Миллиардер в опале: Жеваго три года находится в международном розыске

Из-за войны Жеваго обеднел на $1 млрд, но сохранил самые ценные активы. Выдержит ли его бизнес давление правоохранителей.

Один из богатейших украинцев Константин Жеваго, 48, отбивает одновременно атаки на свой бизнес со стороны россиян и украинского правосудия. Что стоит на кону?

Константин Жеваго, 48, мажоритарный владелец горнодобывающей группы Ferrexpo, уже три года не появляется в Украине. Покинуть страну заставило уголовное дело о мошенничестве в его бывшем банке “Финансы и Кредит”, обанкротившемся в 2015-м.

В 2019-м Генпрокуратура объявила Жеваго в международный розыск по делу о растрате и легализации 2,5 млрд грн через банк. С этого времени бизнесмен управляет железорудной империей дистанционно.

В 2021-м Forbes оценил состояние Жеваго в $2,4 млрд, тогда он занял третье место в списке самых богатых людей Украины. В декабре 2022-го Forbes переоценил его состояние в $1,4 млрд.

Среди причин переоценки — полномасштабное вторжение России в Украину и блокада флотом РФ украинских портов.

В декабре 2022-го Forbes переоценил состояние Жеваго в $1,4 млрд

В декабре 2022-го Forbes переоценил состояние Жеваго в $1,4 млрд

Привлек внимание ОП

В последние годы бизнесмен живет между Лондоном и Дубаем. В августе 2022 журналисты УП заметили его в Монако, где он отдыхал на собственной яхте с названием “Z” стоимостью $70 млн.

Маркировка яхты буквой, являющейся неофициальным символом российского вторжения в Украину, не имеет никакого отношения к войне, писал ранее Forbes. “Название соответствует первой букве английской транслитерации фамилии семьи Жеваго (Zhevago)”, — сообщила в июне 2022-го пресс-служба бизнесмена. Он не собирается менять название.

Расследование журналистов привлекло внимание Офиса президента к бизнесу Жеваго и спровоцировало ряд проверок на его предприятиях, говорят два собеседника в ОП и правоохранительных органах. “Зеленский мониторит расследование журналистов, а затем поднимает вопрос либо на СНБО, либо в личных разговорах с руководителями правоохранительных органов”, — говорит собеседник в ОП на правах анонимности.

Руководство страны думает о национализации главного актива Жеваго — Полтавского ГОКа. Эта идея поддерживается частью Офиса президента, но финального решения пока нет, говорит собеседник Forbes в ОП. “В Офисе есть люди, которые выступают против этого”, — отмечает он.

Осенью 2021 года Жеваго получил предложение оплатить $60 млн в обмен на решение его проблем, связанных с банком ФиК, говорит на правах анонимности бизнесмен, приближенный к Жеваго. По его данным, предложение было согласовано на уровне руководства ОП. Жеваго отказался.

Риски национализации Ferrexpo

Главный актив Константина Жеваго — Полтавский ГОК, который вместе с Еристовским ГОКом входит в компанию Ferrexpo.ПГОК — владелец наибольших запасов железной руды в Европе. В отличие от других украинских горно-обогатительных комбинатов, он фокусируется на производстве качественных окатышей — продукции с высокой добавленной стоимостью. Поэтому предприятие считается одним из самых привлекательных инвестиционных объектов на развивающихся рынках.

В 2020-м доля ПГОКа в выручке Ferrexpo составила 76%. В первом полугодии 2022 года доход Ferrexpo снизился на 31%, до $936 млн, чистая прибыль — на 88%, до $82 млн. В январе—сентябре производство Ferrexpo упало на 68%, до 0,8 млн т, из-за логистических ограничений.

В сентябре Северный апелляционный хозяйственный суд признал недействительной покупку за $27 млн горнорудной Ferrexpo 40,19% акций Полтавского ГОКа у компаний, входящих в группу VS Energy. На момент соглашения в 2002 году бенефициарами VS Energy были российские бизнесмены и политики Александр Бабаков, Евгений Гинер и их партнеры.

На сегодняшний день российские акционеры VS Energy формально вышли почти из всех украинских активов, а их место заняли люди с гражданством ЕС.

Спор между Жеваго и VS Energy за Полтавский ГОК тянется с 2005-го, когда россияне решили, что продешевили и обжаловали соглашение в суде. В 2015-м Высший хозяйственный суд принял сторону Ferrexpo.

Очередной акт судебной драмы развернулся через пять лет и продолжается сейчас. В мае 2021 года Хозяйственный суд Киева отказал признать недействительным договор купли-продажи 40,19% акций ПГОКа. Однако следующая инстанция — Северный апелляционный хозяйственный суд — встала на сторону истца.

Ferrexpo будет защищать свои интересы, включая обжалование этого решения в Верховном Суде, сообщили в компании.

“Государство ждет окончательное решение Верховного Суда по спору за долю ПГОКа, — говорит собеседник из партии “Слуга народа”. — Мы думаем, что они [VS Energy] победят в суде, после чего можно будет национализировать актив за связи с РФ”.

Раньше этого сделать нельзя, поскольку акции Ferrexpo котируются на бирже в Лондоне. “Поэтому пострадают иностранные инвесторы”, — отмечает чиновник.

С другой стороны на компанию давят правоохранители. В ноябре БЭБ провело обыски в офисах Полтавского и Еристовского ГОКов. Комбинаты якобы занизили налоговые обязательства по рентной плате за пользование недрами на 10 млрд грн.

Другой актив Жеваго уже отчужден в пользу государства. 6 ноября пять крупных промышленных предприятий были переданы в государственную собственность. Среди них — завод “АвтоКрАЗ” Жеваго, занимающийся изготовлением большегрузных автомобилей. Незадолго до войны предприятие могло войти в состав “Укроборонпрома” как производитель шасси для техники ВСУ, но замысел не сработал, отмечает на условиях анонимности собеседник, причастный к Кабмину. В настоящее время предприятие находится в состоянии банкротства.

“Артериум”

Корпорация “Артериум” владеет двумя заводами в Украине: “Киевмедпрепарат” и “Галичфарм”. Более 90% компании принадлежит Жеваго. Forbes оценивает его долю в $210 млн. Компания является лидером на украинском розничном рынке антибиотиков. Более 11% проданных в Украине антибиотиков в 2020—2021 годах приходилось на “Артериум”.

В 2020-м выручка компании составила 3,65 млрд грн, по данным YouControl. Из них почти 20% пришлось на антибиотики — 693,7 млн грн. В 2021 году Forbes оценивал “Артериум” в более чем $300 млн. Из-за войны оценка снизилась до $210 млн.

24 ноября ГБР провело обыски на предприятиях корпорации. Компанию подозревают в коллаборационной деятельности, работе в пользу РФ.

Без каких-либо документов, выламывая двери кабинетов, провели обыски и изъятие документов, рассказали Forbes подробности обыска в пресс-службе компании.

“Представители ГБР… оказывали психологическое давление на работников предприятий. К примеру, один из них попросил сотрудницу дать ножницы, а затем — свой палец, угрожая таким образом физически”, — говорит руководитель пресс-службы “Артериума” Оксана Стефанова.

С 24 февраля “Артериум” покинул рынок России и Беларуси, прекратил поставки продукции, регистрацию лекарственных средств и не проводит клинических исследований на территории этих стран, уверяет Стефанова.

Представительства корпорации в этих странах ликвидированы, “Артериум” не платит никакие налоги в бюджет страны-агрессора, добавляет она.

Технически организовать экспорт в РФ не проблема, говорит на условиях анонимности топ-менеджер одного из украинских представительств международной фармкомпании. “Продаешь на посредника в Казахстане, Сербии или другой стране, которая не является членом ЕС, где меньше контроля, и которая лояльна к России, а дальше эта продукция идет в РФ”, — объясняет он.

Продукция заводов “Артериума” все еще продается в РФ. В частности, “Уролесан” и “Титриазол” можно купить через российский ресурс eapteka.ru.

Миллиардер в опале. Из-за войны Жеваго обеднел на $1 млрд, но сохранил самые ценные активы. Выдержит ли его бизнес давление правоохранителей /Фото 1

Продукция заводов “Артериума” все еще продается в РФ

Миллиардер в опале. Из-за войны Жеваго обеднел на $1 млрд, но сохранил самые ценные активы. Выдержит ли его бизнес давление правоохранителей /Фото 2

Продукция заводов “Артериума” все еще продается в РФ

Кэш, перевалка, футбольный клуб

Жеваго принадлежат футбольный клуб “Ворскла”, который Forbes оценивает в $18 млн, Кременчугский завод технического углерода ($20 млн), дивиденды от Ferrexpo и другие ликвидные активы в $550 млн.

Он также является совладельцем терминала для перевалки руды “ТИС-Руда”. Его доля в 49,9% оценивается в $25 млн. До российского нашествия Жеваго использовал порт для экспорта окатышей из Полтавского ГОКа. Совладелец украинского портового оператора ТИС Андрей Ставницер так описывает сотрудничество с Жеваго: “Ни за что бы не согласился повторить с ним бизнес”.

“На наблюдательных советах [Жеваго] вынимает мозг через ухо и не может успокоиться, пока не получит то, чего хочет, — говорит Ставницер. — Мне кажется, для него принципиально важно, чтобы все вокруг проиграли, не важно — выиграл он сам или нет”.

Forbes обратился с запросом к пресс-секретарю Константина Жеваго, но ответа не получил. “Пока не могу предоставить вам комментарий”, — сообщила пресс-секретарь бизнесмена Надежда Сторчева.

 Игорь ОРЁЛ, Ира КРИЦКАЯ, Катерина ШАПОВАЛ, Денис КАЦИЛО

Forbes-Украина,

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.