Журналист Василий Дедов: Запорожье и Чикаго – это не две, а три большие разницы

Василий Петрович на главной улице Чикаго

— Василий Петрович, какими кажутся события в Украине человеку, приехавшему из США? 

— За новостями из Украины слежу очень внимательно, можно сказать, с пристрастием. Утро начинаю с того, что включаю компьютер и изучаю сообщения украинских изданий. И каждый раз надеюсь увидеть что-нибудь из того, что дает надежду на изменение ситуации в Украине в лучшую сторону. Имею в виду улучшение экономики, условий жизни простых людей и т.д. Однако ничего обнадеживающего в этом смысле, к сожалению, не нахожу.

Чаще всего СМИ пестрят мелкими, ничего не значащими событиями. Например, о том, что кто-то из депутатов повел себя неадекватно, совершил тот или иной проступок нелестно его характеризующий, как отреагировала на это Верховная Рада, что сказал Ляшко на согласительном совете и т. д. и т.п. А вот аналитическим вопросам, на мой взгляд, СМИ уделяют мало внимания. Нет статей, которые бы достоверно рассказывали о причинах ухудшения экономики. В общем, не удается почерпнуть хороших новостей. Видимо,  потому что их нет в жизни Украины.

— В Украине появился новый премьер-министр…

— Это для меня, как и для большинства граждан Украины, не было, собственно, неожиданностью. Дело в том, что до этого длительное время в СМИ муссировался вопрос о замене Яценюка другой фигурой на посту председателя правительства. И вот, наконец, пришел новый управленец, «великий» управленец, который, несмотря на свой молодой возраст, уже успел побывать и мэром в Виннице, и спикером Верховной Рады, и теперь возглавил Кабинет министров. Хотя хозяйственный опыт у него  явно недостаточный для работы в  должности главы правительства.

 Согласен, кадровая политика в Украине далека от совершенства

— Да какая там кадровая политика?!  Что сделал новый  «кадр» Гройсман. Долго не раздумывая, уже на второй день своего правления, он подписывает указ о повышении тарифов ЖКХ в несколько раз. На такие важные для людей вещи как электроэнергия, газ, горячая и холодная вода, отопление. Я не понимаю, как в таких условиях, когда экономика Украины разрушена, когда люди не могут купить себе продукты питания, премьер повышает тарифы! Я этого не понимаю!

— Но тарифы, наверное, и в Америке периодически повышаются. В зависимости от экономической ситуации в стране…

— Я ни разу за время пребывания в США  не слышал, чтобы кто-то высказал неудовольствие на этот счет. В США существует система регулирования доходов граждан и тарифов по оплате ими соответствующих услуг. Таких «сюрпризов», которые преподносит нам нынешняя наша власть, там, безусловно, быть не может. Это грозит падением рейтинга и отставкой.

— В Украине сейчас очень много говорят о реформах, которые, как обещают власти,  приблизят нас к европейскому пирогу…

— Разговоров много, но что толку — ни реформ нет,  ни результатов. Коррупция удвоилась. Взяточников вроде бы больше стали разоблачать, но вот парадокс —  до суда дела не доходят. Ничего в стране не меняется. Нет поворота экономики от падения к росту. Страна неудержимо падает вниз.

— Может из Америки все кажется в мрачных красках, потому что там совсем другие условия жизни, другой мир…

— Дело не в этом. Не в другом мире. Просто я хорошо помню, какой была Украина вчера, позавчера, год назад, десять лет назад и т.д. То есть, я имею возможность сравнивать, видеть новое, если оно появляется. В этом году я отсутствовал в Запорожье, семь месяцев жил в Америке. В начале лета вернулся в родное Запорожье и   что-то я увидел?

 Памятников у нас поубавилось…

— Разрушать мы умеем, хлебом не корми. Если честно, разрушение памятников  у меня, кроме раздражения, ничего не вызывает. Что, в стране  сегодня нет других, более важных проблем? Идет война, жизнь обесценивается, население страны катастрофически уменьшается. Надо поднимать экономику, медицину, образование, культуру.  Но тут надо работать в поте лица. Это сложнее, чем бегать с кувалдой,  кричать лозунги и ни за что не отвечать.

— Что бросилось в глаза после возвращения из Чикаго?

— Такой хотя бы факт. Каждый раз, возвращаясь из США, до Киева я лечу самолетом, а от Киева до Запорожья – автобусом компании «Автолюкс». Мне это удобно, потому что рейс идет через час после приземления самолета. Автобус не новый. Часть сидений откидывается нормально, на других это не получается, потому что они без всякой фиксации. Обращают на себя и другие неполадки в нем. Такое впечатление, что он появился лет пятнадцать назад, когда создавалась компания.

В Запорожье автобус должен был прибыть в 23 часа, а прибыл в час ночи. И вины водителя автобуса в этом нет, поскольку дорога такая же разбитая, с такими же выбоинами, какой она была и несколько лет назад.

Есть в автобусе и сервис определенный – предлагают пассажирам чай. И точно так же, как и в первый раз моей поездки на нем несколько лет назад. То есть, в пластмассовый стаканчик образца десятилетней давности наливают чай, предлагают пассажиру. Пассажир берет стаканчик в руку, он мгновенно слипается и, естественно, его содержимое выливается вам на колени. Приятного мало. 

Понятно, капитальный ремонт дороги, тем более по европейскому образцу, дело дорогостоящее, требующее больших финансовых вливаний, с которыми в Украине сегодня проблематично. Но разве компания «Авутолюкс» не могла бы приобрести более современные стаканчики, чтобы не обливать пассажиров дешевым чаем? Наверное, могла бы при желании, при европейском отношении к людям.

— К сожалению, у многих наших людей в ходу слишком упрощенное представление о европейском образе жизни. Мы видим в нем лишь внешнюю сторону: достойные зарплаты и пенсии, отличные дороги, обеспеченные законом права человека и т.д. И забываем при этом, что путь к этому лежит через сознание, дела и поступки каждого из нас.

— Безусловно. Особенно это бросается в глаза в торговле и в сфере услуг вообще. Рядом с моим домом в Запорожье есть продуктовый магазин «Брусничка». Как-то захожу туда, надо было что-нибудь купить для скорого ужина. Выбрал сыр «Комо». В упаковке. Прихожу домой, открываю упаковку и вижу, что сыр заплесневелый.

Возвращаюсь в магазин, объясняю продавцу, в чем дело. В общем, сыр отдал, деньги мне вернули. Но доверия у меня уже к этому магазину нет. И не только из-за сыра. Там можно увидеть и другие некачественные продукты — картофель, огурцы и другие. А ведь такого не должно бы быть, если бы хозяин магазина больше думал о покупателях, чем о собственной прибыли любой ценой.

Или такой случай. Я обратился в областную больницу по поводу травмы тазобедренного сустава. Мне порекомендовали попасть на консультацию к профессору такому-то. Прием профессор проводил не в областной больнице, а в университетской клинике. В какой-то небольшой комнатке. Захожу  туда, сидят двое – мужчина и женщина. Причем мужчина без медицинского халата. Поздоровался, спрашиваю: по адресу ли я попал. Оказалось, что это тот самый профессор, которого мне рекомендовали.

Объясняю цель своего прихода, достаю соответствующие снимки, которые у меня были ранее. Вижу невооруженным глазом, что  никакой заинтересованности у него нет ни ко мне, ни к моему диагнозу. Такое впечатление, что я не вовремя появился, что мне тут не очень-то рады. В конце концов, меня это неприятно зацепило, сказал об этом профессору. Он молча достает из стола сто гривен, которые я накануне внес в кассу больницы за прием к нему, и молча подает мне. Я беру деньги и говорю, наверное, вы правы, вряд ли я получу от вас нужную мне медицинскую помощь. И ушел. Вот такое было.

— А в Америке подобное равнодушие врача к пациенту возможно?

— Там пациента встречают с улыбкой. И провожают с улыбкой. Там это норма врачебного этикета. Я не хочу сказать, что у нас в Запорожье нет достойных врачей. Есть и немало. Буквально после «радушного» приема у профессора  я обратился в «Вита-центр», бывшую «запорожсталевскую» больницу, в отделение ортопедии и хирургии. Там отнеслись ко мне, как и подобает, очень внимательно, дали профессиональную рекомендацию по лечению моего заболевания.

Очень хорошее впечатление осталось у меня и после посещения поликлиники бывшей «Седьмой медсанчасти». Там я был на приеме у профессора, специалиста по лечению тазобедренных суставов Олега Васильевича Банита. О нем я и сейчас вспоминаю с благодарностью.

— Как проезд в городских маршрутках Запорожья  с точки зрения ветерана?

— Меня поражает и пугает то, с каким пренебрежением отдельные водители маршруток относятся к пожилым людям. Они грубят, оскорбляют их. Только за то, что заслуженные люди хотят использовать свое законное право на бесплатный проезд. Практически издеваются над ветеранами. Как будто человек заходит не в маршрутку, а садится им на шею. Грустно и противно наблюдать такое. Я ветеран, но   всегда плачу за проезд в маршрутке, потому что не хочу, чтобы меня унижали таким образом.

-В американских маршрутках такого не случается? Пенсионеры пользуются там льготами?

-Во-первых, там нет маршруток, там есть современные автобусы, другие виды общественного транспорта. И пенсионеры, естественно, имеют льготы и они их получают.  Но в Америке водители не грубят пассажирам.

На фоне недостроенных мостов — запорожской стройке века

-Это недостроенный до сих пор мост через Днепр, который так нужен городу. Многолетний недострой, куда вложены  громадные средства, выполнен большой объем работ. Теперь этот объект попросту заброшен, потому что ни у государства, ни у города нет необходимых капиталовложений. Очень неприятно наблюдать разрушающиеся от времени конструкции моста. Если в ближайшее время не найдется инвестор, готовый довести это строительство до конца, то можно будет говорить, что многолетние финансовые затраты и труд строителей были напрасными. Но возникает опять же вопрос – кто ответил за такой бардак, за потраченные на ветер миллиарды? Никто!

— Отношение к спорту в  Запорожье и Чикаго – тоже две большие разницы?

— Не две, а три! Ну, разве это дело, что в Запорожье всего два плавательных бассейна. И вообще массовый спорт  в загоне. Да и не только спорт. На мой взгляд, сегодня заметна деградация нашего общества. Мы теряем в нравственности, в культуре. И это очевидно. Пьянство, матерщина, наркотики и прочие пороки встречаются в Запорожье на каждом шагу. Меня особенно беспокоит молодежь. Разве это нормально, что девочки-подростки сплошь и рядом, не стесняясь, в открытую, у всех на глазах курят. Я всю жизнь работал с молодежью, такого безобразия никогда не было. И виноваты в этом не только родители и школа, а все общество, все мы.

  Тем более, если учесть, что мы  журналисты.

— Если серьезно  говорить о нынешней журналистике, то, по – моему, она сегодня никакая. Независимых изданий нет. Одни работают на власть, другие на олигархов. Я уже не говорю о слабой профессиональной подготовке коллег. Но я верю и надеюсь, что Украина поднимется на ноги и у нас будет вполне достойная жизнь, достойная молодежь, достойная журналистика. Ну, как в Чикаго.

Николай Зубашенко,

 «Украинские ведомости»

 

 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.