ЗЕ между молотом и наковальней: почему власть быкует перед “тарифным майданом”

Рост коммунальных платежей на фоне других экономических проблем и невысокого уровня жизни привел к активному социальному недовольству в ряде областей. Протестующие в регионах пока еще не выдвигают политических требований, но грозят идти на Киев, если местные чиновники и центральная власть их не услышат.

Офис президента (ОП), правительство, парламентские партии и олигархические группы начали подготовку к возможному “Майдану-3” в Киеве, драйвером которого должно стать массовое социальное недовольство. Какими могут быть основные предпосылки “тарифного майдана” и к чему он может привести, читайте в материале “Апострофа”.

Протестная волна

Практически во всех регионах продолжаются выступления против повышения коммунальных тарифов. Люди недовольны тем, что с начала года выросли цены на газ, отопление, электричество и холодную воду. Поводом для беспокойства является также и рост стоимости товаров и услуг, в которую также заложены расходы на коммуналку. Граждане протестуют у административных зданий, коммунальных предприятий и перекрывают трассы государственного значения.

В Житомире акции протеста переросли в захват областного совета. В минувшую пятницу “тарифные выступления” дошли и до Киева, где состоялась (правда, немногочисленная) акция, организованная от имени общественной инициативы “Стоп тарифный геноцид”. На первый взгляд, протесты собирались стихийно, но некоторые факты указывают на то, что выступления были скоординированы.

“Судя по утечкам информации, попытки организовывать “тарифный майдан” будут. Причем с высокой долей вероятностью протесты в регионах рассматриваются как своего рода общий фон, но имеются подозрения, что все эти протесты искусственно организованы с конкретными политическими целями. Реально проблема есть, люди недовольны тарифами, но важный нюанс — платежки на январь (повышенные тарифы действуют с начала года — “Апостроф”) еще не пришли. Где тогда конкретный повод для возмущения? Далее — протесты возникли как-то странно: сразу в один день и в нескольких регионах”, — отметил в комментарии “Апострофу” руководитель Центра прикладных политических исследований “Пента” Владимир Фесенко.

Партийная тактика

Тему тарифов активно “юзают” практически все парламентские силы, включая президентскую партию. Глава фракции “Слуга народа” Давид Арахамия заявил о подготовке плана антикризисных мер, пообещав в скором времени его представить.

Лидер “Батькивщины” Юлия Тимошенко предложила продавать население газ по более низкой летней цене, по которой “голубое топливо” закачивали в хранилище. Предполагается, что такое решение позволит снизить стоимость газа в три раза. Если для “Батькивщины” социальная риторика является естественной — Юлия Тимошенко всегда выступала за снижение тарифов, то для Европейской солидарности (ЕС) тарифный кейс оказался неудобным инструментом, но и проигнорировать такой повод для пиара в ЕС не могут. Открыто призывать к “тарифному неповиновению” окружению Петра Порошенко не с руки, так как общественности быстро напомнят, что первоначально коммуналка подскочила именно с “благословения” пятого президента.

В ЕС решили зайти “с фланга”, потребовав от парламента рассмотреть вопрос увеличения субсидий на оплату коммуналки. Позднее слова и.о. министра энергетики Юрия Витренко о возможности разблокировать экспорт газа “независимыми компаниями” из России в партии Порошенко назвали “возвращением Украины в газовую кабалу Кремля”.

“В “тарифном майдане” в Киеве, если до него, действительно, дойдет дело, будут участвовать именно партии. Киевляне массово протестовать не станут. Для них тема тарифов важна, но не критична. Партиям придется подвозить людей из регионов, но выглядеть это будет странно. Например, как объяснить участие ОПЗЖ в “тарифном майдане” на фоне того, что Дмитрий Фирташ является собственником облгазов?”, — говорит руководитель Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик.

Невзирая на некоторые “неудобные” факты, “Оппозиционная платформа” в ряде областей публично поддержала выступления против роста коммунальных платежей. Рост цен в партии назвали “тарифным геноцидом”, упрекнув власть в неспособности поднять уровень жизни и социальные стандарты.

“Тему тарифов активно раскручивают медиа, связанные с Виктором Медведчуком и Петром Порошенко. Традиционно на этом поле действует и команда Юлии Тимошенко. Пока нельзя точно сказать, кто именно будет организатором (”тарифного майдана” — “Апостроф”). Сложно представить, чтобы ОПЗЖ поддержала акции “Европейской солидарности” или “Батькивщина” присоединилась к протестам ОПЗЖ. У нас может быть не один, а несколько “тарифных майданов” под разными партийными флагами. Второй вариант — проводить акции от имени общественных организаций, в то время как партии будут действовать через парламент”, — добавил Владимир Фесенко.

Власть в “тарифном тупике”

Из-за неутихающих протестов в областях, правительству в понедельник пришлось собраться на экстренное заседание. На нем Кабмин утвердил установление предельной цены 6,99 грн за кубический метр газа для населения. Премьер Денис Шмыгаль анонсировал такое решение несколькими днями ранее, уточнив, что оно будет действовать до завершения отопительного сезона. Премьер также пообещал ограничить тариф на распределение газа, но при условии, что парламент поддержит такое решение.

Учитывая, что в вопросе временно регулирования цены на газ Кабмин выступал в унисон с руководством ОП, решение было принято именно с подачи Офиса президента. Власть решила сыграть на опережение, но проблему в целом это не решает. И тем более не гарантирует снижения протестной активности.

Ведь наиболее болезненный вопрос — отопление, а не только газ. Теплогенерирующие предприятия, пользуясь монопольным положением, вписывают в себестоимость не только цену “голубого топлива”, но и прочие расходы, делая схему ценообразования запутанной, что еще больше раздражает население. На видео с региональных протестов видно, как граждане требуют от руководителей коммунальных предприятий пояснить, почему в платежки вписали именно такую сумму и почему расходы на отопление могут существенно отличаться даже в рамках одного микрорайона. Внятного ответа, как правило, нет. И такое происходит практически везде по стране.

Следующая проблема для власти заключается в том, что перспективы введения фиксированной цены на газ обеспокоило представителей МВФ. Такая политика противоречит обязательствам, прописанным в Меморандуме о сотрудничестве Киева с валютным фондом.

“Офис президент и Кабмин сейчас зажаты с одной стороны соглашениями с МВФ, а с другой — имеет место картельный сговор энергетических предприятий в областях, принадлежащих олигархическим группам. Для ОП эти обязательства являются существенными. Поэтому когда Давид Арахамия или руководство Кабмина говорит о разработке некого плана или создания “антикризисного штаба”, то это больше похоже на попытки имитировать решение проблемы, а не реальные шаги”, — говорит Виталий Кулик.

“Февральский бунт”

Третья проблема (на чем активно играют противники “Зе-команды”) заключается в том, что даже с фиксированными ценами на газ коммунальные тарифы в Украине все равно остаются неадекватными по отношению к средним доходам домохозяйств. Ситуацию обостряет тот факт, что Евросоюз для основной массы украинцев, традиционно трудившихся там, оказался закрыт из-за коронавируса. А значит, поехать поработать “по безвизу” в ту же Польшу, дабы заткнуть финансовые дыры, не получится.

Организаторам потенциальных “тарифных бунтов” не нужно особенно изощряться для расширения социальной базы протеста. Достаточно подождать, когда в областях сформируется критическая масса недовольных, готовых “ехать на Киев”. Соответственно, нынешний малочисленный “тарифный протест” в столице следует рассматривать как создание опорной базы для полноценного майдана. Как отмечают наблюдатели, ждать долго не придется.

“В феврале, когда население получит большие платежки, возможны серьезные волнения. По моим сведениям, у власти уже заготовлен сценарий. Все списывается на Дениса Шмыгаля. Его отправляют в отставку, премьером делают Юрия Витренко, который торжественно объявляется о снижении тарифов на несколько процентов. Власть считает, что это на какое-то время собьет протестную активность. На бумаге такой план выглядит неплохо, но реальность может внести корректировки. Протестная активность может оказаться слишком высокой, поэтому перезагрузки Кабмина будет недостаточно. И в качестве “подачки” для протестующих могут на осень объявить досрочные парламентские выборы”, — сказал в беседе с “Апострофом” политический аналитик Александр Кочетков.

Впрочем, есть крупные финансово-промышленные группы — к примеру, самого богатого олигарха страны Рината Ахметова — которые не заинтересованы в том, чтобы Шмыгаль уходил. Это означает, что на Банковой, скорее всего, будут пытаться удержать нынешнее правительство на плаву. Согласно утечкам в СМИ и социальных сетях, СБУ поручили взять под контроль возможных организаторов тарифных протестов, а также выявить источники финансирования акций. Косвенно на это указывает и поведение премьера Шмыгаля, попросившего Антимонопольный комитет и Службу безопасности выяснить причины “тарифного недовольства” в регионах.

Олигархический фактор

Как показала практика предыдущих массовых протестов, для “полноценного” майдана в Киеве необходимы три основных условия: критическая масса недовольных политикой правительства (достаточно 5-10% активных “майданщиков” по всей стране), неформальный консенсус олигархических групп и утрата политической стабильности.

Акции в регионах и “мэрские бунты” создают предпосылки для возникновения первого и третьего условий. Чем острее ситуация в областях, тем больше шансов, что олигархические группы (причем, не только команда Петра Порошенко), захотят “вложиться” в протесты. Тактическая цель — сбить правительство Дениса Шмыгаля.

“Если Виктору Медведчуку, Игорю Коломойскому и иже с ними нужно будет организовать “тарифный майдан”, то они его организуют. В ряде регионов ОПЗЖ уже играет на этом. Также видно, как проблемы тарифов и коммуналки подают медиа, связанны с Игорем Коломойским. Они могут свободно войти в тему тарифов, так же, как сейчас все кому не лень входят в тему с протестами предпринимателей. Допустим, соберут “тарифный майдан”. И что дальше? Организаторы выбьют себе преференции, поменяют правительство. Игорь Коломойский получит “своего” премьера в лице Юрия Витренко или Игоря Палицы. На этом весь “майдан” и закончится”, — отметил в беседе с “Апострофом” политический эксперт, соучредитель украинского Института будущего Юрий Романенко.

Впрочем, часть наблюдателей уверена, что конечными выгодоприобретателями протестов могут оказаться совершенно другие группы. “Даже если олигархи выступят застрельщиками “тарифного майдана”, то его конечными бенефициарами окажутся совершенно другие лица, которые сейчас даже не на первых ролях. Не исключено, что это будут мэры городов, которые активно протестуют против карантинных ограничений”, — добавил Александр Кочетков.

ОПЗЖ и “Европейской солидарности” тарифный протест в Киеве может быть интересен для раскачки ситуации с прицелом на досрочные парламентские выборы. Власть наиболее уязвима именно в отопительный сезон и в первые недели после его завершения, когда уровень социального недовольства достигает пика из-за “космических” цен в платежках за коммуналку.

Партия Петра Порошенко делает все, чтобы “приватизировать” электорат западных областей, а партия Виктора Медведчука — окончательно закрепиться на юге и востоке. “Оппозиционная платформа” давит на “тарифный геноцид”, а Евросолидарность критикует неспособность власти поднят субсидии, параллельно разгоняя очередную “зраду” вокруг возможных поставок газа из РФ. Получится ли у них раскачать ситуацию до майдана в Киеве, будет видно уже через две-три недели.

Источник: Аргумент

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.