Поляки, румыны, венгры, болгары и евреи готовы претендовать на собственность Украины

Созданная в Польше лишь весной этого года организация «Реституция Кресов» уже 19 октября устами главы своего учредительного комитета заявила, что подготовила более 600 обращений в суды Украины с целью восстановления прав поляков на имущество, оказавшееся после Второй мировой войны на территории Украины

Украина, избавляясь от советского наследия, должна руководствоваться в своем движении на Запад не романтическими картинами светлого и необременительного пути, а прагматичным поведением, построенным на соображениях полезности и выгоды. От пестрой и большой европейской семьи можно ожидать не только поддержки и помощи, но и банального равнодушия, а в худшем случае — материальных претензий.

Созданная в Польше лишь весной этого года организация «Реституция Кресов» уже 19 октября устами главы своего учредительного комитета заявила, что подготовила более 600 обращений в суды Украины с целью восстановления прав поляков на имущество, оказавшееся после Второй мировой войны на территории Украины.

Первые два иска будут поданы в суды Киева и Луцка. На украинскую Фемиду они особо не надеются, и следующие иски готовят в Страсбург и США. В организации уточняют, что около 100 тыс. человек могут претендовать на имущество, расположенное в областях Западной Украины, в так называемых Восточных Кресах (Kresy Wschodnie). На этих землях в те времена проживали в основном поляки.

Вышеназванная организация планирует содействовать возвращению прав поляков на имущество, расположенное на нашей территории, или получению компенсаций за оставленную здесь недвижимость. По имеющимся документам, у более 7 тыс. крестьян-землевладельцев конфисковано более 130 тыс. га земли. Претензии у столь энергичной европейской «Реституции Кресов» к Украине, по самым скромным подсчетам, достигают 5 млрд долл.

Это самый свежий, но далеко не единственный пример материальных претензий со стороны других государств к Украине. Румыны и венгры, болгары и евреи готовы претендовать на собственность нашего государства. Отдельным пунктом следует рассмотреть российские претензии, которые вылились в силовой захват украинских территорий.

Важнейшим цивилизационным постулатом отношений в западном мире является неприкосновенность частной собственности. Этот элемент стоит во главе угла всей христианско-иудейской истории и экономики. Если Украина выбирает для себя западный путь, то нужно не просто быть готовым к этому, но и попытаться его искренне понять и разделить.

Прошедший век не был легким — две мировые войны, революции, геноцид и массовые репрессии на территории, которую занимает наша страна, привели к тому, что большая часть личной и общинной собственности была уничтожена, конфискована и разграблена. Так строилось социально справедливое новое общество. Молодое украинское государство, избравшее демократический путь развития, сегодня столкнется с претензиями наследников частных лиц и общин, потерявших свое движимое и недвижимое имущество. В этом нет ничего страшного и необычного, просто уже сегодня неплохо думать о создании механизмов, способных на это грамотно реагировать.

Восстановление, возвращение прежних прав и преимуществ, или реституция, для нашей страны представляет сегодня проблему не юридическую, а политическую. Отношения собственности не являются общеевропейской прерогативой. Законодательство Европейского Союза отсылает решение подобных вопросов к внутреннему законодательству каждой конкретной страны. Подобное подтверждено Европейским судом по правам человека еще в начале 2000-х.

Получается, Страсбург нам не особо страшен, при условии, что киевские власти не напринимают каких-нибудь радикальных законов. Решения судов в США, на которые надеются польские реституционеры, тоже будут носить просто рекомендательный характер. В Украине до сих пор законодательно не решен вопрос о земле, которая является важнейшим объектом реституции.

Также стоит помнить о встречных претензиях украинской стороны к той же Польше. Так, в рамках операции «Висла» в 1947 году более 200 тыс. украинцев были изгнаны польскими властями из своих домов, с уничтожением их личного имущества. Это стало ответной мерой на выселение советской властью 800 тыс. поляков. Но выселяла их именно советская власть, а не Украина.

Можно развешивать в Варшаве карты Польши с принадлежащими ей Львовом (Лембергом) и Волынью, но ни к чему, кроме обращения к глубинным и дремучим инстинктам, это не приведет. Советская история давно не является ни польской, ни украинской гордостью. Пусть Москва гордится своим недалеким прошлым.

Помимо земель, потенциальными объектами реституции может считаться недвижимость, ранее принадлежащая гражданам и общинам, а ныне жителям других стран, — это жилые дома, религиозные сооружения (кирхи, церкви и синагоги), здания, в которых размещались общественные учреждения (больницы, архивы, библиотеки, театры, клубы), а также кладбища.

Важным объектом реституции считается движимое имущество — документы, хранившиеся в общинах и у частных лиц, произведения искусства и музейные экспонаты, мебель и ритуальные предметы, деньги и ценные бумаги, драгоценности, книги и архивные материалы. За легализацией всего этого следует длительная и кропотливая работа. Причем возвращение частной собственности — гораздо более трудоемкая процедура, чем возвращение общинной.

Сегодня на Черновцы и Бессарабию имеет виды Румыния, на Закарпатье — Венгрия и Словакия. Но иметь виды и претендовать — это абсолютно разные понятия. Около трети всех сельскохозяйственных земель Украины до революции 1917 года принадлежали греко-католической церкви. Большей частью исторического центра Киева готовы владеть литовцы и разные Рюриковичи, о российских рассказах и исконности русских земель сейчас лучше вовсе не говорить. После удовлетворения всех подобных претензий Украине останется только Полтава, с происшедшей невдалеке битвой, ознаменовавшей конец гегемонии шведского оружия в Европе XVIII века, и малороссийским писателем Гоголем, родившимся там же.

В начале 90-х во многих бывших социалистических европейских странах были приняты законы о реституции личного и общинного имущества, эти процедуры проходят там до сих пор. В Польше такой закон был принят только в 1999 году. Причем законодательство в этих странах по-разному трактует многие положения.

Например, в Литве и Латвии общинам возвращаются только культовые сооружения. Из 315 объектов в Латвии, принадлежащих еврейским общинам, возвращены только 35, еще несколько объектов заявители не хотят принимать, поскольку они находятся не в надлежащем состоянии.

Свежий подобный закон принят в 2011 году в Сербии, что было одним из условий вступления в ЕС. По этому закону получено около 30 тыс. заявлений и уже возвращено более 1700 квартир, офисных и других помещений, а также свыше 2600 га лесов и сельскохозяйственных земель. Собственник поменялся, но эти помещения и земли никуда не испарились, а продолжают существовать. Украине есть у кого перенять подобный опыт и воспользоваться уроками проделанной работы.

Реституцию проводили в 90-х годах двумя способами: как в Чехии, где около 20 тыс. семей вдруг просто лишились квартир, и как в Прибалтике, когда людям взамен предлагалось другое жилье или перезаключался договор аренды с новым владельцем. В результате центр Праги на сегодня весь реконструирован и приведен в порядок, чего не скажешь о Старой Риге. Нам предстоит выбрать наиболее безболезненный и эффективный путь.

С 1992 года существует ВЕРО (Всемирная еврейская реституционная организация), у которой, несмотря на непростые отношения с еврейскими общинами стран Восточной Европы, разработаны методики и модели взаимодействия. Обычно создается фонд, учредителем которого выступает с одной стороны местная община, с закреплением за ней главенствующего положения, с другой — ВЕРО, представляющая весь еврейский мир. Этот фонд ведет переговоры с правительством, лоббирует закон о реституции, подписывает договоры и утверждает графики возвращения собственности.

Реституция неспешными шагами идет практически с начала существования современной Украины. Еврейским общинам передано более 60 зданий по всей стране — вместе с синагогами, действующими в советское время, это около 10% от всех заявленных ВЕРО. Польская «Реституция Кресов», несомненно, знает и будет использовать этот имеющийся опыт. Вся нынешняя украинская децентрализация власти приведет к возникновению общин, которые от имени Украины будут принимать подобные решения.

В этом нет ничего пугающего и страшного, как и в любом контролируемом и понятном процессе. Самое главное — его понимать и контролировать.

http://112.ua

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.