ТРИ КАЗАКА НА ДВОИХ. Знаменитый мультсериал о казаках родился, благодаря письму из Запорожья…

В мультсериале о казаках его авторам — Эдуарду Киричу и Владимиру Дахно — удалось сделать то, на что не решался никто в Советской Украине. Они придумали образ обаятельного национального героя. За тридцать лет художники создали настоящую мультипликационную сагу о трех казаках Грае, Туре и Оке, в прямом смысле — жемчужину украинской анимации.

— Эдуард Ильич, вы разрабатывали внешний вид этих персонажей. Расскажите предысторию возникновения этих образов.

— В 1968 году в редакцию «Киевнаучфильма» пришло письмо из Запорожья. На обычном листике из школьной тетрадки были описаны смешные приключения трех запорожских казаков. В те времена нельзя было делать серьезные вещи на национальную тему. А что-нибудь смешное вполне имело право на существование. Кстати, этот человек из Запорожья не попал ни в авторы персонажей, ни в авторы идеи. Насколько мне известно, он получил какие-то тридцать копеек за интересное предложение, и все.

Через некоторое время Дахно поручили делать мультик на казацкую тему. Он придумал, что казак Грай должен быть длинным, Тур — толстым и крепким, а Око — маленьким. Это можно было просто рассказать или же — нарисовать. Поскольку Владимир по образованию архитектор, то он нарисовал длинную палочку и сказал, что это Грай, большой кружок — это Тур, маленький — Око. Это и была его идея. Я же, как художник-аниматор, сделал из его идеи персонажей, придумал им лица, надел на них, образно говоря, мясо. И вот только тогда, когда эта идея прошла через мои руки, она получила жизнь, вырисовавшись в смешных человечков.

— А была цензура на казаков?

— Когда на киностудии шло обсуждение этих образов, то мнения разделились. Одним идея понравилась: ведь посредством юмора можно было выразить национальную идею. Другие же полагали, что «це спотворення — не можна робити козаків отакими, вони ж героями були».

— Прототипом героини мультфильма «Алиса в стране чудес» стала то ли администратор группы, то ли монтажер. Наверное, каждый художник какие-то черты, подмеченные у знакомых, друзей или недругов, вкладывает в своих героев. А как было у вас с казаками?

— Когда я учился в художественной школе и в институте, то одним из главных заданий, которое нам давали преподаватели, было делать наброски на улицах, в метро, на вокзале, подмечая характеры людей. Конечно же, все рисовали по-разному. Один делал акцент на человеческой анатомии, подмечая выразительный поворот головы или взмах руки. Другого интересовали житейские сценки: как, например, парикмахер бреет клиента или семья ест виноград. Я же, рисуя и людей, и композиционные сценки, всегда искал что-то смешное. За много лет собрал обширный багаж образов. Это очень помогало и помогает при создании персонажей. Так что прототипами казаков стали те многие образы, попавшие на наброски.

— Вы, наверное, как-то ощущаете темперамент своих персонажей, их характеры.

— Первый мультик «Как казаки кулеш варили» получился спонтанно. Но я еще тогда почувствовал, что эта история — не первая у наших персонажей. Она уже как бы сложилась. А что было до их встречи? Откуда они появились? У меня об этом куча сценариев скопилась. Вот один из них. 20 лет назад был написан. По нему Грай родом из болотистых камышовых мест. Он на дудке играл. Тур — из Карпат. История рождения Ока вообще военная. Его отец защищал от татар родное село. И по сценарию его спасает последняя стрела, оставшаяся в колчане. Ее-то он и привез домой. А из стрелы родился человечек. А потом уже все трое встречаются, чтобы «боронити українську землю». Кстати, я много раз говорил Дахно — давай озвучим их. А он: «Французы не поймут. Пускай они лучше мычат или тыкают пальцем! Это ж дополнительная работа, чтобы озвучить! Актеров надо искать».

— А вот если бы вам сейчас пришлось рисовать образ Украины в комиксах, кого бы вы изобразили?

— В мультике «Как казаки соль покупали» был образ степного украинца-чумака. В этом фильме есть эпизод, где чумаки в брылях, загорелые от солнца, в засаленных выцветших рубашках. Вот такой степной тип украинца. Кстати, интересная подробность о чумаках. Об этом я узнал в питерском этнографическом музее. Там была выставлена чумацкая икона, которую они брали с собой в дальнюю дорогу. Отличалась она от других тем, что была нарисована на высушенной камбале.

— Были у вас рекламные заказы на казаков?

— Да, я выполнял такие заказы — до того, как Дахно оформил авторские права на себя. Так что теперь я не имею права их рисовать…

Оксана САВЧЕНКО

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий