Великие музыканты из украинского городка Глухова. Репортаж из Нью-Йорка

 К православному Рождеству и старому Новому году  Русский камерный хор Нью-Йорка под управлением Николая Качанова дал два концерта. Специально представлять Хор Качанова, как его обычно называет публика, нет необходимости: весь коллектив, отдельные его группы и солисты, такие как Ганна Голодинская, Джейн Хаббард, Джейсон Загорчак, Джон Кава и другие – это хорошо известные профессиональные музыканты. 

Программа концертов, состоявшихся в двух разных церквях Манхэттена, разделена на два отделения – «русское» и «украинское». Разделение чисто условное: оба классика русской церковной музыки Максим Березовский (1745-1777) и Дмитрий Бортнянский (1751-1825) родились на Украине, в городе Глухове.

Максим учился в известной глуховской певческой школе. Высокий профессиональный уровень обучения позволял ежегодно десяти воспитанникам школы поступать в придворную капеллу в Петербурге. Высшее образование М.Березовский получил в Киево-Могилянской академии, где начал писать собственные произведения – канты, быстро ставшие популярными. В 1769 году Березовского направили в Болонскую филармоническую академию, где он обучался до 1771 года. Это престижное учебное заведение с XVII века готовило музыкантов для всей Европы. Прожив в Италии более четырех лет, композитор вернулся в Петербург и был назначен в штат императорских театров, а через восемь месяцев – капельмейстером придворной капеллы.

В первом отделении, помимо Хорального концерта Березовского, были исполнены также литургические произведения русских композиторов Дмитрия Яичкова, Александра Егорова и похороненных в Нью-Йорке Александра Гречанинова и Сергея Рахманинова. Завершилось же первое отделение исполнением церковных песен Дмитрия Бортнянского.

В отличие от М.Березовского, умершего тридцатидвухлетним, Д. Бортнянский прожил долгую и плодотворную жизнь. Семилетним певчим он был отправлен в Санкт-Петербург на учебу в Придворную певческую капеллу, а позднее стал служить при дворе. В 1768 году его отправили пенсионером в Венецию для обучения музыке, и одновременно Бортнянский служит в средиземноморской эскадре русского флота А. Г. Орлова в качестве переводчика и дипломата. Бортнянский, автор нескольких опер, симфонии и пр. вошел в историю русской музыки прежде всего как автор хоровых духовных композиций. Ему принадлежат многочисленные новаторские хоровые церковные песнопения, светские хоры

Второе отделение концерта Хора началось исполнением сюиты на темы четырех украинских колядок в обработке Николая Качанова и еще двух колядок – современного киевского композитора г-жи Леси Дычко. Концерт продолжили музыканты известного инструментального трио: Тамара Вольская (домра), Анатолий Трофимов (баян) и Леонид Брук (бас-балалайка). Виртуозное исполнение трио Фантазии на темы украинских народных песен современного российского композитора Александра Холминова было встречено овацией слушателей. Еще они сыграли мелодию колядки «Щедрык» в обработке Миколы Леонтовича и аккомпанировали Ганне Голодинской, исполнившей арию Наталки из оперы Миколы Лысенка «Наталка Полтавка».

Супруги Тамара Вольская и Анатолий Трифонов, народные артисты России, победители многих международных конкурсов, профессоры Уральской консерватории, после переезда в Америку стали желанными гостями также и концертных залов Канады, Европы, Австралии, Японии. Их дуэт прекрасно дополняет мощным звуком своего достаточно редкого инструмента – бас-балалайки выпускник Санкт-Петербургской музыкальной школы Леонид Брук.

Слушатели по достоинству оценили и насыщенное прекрасными мелодиями новое сочинение современного композитора Михаила Цайгера «Рождественская песня», исполненное Хором Качанова (мировая премьера). Свое рождественское выступление Хор посвятил памяти участницы хора Али Трегубовой.

rusrek.com

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.