Выборы на Запорожской Сечи. Сегодня и 500 лет назад

Украина в ожидании ответственного события – выборов в местные органы власти. Уже через считанные дни мы придем в избирательные участки, чтобы исполнить свой гражданский долг, свое право, которое предоставляет нам наша Конституция.  А вот о том, что собой представляла избирательная система у наших легендарных предков, казаков Запорожской Сечи, напомнить читателям будет не лишне.

Запорожцы – кто они?

Первое известие о вольных казаках в Запорожье появилось в 1304 году. Изначально казаками становились крестьяне, бежавшие от крепостного права. Потом к ним присоединилась мелкая шляхта, мещане и даже лишенные сана священники.

Это были люди разных национальностей: поляки, русские, молдаване, татары и т.д., но большинство составляли украинцы. По мнению исследователей, первая крепость за Днепровскими порогами была построена князем Дмитрием Вишневецким в 1553 году на острове Малая Хортица.

 

В настоящее время этот остров носит имя Байды. За всю историю Запорожского казачества существовало 8 Сечей, которые располагались в основном в нижнем течении Днепра и существовали от 5 до 40 лет каждая. Всего Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков.

Сечи существовали не одновременно, а сменялись одна за другой по разным причинам. Иногда для обозначения крепостного сооружения Сечи употребляли слово «паланка». В войсковом отношении запорожская оборона делилась на 38 куреней. В войсковом значении курень подразумевал собой — сотню, полк, самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев. По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму: 30 метров в длину и 4 метра в ширину.

Управление Запорожской Сечи

Конституции, как таковой, в Сечи не было. Зато были казацкие обычаи, которые строго соблюдались. Запорожская Сечь представляла собой своеобразную казачью республику и немного напоминала рыцарский монашеский орден, включающий в разное время от 40 до 50 тысяч человек.

Все казаки имели равные права и участвовали в радах, где обычно побеждала та сторона, которая громче кричала. ( Примерно то же самое мы часто  наблюдаем в общественной жизни Украины и в Верховной Раде).

На радах выбирали казацких предводителей – атаманов, писаря, есаулов, обозного и судью.

Избирали, а не покупали должности, как это сегодня делают, чтобы попасть в Верховную Раду или стать министром, губернатором, прокурором или депутатом. Казаки во время выборов не бегали по Сечи, как это сегодня наблюдается, с листовками и плакатами, не раздавали гречку, не устраивали концерты с привозными актерами, не таскали по Сечи самовары и не опаивали электорат чаем, не раздавали сладости,  и не кричали истерически на майдане: «Я и-д-у  в атаманы! Меня выдвинули трудовые коллективы двух куреней!».

А кошевой атаман, срок полномочий которого истекал, под занавес выборов не бегал по Сечи, не открывал новые шинки, не латал прохудившиеся «чайки»,  не ремонтировал крыши казацких куреней, не раскуривал трубку  дружбы   с казаками, потому как все это было бесполезно, и этим он должен был заниматься все свое атаманство.

Всего начальствующих на Сечи, по разным источникам, насчитывалось от 49 до 149 человек.

Главным начальствующим лицом на Сечи был кошевой атаман. Он соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления.

Кошевой атаман вступал в дипломатические сношения с соседними государствами: Русским, Польским, Крымским, Турецким и т.д. Имел официальный титул «Его вельможность господин кошевой атаман». В то же время без согласия рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.

Кошевой атаман, или просто кошевой, избирался всеми куренями на войсковой раде сроком на один год. (В Украине сегодня срок полномочий депутатов и президента – пять лет. За это время можно украсть не только завод, а целую страну)

Если полномочия кошевого атамана  не возобновлялись, он возвращался к своему куреню в качестве рядового казака. 

(Замечательный  обычай! В Украине сегодня все наоборот – нардепы как правило оседают в столице на прибыльных должностях и в полученных «на халяву» шикарных квартирах).

Внешним знаком  полномочия атамана служила булава, которая хранилась в церкви.

Покрову казаки считали своей защитницей, мамкой, которая не даст в обиду, укроет от лютой смерти. Поэтому 14 октября на Сечи избиралась казацкая старшина.

Кошевой атаман, став под бунчуком, обращался к казакам со словами: «Господа молодцы! Не будете ли вы в этом году, по древнему вашему обычаю, новых старшин выбирать, а старых сбрасывать?»  Недовольное старшиной казачество кричало: » Брось, сучий сын, свое кошевье! » или: «Уже наелись военного хлеба, сучьи дети, бросайте свое господство!»

Если старшины не могли отстоять себя, то клали на землю свои шапки и знаки, благодарили за доверие, которым казачество отметило их раньше, и выходили из круга.

В Украине сегодня правители сами из круга не выходят, их надо тащить за шиворот с пинками под зад, устраивать революции, в результате которых негодяи снова оказываются у власти.

Те, кого выбирали на Сечи, по обычаю, дважды отказывались от знаков власти и принимали их только после третьего приглашения.

В Украине сегодня лезут во власть без приглашения все кому не лень,  цинично и нагло, наплевав на законы и Конституцию, из-за того, что политика стала бизнесом прибыльнее торговли наркотиками и оружием

Церемония выборов кошевого на Сечи заканчивалась тем, что старые казаки, взяв из-под ног горсть земли, клали его на голову новоизбранного, а бывало, что и обмазывали грязью, посыпали перьями. Это был символический знак. Избранник должен помнить, что он — не более, чем слуга общества; последнее избирает его своим предводителем, но и может превратить в прах. 

В нынешней Украине эта казацкая традиция  не сохранилась ни при инаугурации Президента, ни во время принятия присяги народными депутатами, избрании  премьера и спикера Верховной Рады. А жаль.

Если же имели в виду избрать кого-нибудь другого, то на Сечи собирались в определенный день в церкви, где кошевой слагал знаки своего сана, а народ разбивался на многочисленные партии, старавшиеся протащить каждая своего кандидата до дверей святилища. Первый, кому удавалось надеть шапку кошевого, становился с этого момента начальником всех куреней.

Обычаи и традиции Запорожской Сечи

На Запорожскую Сечь мог попасть каждый желающий, но при выполнении следующих условий (по версии Д.И. Яворницкого):

он должен быть вольным и неженатым;

должен был хорошо говорить малорусской (украинской) речью (если прибывший был не украинцем, он должен был забыть свой родной язык и разговаривать по-украински). (Сегодня в Украине министрами становятся варяги, которые по-украински ни бэ, ни мэ, ни кукуреку);

должен был исповедовать православную веру, соблюдать посты, знать символы веры и молитвы, а если он был иудеем, мусульманином или католиком, то должен был принять православие;

должен был пройти полное обучение по прибытию в Сечь — изучить войсковые порядки, выучиться «сечевому рыцарству», и только после этого записываться в «испытанные товарищи», что могло произойти не раньше, чем через семь лет.

Вновь принятым казакам давались новые фамилии на казацкий манер: Не-ридай-мене- маты, Шмат, Лисиця, Не-пий-пиво и т.д.

Лучшая армия Европы

Уже в конце XVI века Войско Запорожское завоевало своими походами громкую славу не только в Украине, но и по всей Европе (самого большого размаха казацкие походы приобрели в 1600 – 1620 гг.). В первой половине XVII века запорожское казачество поднялось до уровня лучших европейских армий, а своей активной наступательной тактикой ведения боя намного превзошло их.

Запорожскую пехоту справедливо считали самой боеспособной в Европе. Есть исторические сведения, что запорожцы использовали в походах против Турции подводные лодки намного раньше, чем это было в Западной Европе.

На Запорожье была железная воинская дисциплина. Предательство казачества, Отчизны считалось самым тяжелым преступлением. Сечь становится местом формирования военных талантов, оттачивания стальных характеров, местом, где зажигаются патриотизмом сердца.

С конца XVI века Запорожская Сечь превращается в политический центр украинского народа. Сечь дала выдающихся полководцев, мудрых государственных деятелей, предводителей народных восстаний: Северин, Наливайко, Тарас Трясило, Павло Павлюк, Иван Сулима, Дмитро Гуня, Петр Сагайдачный, Богдан Хмельницкий, Иван Сирко, Максим Зализняк, Семен Палий.

Наказание на Сечи

Самым тяжким преступлением на Сечи считалось воровство. Даже за мелкую кражу было одно наказание – смерть.

Сегодня в Украине все наоборот. Украл кг картошки – в тюрьму, украл завод – в Верховную Раду. Даже Президентом Украины смог стать дважды судимый. Да и сегодня в Верховной Раде заседают ранее судимые за корыстные преступления, руководят фракциями. В Запорожской области осужденный руководит до сих пор областным советом.

Суд на Сечи руководствовался при ведении дел обычаями Сечи, был быстрым и доступным. Перед судом были равны все – начальствующий и простой казак.

Не то, что сегодня у нас. Чтобы не сидеть в тюрьме, для богатых даже закон приняли – достаточно внести залог и ты на свободе. В тюрьмы Украины сегодня попадают только  бедняки.

Тяжкими уголовными преступлениями считались – убийство казаком казака, драка казака в нетрезвом состоянии, «содомский грех», дезертирство, грабеж населения. Наказание было таково: приковывание цепями к деревянному столбу на площади или к пушке, сажание на деревянную кобылу, битье кнутом или киями.

Казаки от природы были народом религиозным, клятвы соблюдали свято. В отличие от наших президентов и премьеров, у которых язык как помело, дают клятвенные обещания, чтобы на второй день после избрания их забыть. 

А наши предки, если давали слово,  данному слову свято верили. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любил и дела на кругу (раде) решали скоро и справедливо. 

Не то, что в сегодняшней Верховной Раде, где по 20 раз переголосовывают один и тот же законопроект, пытаясь протащить нужное казнокрадам решение, бездельничают, продают и покупают мандаты, законы и постановления.

Наказание за преступления – измену, трусость, убийство и воровство на Сечи было жестоким – «В куль и в воду». Самым большим преступлением считалось убийство товарища. Братоубийцу закапывали в землю живого в одном гробу с убитым.

Вернувшись из заморского похода, казаки любили шикануть своим нравом и убранством. Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питие. Француз Боплан писал о казаках: «В пьянстве и бражничестве они старались превзойти друг друга и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог сравниться в пьянстве с казаками…».

Однако, во время похода объявляли «сухой закон». Отважившихся напиться немедленно казнили.

Роль казачества в общественно-политической жизни Украины была столь велика, связи с народом были такими крепкими, что в документах XVII – XVIII стали всех украинцев даже называть «нацией казаков».

Вот такими были наши знаменитые предки. И такие мы  сегодня. Как выбираем, так и живем.

Николай Зубашенко, Валерий Полюшко,

по материалам из открытых источников

Украинские ведомости

 

 

 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.