Как отрабатываются гранты. Украинцев хотят с нарушениями “защитить” от табака

 7 октября комитет Верховной рады по вопросам здравоохранения поддержал скандальный законопроект № 2820, который касается новых антитабачных мер. Обсуждению предшествовало заявление депутатов фракции “Народного фронта”, которые обвинили авторов законопроекта в “манипуляциях и нарушениях регламента”, а само заседание комитета превратилось в травлю тех, кто обратил внимание на многочисленные ошибки законопроекта и его лоббистский характер. Эксперты считают, что в погоне за грантовыми деньгами лоббисты могут не только принести вред экономике и бюджету страны, но и дискредитировать евроинтеграционный курс, под прикрытием которого продвигаются подобные лоббистские законопроекты. 

В Верховной раде зарегистрированы два законопроекта, посвященные борьбе с табакокурением. Так, 3 апреля в парламенте был зарегистрирован законопроект № 2430-1 относительно приведения законодательства в соответствие к требованиям Директивы 2001/37/ЕС. По словам авторов этого документа, его принятие необходимо в рамках Соглашения об ассоциации (СА) между Украиной и Евросоюзом, чтобы повысить уровень защиты здоровья украинцев путем дальнейшего ограничения табакокурения в стране.

Кроме того, в Раде есть еще один документ, № 2820, призванный имплементировать положения Директивы 2014/40/ЕС, которая предъявляет более строгие требования к производителям табачных изделий и еще не вступила в силу в Евросоюзе. Эксперты утверждают, что принятие документа № 2820, который уже утвержден профильным комитетом, нецелесообразно, поскольку никто не изучал последствия его внедрения на экономику Украины.

Законопроект № 2820 был зарегистрирован 13 мая шестью народными депутатами из различных парламентских фракций. Он предусматривает полное изменение формы сигаретной пачки. Например, она должна иметь острые углы вместо закругленных, как сейчас, а размеры пачек должны быть унифицированными.

Кроме того, законопроект запрещает использование сигарет с вкусовыми добавками и предполагает увеличение размеров медицинского предупреждения о вреде курения с 50% от размера пачки до 65%. Данный документ призван имплементировать требования директивы 2014/40/ЕС, которая нарабатывалась странами Евросоюза более 13 лет. Как пояснил исполнительный директор Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Сергей Кищенко, все это время в каждой из стран ЕС происходил анализ регуляторного влияния этой директивы и подготовка производителей к ее внедрению.

“Из 28 стран-членов ЕС Директиву имплементировали только два государства, почти половина стран даже не начала этот процесс, а Польша вообще подала в Европарламент и Совет Евросоюза иск относительно правомерности Директивы 2014/40/ЕС. Есть вероятность, что некоторые ее положения вообще отменят”, — пояснил Сергей Кищенко.

Законопроект № 2820 сразу же получил негативную оценку от Главного научно-экспертного управления, антикоррупционного комитета Верховной рады, Кабинета министров Украины, а также большинства профильных министерств. Главной претензией являлось то, что он был зарегистрирован с нарушениями регламента.

Дело в том, что еще 3 апреля был зарегистрирован законопроект № 2430-1 относительно защиты от табакокурения, поэтому документ № 2820 следовало регистрировать как альтернативный. Законопроект № 2430-1 имплементирует положения европейской директивы 2001/37/ЕС, которая хорошо изучена в странах Евросоюза и фигурирует в списке обязательств, которые взяла на себя Украина в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС.

Кроме того, по словам Сергея Кищенко, документ № 2820 не учел ряда положений Директивы 2014/40/ЕС. Например, европейский документ предусматривал контроль над выполнением положения о неиспользовании вкусовых добавок, а из текста законопроекта этот механизм был изъят. Кроме того, законопроект не учел вопрос размещения защитных элементов. Ведь увеличение размера медицинского предупреждения о вреде курения предполагает смену расположения защитных элементов на пачке.

Если следовать требованиям законопроекта № 2820, то для печати таких элементов следовало покупать новое оборудование, что предполагает огромные финансовые затраты. Кроме того, Директива разрешает использование различных форм упаковки. Пачка может быть, например, цилиндрической или в виде пакета для отдельных сортов табака. В законопроекте № 2820 не учтены и эти требования.

“Не включены также положения, согласно которым должна быть создана система недопущения нелегальной торговли табачными изделиями и борьбы с ней. Не отображен комплекс мер по уменьшению вреда от курения”, — пояснил господин Кищенко, исследующий в МЦПИ проблемы евроинтеграции.

В среду, 7 октября состоялось заседание комитета Рады по вопросам здравоохранения, на котором рассматривался законопроект № 2820. Примечательно, что главой комитета, является один из авторов этого законопроекта Ольга Богомолец (”Блок Петра Порошенко”). Вместо просторного зала, где обычно проходят заседания этого комитета, слушания прошли в небольшом помещении, в котором не могли поместиться все желающие, в том числе и сторонники законопроекта № 2430-1. Но даже некоторым из тех, кому удалось попасть на заседание, госпожа Богомолец отказалась предоставить слово.

“Мне, как представителю центра, который мониторит процесс имплементации Соглашения об ассоциации, не дали выступить на заседании комитета. И это при том, что мы уже два раза направляли свои рекомендации относительно этого законопроекта. Фактически понимая, в чем будет состоять суть моего критического выступления, мне просто не дали слова”, — заявил Сергей Кищенко. Отсутствие сопротивления и психологический прессинг на оппонентов, выступления которых прерывались криками и обвинениями в лоббировании интересов бизнеса, помогли участникам заседания утвердить документ № 2820.

Спешка, с которой лоббисты законопроекта его продвигают, вызывает подозрения и у экспертов, и у бизнеса. Известно, что один из разработчиков законопроекта № 2820 — Андрей Скипальский, руководитель общественной организации “Жизнь”, которая получила от благотворительного фонда Майкла Блумберга $325 тыс. грантовых денег для принятия соответствующего законодательства до мая 2016 года.

По словам Сергея Кищенко, “даже очень благородное намерение может быть просто дискредитировано небрежным исполнением продиктованным желанием закончить до мая следующего года донорский проект”.

“Мы можем оказаться в смешной ситуации перед ЕС. Мы пока еще не выполнили действующую ныне антитабачную Директиву ЕС 2001/37, но уже хотим взять планку еще выше. Другими словами, мы не закончили среднюю школу, но хотим сразу же на выпускной курс университета. Причем заявление на этот счет пишем с грамматическими ошибками, и сдавать хотим не все экзамены, а только те, которые нам нравятся. А как же с другими директивами ЕС, часто и более важными, чем эта? Как мы объясним, что в одном случае мы хотим быть впереди всей Европы, в то время как наша экономика падает, коррупция остается, никаких реформ пока что не продемонстрировали, но зато грант уже отработали?”, — отметил господин Кищенко.

Не прислушались в комитете также к доводам коллег. Народный депутат от “Народного фронта” Геннадий Кривошея (один из авторов законопроекта № 2430-1) пояснил, что вокруг альтернативного документа происходит масса манипуляций и нарушений регламента.

“При повторной регистрации законопроекта № 2820 его авторами был изменен профильный комитет — с налогового на комитет по вопросам здравоохранения, главой которого является госпожа Богомолец, которая является первым подписантом проекта № 2820. Такие нарушения нивелируют роль комитетов в законотворчестве и являются неприемлемыми”, — отметил господин Кривошея.

Депутат также указал на несоответствие европейской практике при подготовке данного законопроекта и игнорирование альтернативной точки зрения: “Для исполнения Директивы ЕС 2001/37 группой депутатов был разработан и подан на рассмотрение Верховной радой законопроект № 2430-1. Его принятие приведет украинское законодательство к соответствию с европейским”.

Нo вместо европейских норм в процессе принятия депутаты столкнулись просто с махинациями со стороны лоббистов, которые вместо открытого диалога отдают преимущество манипуляциям с перебрасыванием законопроектов между комитетами Рады. “Украине действительно пришло время воплощать в жизнь европейские принципы и практики. Но начать следует, прежде всего, с процесса принятия законов, их публичного обсуждения”, — резюмировал Геннадий Кривошея.

Один из украинских производителей табачных изделий, после заседания заявил о том, что принятие законопроекта № 2820 приведет к тяжелейшим экономическим потерям как раз потому, что он не учитывает всех важных положений Директивы ЕС 2014/40. “Убытки могут составить как минимум 1,4 млрд грн. Ряд компаний рискуют приостановить свое производство, а рынок в целом может упасть не менее чем на 15%. Вырастет уровень контрабанды табачных изделий.

Эта инициатива игнорирует официальный бизнес, который платит огромные налоги, и по существу сыграет на руку только контрабандистам и подпольным кооперативам”, — заявил участник рынка. Как говорят представители отрасли, отечественным фабрикам в случае реализации этого законопроекта придется закрыть экспорт за рубеж, который в прошлом году составил $358,7 млн. В результате производство будет перемещено на территорию других государств.

Апостроф

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.