Или компании с ярко выраженным собственным интересом. И мы почти не услышим на этом рынке жалоб на гнет издателя, цензуру и т.п. И в целом, насколько можно судить, этот рынок устойчиво развивается.
Совсем другая ситуация наблюдается на рынке так называемых «общеполитических» продуктов. К ним могут быть отнесены также «экономические» издания и любые другие, публикация в которых может принести не только экономические, но и политические дивиденды их заказчикам. Я имею в виду как печатные издания, так и интернет-ресурсы.На этом рынке практически все время его существования наблюдается «плановая убыточность» изданий, диктат со стороны хозяев и цензура. Поскольку этот рынок занимает большую часть всех медиа-ресурсов, его обычно отождествляют со «СМИ в целом», хотя это и не так. Более того, специализированные СМИ как раз и показывают нам, что именно не так на рынке СМИ «общеполитических».Как это ни странно, но функция СМИ состоит в том, чтобы сообщать людям информацию. Именно за это люди платят деньги. Именно это и позволяет делать бизнес. Мы вам информацию – вы нам деньги. И на рынке специализированных изданий дело обстоит именно таким образом: бухгалтеры, филателисты, рыболовы и юристы – все они согласны платить за «свои» СМИ потому, что получают от них информацию – некие сведения, которые необходимы им в их деятельности.
Если на рынке «общеполитических» СМИ наблюдается «плановая убыточность», если эти издания существуют не от продаж и рекламы, а от вливаний заинтересованных в них хозяев, и если эта ситуация длится уже 20 лет, то впору задуматься, а чем они вообще занимаются.
Если повнимательнее присмотреться, то нетрудно увидеть, что собственно продажи информации потребителю в деятельности СМИ не так много и она сосредоточена, в основном, в районе прогноза погоды.
Дело в том, что мир «общеполитических СМИ» и мир потребителей, которые были бы готовы платить за информацию, практически не пересекаются. В мире СМИ действуют президенты, партии, законы, правительства и макроэкономические показатели. В жизни потенциального потребителя ничего этого нет. При этом я ни в коем случае не говорю о некоем «маленьком украинце», трудовая копейка которого позволила бы поддержать честную газету. Я говорю о любом украинце, будь то бюджетник, бизнесмен или чиновник.
Например, рассуждения по поводу какого-то закона СМИ строят на принимаемом по умолчанию допущении о том, что «закон один для всех». Однако в реальности это не так. Реальный человек, узнав о принятии какого-нибудь решения, связанного с его деятельностью, скажет: «Спасибо, будем что-то думать». Все то, о чем рассуждают СМИ и «эксперты», для него практически бесполезно, так как последствия решения для него лично зависят от массы сопутствующих обстоятельств, среди которых важнейшие связаны с «умением крутиться».Наши СМИ – это часть карго-культа, попытка описывать феодальное, по сути, общество терминами индустриальной эпохи. В рамках карго-культа персонажи, действующие в СМИ, выглядят не раскрашенными болванами в перьях и с кольцами в носу, каковыми они являются в жизни, а почти что респектабельными джентльменами. Однако вместе с тем, как на страницах газеты дикарь превращается в джентльмена, теряется и та информация, за которую был бы готов платить потребитель.Потребитель, имея в жизни дело с дикарем, с удовольствием платил бы за новости, связанные с его деятельностью. Но ему пытаются продать некие симулякры, из которых, конечно, тоже можно извлечь что-то полезное, но для этого нужно «быть в теме» и вообще прилагать массу дополнительных усилий.
Не правда сегодня все определяет…
Чтобы было понятнее, о чем я говорю, я просто проиллюстрирую, каким могло бы быть настоящее СМИ, за которое платил бы потребитель. Например, в XIX веке в газетах можно было найти список гостей на приеме у графа такого-то и перечень блюд. Эта очень полезная в практическом смысле информация крайне актуальна и для нас. Объявления о свадьбах знатных особ, репортажи со свадеб (опять же со списками гостей и подарков).
Коррупционные схемы, заметки типа «Как я получил землю в Обуховском районе». Анализы рынка взяток, тренды и тенденции. Репортажи с совещаний в Налоговой, расценки на «отмазки» и так далее. Новостная лента такого издания тоже должна освещать реальные, а не мистифицированные события. Например, «Милиция ограбила такого-то», «Прокуроры планируют отнять то-то у того-то», «Налоговая напала на фирму такую-то».
Кстати, заметьте, что информации такого рода много в интернете, и она пользуется устойчивым спросом. Часто форумы, где ее можно найти, популярнее изданий, на которых эти форумы расположены. Преимущество СМИ здесь состоит в систематизации информации, редакторской руке, возможности отслеживать тенденции и так далее. Такое СМИ может не нуждаться в дяде для финансирования и быть коммерчески успешным, живя с продаж. И, кстати, в моих словах нет никакой иронии и сарказма.
Максим ПАВЛЕНКО,
председатель наблюдательного совета коммуникационной группы «Статскiй советникъ»