Российский истребитель не поделил небо с турецким

Встречи боевых самолетов России и НАТО над Балтийским, Северным, Черным морями и над Атлантикой давно стали обыденной вещью. «Но последний инцидент задал новое измерение», — пишет обозреватель Der Spiegel Маркус Бекер о встрече российского истребителя с двумя турецкими F-16, которые он, по данным турецкой армии, несколько минут держал в поле зрения своего боевого радара. Такое «подсвечивание» является последним шагом перед применением оружия, поясняет автор. 

В НАТО подобное поведение назвали «безответственным» и «крайне опасным», и, как считают эксперты, по праву. «Захват самолета с помощью боевого радара — это необычный и крайне недружелюбный акт», — сказал эксперт по оборонной политике берлинского Фонда «Наука и политика» Марсель Диков.

При нарушении воздушного пространства самолеты-перехватчики, согласно инструкции, пытаются установить радиоконтакт с нарушителем и, если это не получается, приближаются к нему и подают знаки. «Но, если радар работает в режиме подсветки цели, немедленно включается аварийная сигнализация», — объясняет Диков. При этом российский Су-30 держал турецкие истребители на прицеле шесть минут, то есть очень продолжительное время. Генсек НАТО Йенс Столтенберг официально не подтверждает применение радара российским самолетом, но выражает сомнение в российской версии, согласно которой нарушение воздушного пространства Турции было случайностью.

Эксперт Диков считает, что российские истребители затеяли «старую игру времен холодной войны, в которой с помощью агрессивных действий делались попытки понять, как будет реагировать другая сторона».

Радары на боевых самолетах могут работать в двух режимах, рассказал изданию авиационный эксперт Джастин Бронк из лондонского Royal United Services Institute: в поисковом, когда сканируется довольно большой участок воздушного пространства, и в режиме отслеживания конкретных целей. В последнем случае станция предупреждения о радарном облучении включает тревожную сигнализацию в кабине «захваченного» самолета, так как это означает, что через некоторое время может быть произведен пуск ракет. Эксперт заметил, что «турецкие пилоты, вероятнее всего, пытались установить источник облучения в стрессовом состоянии».

Итальянский авиационный обозреватель Давид Ченциотти считает, что дело могло дойти до боевого столкновения между турецкими и российским самолетами, причем даже прямая линия между НАТО и российским Минобороны могла этого не предотвратить. По словам Ченциотти, в подобные моменты все зависит от инструкций для летчиков.

«Если правила, к примеру, предписывают, что летчикам необходимо ждать приказа, они ждут, а во время ожидания пытаются выйти из зоны действия радара и сами «захватить» противника, — продолжает он. — В любом случае российский пилот не мог знать правила, по которым действуют турки. Не исключено, что они могли выпустить ракету».

Аналогичного мнения придерживается и Бронк: «Учитывая то обстоятельство, что в воздушном пространстве Турции уже сбивали сирийские боевые самолеты и беспилотники, применение оружия турецкой стороной было вполне возможно».

Источник: Der Spiegel

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.