Ужасный старт. Почему Европа боится нового правительства Польши

Новое правительство, сформированное прежде оппозиционной партией “Право и справедливость”, всего за две недели работы успело заставить европейских политиков нервничать.

Польша была любимым детищем, одним из самых успешных проектов Евросоюза. С тех пор, как страна вошла в содружество, ее ВВП на душу населения почти удвоился, Польша стала живым примером того, что демократия и рыночные инструменты могут работать там, где раньше была плановая экономика и тотальный социализм. Но новое правительство, сформированное прежде оппозиционной партией “Право и справедливость”, всего за две недели работы успело заставить европейских политиков нервничать. Вместо лояльного и благодарного союзника на востоке Евросоюза может вновь появиться государство, от которого Брюссель не знает, чего ждать, пишет журнал Economist.

Новое правительство взяло ужасный старт, считает издание. Приступив в середине ноября к работе, оно уже оставило претензии на умеренность, которые PiS (Prawo i Sprawiedliwość) демонстрировала в ходе предвыборной кампании. Реальная власть в кабинете принадлежит не премьер-министру Беате Шидло, а Ярославу Качиньскому, председателю правящей партии и брату бывшего президента, подчеркивает Economist.

 Происходит консолидация власти на разных уровнях, посты в службе безопасности и разведке занимают “свои люди”. Состав польского правительства многих удивил. Министром обороны стал поклонник конспирологических теорий относительно крушения самолета Леха Качиньского под Смоленском в 2010 году Антоний Мацеревич. Координатором спецслужб в правительстве назван Мариуш Каминьский — бывший глава польского антикоррупционного бюро, в марте признанный виновным в превышении полномочий, приговоренный было к трем годам тюрьмы и внезапно освобожденный президентом Анджеем Дудой.

Не меньшее беспокойство вызывает отношение Польши к Евросоюзу и внешнеполитический курс страны. Глава польского МИД отличился оригинальной позицией по вопросу притока беженцев в Европу, а сам Качиньский сообщил, что мигранты из мусульманских стран являются носителями “опасных заболеваний”. Правительство обсуждает возможность отмены ранее анонсированных контрактов о поставке военной техники с американскими и французскими производителями. Наконец, Польша может отказаться следовать европейским целям по защите климата.

В последний раз, когда PiS была у власти (2005—2007 годы), партия, по выражению авторов Economist, создавала в Европе “атмосферу истерической нестабильности”. Сейчас, в условиях кризиса беженцев, войны в Сирии и натянутых отношений с Россией, такая атмосфера может возникнуть вновь, и это беспокоит европейских политиков. Польша была флагманом экспансии европейских ценностей на восток, а ее стабильное развитие и проевропейская ориентация заработали стране дипломатическое влияние. Теперь же теплые отношения Варшавы и Брюсселя находятся под угрозой.

“В нормальные времена Европа могла бы позволить себе подождать, пока PiS смирится с реальностью, партия еще может скорректировать свой курс или же пасть жертвой плохой организации и внутренней борьбы. Но сейчас ненормальные времена. Перед Европой стоят задачи, которые надо решать, — от беженцев и климатического вопроса до Владимира Путина, — констатирует Economist. — Справиться с этими задачами будет проще, если Польша будет частью решения, а не частью проблемы. Альтернативой же будет бессильная Европа и постепенный развал институтов самой Польши”.

Ира СОЛОМОНОВА

Slon.ru

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.