, другие не спешили их приносить. Южные корейцы попробовали организовать обмен членов экипажа «Пуэбло» на политических деятелей «левого» направления, но эта попытка не увенчалась успехом.

Мирному решению конфликта всячески пытались способствовать и в Москве — на встречу с Брежневым был приглашен министр национальной обороны КНДР Ким Чан Бон, на которой ему четко сформулировали отношение СССР к этому инциденту: пора отпустить экипаж на «родину» и прекратить нагнетать ситуацию…

Наконец, 22 декабря 1968 года представители США и КНДР подписали документ о возвращении пленных. С начала инцидента прошло ровно 11 месяцев. Экипаж «Пуэбло» встретили как национальных героев. Все члены экипажа были награждены медалью «Пурпурное сердце». В отношении Ллойда Бучера было проведено служебное расследование, но до военного суда дело не дошло.

Моряков «Пуэбло» встречали как героев, но командование флота решило отдать капитана Бушера под трибунал. Его обвинили в сдаче корабля врагу, что произошло в ВМФ США впервые за 160 лет. На самом деле адмиралов взбесило то, что Бушер написал письмо президенту, в котором рассказал всю историю рокового похода, поведал о своих опасениях, проигнорированных командованием, и вообще, осветил ту сторону жизни американского флота, которую не принято показывать обывателям.

Когда «дело Бушера» начали разбирать следователи, не только подтвердилась правота капитана, но и вскрылись и другие интересные факты.

Смета, выделенная на ремонт «Пуэбло», была урезана вдвое, гирокомпас и рулевая машина вообще не были отремонтированы, а экипаж разведывательного корабля укомплектовали на треть новобранцами. Взорвать же секретную аппаратуру Бушер не мог физически, ибо средствами для такого подрыва «Пуэбло» не оборудовали.

Трибунал тем не менее намеревался вынести Бушеру обвинительный приговор, но тут дело своей властью прекратил командующий американским флотом Джон Чаффи. Сам адмирал объяснял это тем, что Бушер уже своё отсидел — у корейцев. Но скорее всего, командующий просто испугался дальнейшего вылезания наружу правды о действительном состоянии деле на флоте США.

В корейских публикациях результаты конфликта трактовались своеобразно: бескомпромиссная позиция Пхеньяна противопоставлялась трусливой Москве, которая не решилась задержать американский корабль в территориальных водах СССР, а затем капитулировала перед США, предав интересы КНДР, как и интересы Кубы в 1962 году.

Судно «USS Pueblo» было задействовано в программе экологических исследований, но на самом деле под аббревиатурой (б/н AGER 2) скрывались корабли радиоэлектронной разведки. Американцев интересовали военные объекты на территории КНДР, СССР и Китая: фиксировалась численность кораблей, расположение радаров, прослушивалось радио с целью выявления пунктов командования и связи.

Кроме экипажа, об истинном предназначении корабля был осведомлен ограниченный круг лиц. Бортовой номер AGER 2 указывал, что перед ними — океанографическое исследовательское судно. Формально «Пуэбло» до сих пор находится в составе ВМС США. Это единственный американский военный корабль, который в настоящее время находится в плену у другого государства. В 2008 году сенат США потребовал вернуть судно, но безрезультатно.

Пуэбло в плену на набережной в Пхеньяне

Пуэбло в плену на набережной в Пхеньяне

Ходовая рубка Пуэбло

Ходовая рубка Пуэбло

Личные вещи членов команды

Личные вещи членов команды

После захвата американский корабль «Пуэбло» долгое время стоял у причала в Вонсане, как корабль-музей. В конце 90-х годов его тайно перебазировали в Пхеньян. Теперь это одна из главных достопримечательностей столицы Северной Кореи.

Ллойд Марк Бучер умер 28 января 2004 года. Он был похоронен на Национальном кладбище Форт-Росекран с полными воинскими почестями.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.