Выборы в Молдове — грязная игра олигархов

«Официально в республике Молдавия проходит предвыборная кампания, однако она скорее является грязной игрой олигархов», — пишет журналистка немецкого издания Die Zeit Майке Дюльффер.

24 февраля в Молдавии выбирают новый парламент. Эти выборы называют судьбоносными, ведь они, возможно, решат, куда повернется страна — к России или к Европе. «Партия социалистов Республики Молдова, к которой принадлежит и президент Игорь Додон, считается пророссийской и лидирует в опросах. За ней следует оппозиционное объединение ACUM. Третье место занимает правящая Демократическая партия. С 2014 года между ЕС и Молдавией действует соглашение об ассоциации, демократов считают проевропейскими. Однако это лишь видимость», — говорится в статье.

Тот, кто в Молдавии побеждает на выборах, не обязательно занимает какой-либо пост. Так, оппозиционный политик Андрей Нэстасе, выступающий сегодня за ACUM, прошлым летом победил на выборах мэра Кишинева, набрав более 52% голосов, однако позднее суд признал результаты выборов недействительными. По словам Нэстасе, «правительственная партия взяла юстицию под свой контроль». «Это криминальная группа, которая правит страной и называет себя Демократической партией», — заявляет он. По мнению Нэстасе, эта группа представляет только интересы своего председателя, олигарха Владимира Плахотнюка.

По словам Нэстасе, Плахотнюк и его окружение «контролируют не только политику, но и энергетический сектор, экономику, предприятия, юстицию и СМИ». «Более циничные наблюдатели называют Молдавию мафиозным государством», — отмечает издание.

Однако, продолжает Дюльффер, Плахотнюк не единственный. «Его главным конкурентом и соперником — другие говорят, что они скорее партнеры — является именно президент Додон. У него тоже есть собственные предприятия, свои телеканалы. Третий в олигархической схеме текущей предвыборной кампании — Илан Шор, бизнесмен и политик, занимающий должность мэра в городе Оргееве, несмотря на то, что он находится под домашним арестом по обвинению в коррупции». Сомнительную связь с олигархами приписывают и оппозиционеру Нэстасе.

«Нэстасе говорит, что власть имущие слишком далеко зашли в сочетании бизнеса и политики. Они создают видимость наличия политических разногласий, но за кулисами работают сообща — на благо своим экономическим интересам. По словам Нэстасе, Евросоюз, к сожалению, слишком поздно заметил, что связался с «ворами», — передает издание.

«Текущая предвыборная кампания — лишь мнимая борьба идей, по сути это обливание друг друга грязью», — отмечает Дюльффер. Оппозиционеров ACUM обвиняют в госизмене, Майю Санду, второго известного политика Acum, обвиняют в нетрадиционной сексуальной ориентации.

«О чем удивительным образом никто не говорит в предвыборной кампании, так это о Приднестровской Молдавской Республике, (?) регионе между рекой Днестром и Украиной на востоке, который 25 лет назад объявил себя независимым. Ни одна признанная страна не признала ПМР, в том числе и Россия, хотя последняя разместила там так называемый миротворческий контингент. (?) Существование территориального конфликта препятствует тому, чтобы у Молдавии появились серьезные шансы на вступление в НАТО или ЕС», — указывает издание.

В Приднестровской Молдавской Республике имеется своя столица Тирасполь, свой президент, правительство, парламент, который по старой традиции называют Советом, и крупная статуя Ленина, которую никогда не сносили, а валюта, замечает Дюльффер, называется здесь «рубль».

По словам Григория Волового, руководителя местного интернет-телеканала Dnestr TV, «в Кишиневе боятся ПМР». ПМР ориентируется на Москву, а Кишинев на Бухарест, говорит он. Тем не менее, у молодого поколения обеих частей страны есть нечто общее: тот, кто может, уезжает из Молдавии. Это он видит по пользователям, которые смотрят его канал. Среди них теперь есть зрители из Германии и Польши, но, в первую очередь, это пользователи из крупных российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. «У многих в ПМР есть российский паспорт и они без проблем могут работать в России. Многие молдаване со стороны Кишинева, наоборот, имеют второй румынский паспорт и могут работать в ЕС. По оценке Нэстасе, страну покинула уже треть населения».

Изменят ли так называемые выборы то, что повсюду речь идет лишь о бизнесе? «Мы должны победить, — говорят оппозиционеры Нэстасе и Санду. — Мы должны освободить страну от мафии». А если это не получится? Тогда оппозиция снова собирается призывать людей к демонстрациям. Хватит ли для этого участников в связи с эмиграцией, Санду не уверена, пишет издание.

По словам председателя Ассоциации независимой прессы Петру Маковея, «население больше не верит в какие-либо перемены». «Неважно, кто победит, олигархи сохранят контроль, — говорит он. — Мы маленькая, но, очевидно, очень богатая страна — здесь, вероятно, есть еще больше того, что можно украсть». Кроме того, Молдавия привлекательна для слишком многих людей, отмывающих деньги. «Мы отдали печать демократии группе организованных преступников», — констатирует Маковей.

Источник: Die Zeit
Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.