ТЕЛЕМЕНЕДЖЕРЫ БЬЮТ В РЕЛЬСУ: мани, мани!

 Крупнейшие медиа-группы таким образом оказались в огромном финансовом минусе, равному примерно $700 млн. Вряд ли их собственники компенсируют такие непредвиденные расходы.  Крупнейшая конференция в сфере украинской медиа-индустрии Kiev Media Week 2015 была в этом году особенной. И не потому, что много говорили о том, как побыстрее отказаться от российского контента и получше поддержать национальных производителей. Это уже относительно избитая тема.

“Самый жир” в этом году был на секции “Платное ТВ”. В прошлые годы на ней, главным образом, обсуждались проблемы заработка кабельных операторов и украинского медиа-пиратства. В этом году в ходе дискуссии зазвучал новый голос. Причем довольно пронзительный.

И был это голос украинских медиа-групп в лице главы медиа-холдинга Виктора Пинчука StarLightMedia Владимира Бородянского. Менеджер буквально бил в набат.

С момента основания практически все крупнейшие украинские телеканалы выполняли одну главную функцию — политического рупора для своих владельцев. “Поддерживать штаны” и закупать российские сериалы, снимать украинские реалити-шоу раньше помогали доходы от рекламы.

Но с падением гривны и экономики они обвалились. Согласно прогнозу Всеукраинской рекламной коалиции, доходы от рекламы составят в этом году 3930 млн грн. Это около $180 млн.

А планы были ого-го!

Как признался Бородянский, еще до кризиса и до войны, когда они закупали и снимали дорогой контент, то думали, что к нынешнему времени рынок уже будет под миллиард долларов. А на практике вышло, что деньги потратили, а рынок “схлопнулся”. Его уже не хватает для “поддержания штанов”.

По очень приблизительным оценкам менеджера, крупнейшие медиа-группы таким образом оказались в огромном финансовом минусе, равному примерно $700 млн. Вряд ли их собственники компенсируют такие непредвиденные расходы. Вот и пришлось медиа-группам впервые всерьез подумать о том, о чем раньше вряд ли хотелось бы: о диверсификации бизнеса.

То есть попробовать не только продавать рекламное время в эфире, но и продать доступ к своим телеканалам телекоммуникационным провайдерам.

Как говорит Бородянский, StarLightMedia (каналы СТБ, “Новый”, ICTV, M1, QTV) готов закодировать свой сигнал с начала 2016 года. Означать это будет следующее: компания перестает вещать свои каналы в открытом виде. А ТВ-провайдеры начнут выкупить право дальнейшей ретрансляции.

Сейчас каналы помимо своего аналогового эфирного вещания (то, что можно принять дома на обычную антенну) присутствуют еще и на спутнике, в кабельных сетях и с недавнего времени в интернете.

С интернет-кинотеатрами, такими как MEGOGO, например, у каналов уже давно сугубо коммерческие отношения. Вещатели получают свое роялти. Причем, по словам представителей этого онлайн-сервиса — довольно высокое по меркам украинского рынка.

Но интернет-вещание — новая сфера. И это пока все же “копейки”. Гораздо более лакомый кусок — получить роялти с кабельных сетей и прочих провайдеров платного ТВ.

Все по доллару

Бородянский предположил, что доступ к контенту украинских медиа-групп на первых порах может стоить 5 грн в месяц в расчете на каждого абонента. С этого он хочет начать и постепенно довести стоимость этой услуги до $1.

Это означает, что ТВ-провайдеры должны будут незначительно поднять расценки для своих абонентов и отдать собранные деньги телеканалам. Но сделать им это мешает действующий закон о телевидении и радиовещании.

Крупные телеканалы, вещающие в аналоговом эфире, автоматически попадают в так называемую универсальную программную услугу (социальный ТВ-пакет, показ которого зрителям гарантирует государство). Кабельные и прочие телевизионные операторы по закону не обязаны заключать договоров с каналами из этого пакета. А нет договора — нет и денег за контент.

Поэтому Бородянский заявил, что собирается в ближайшее время поспособствовать внесению изменений в действующий закон. Пока нет его текста, можно только порассуждать о том, как будет выглядеть эта инициатива. Идеал для некоторых медиа-групп и кабельных операторов — это вообще отмена универсальной программной услуги как таковой. Это означает, что кабельные операторы получат право вещать в своих сетях все что угодно (сейчас обязательный для вещания пакет составляет от 12 до нескольких десятков каналов в зависимости от региона).

Еще один вариант — сокращение социального пакета до нескольких государственных каналов, а также по одному обязательному каналу от каждой медиа-группы. Но присутствующий на KievMediaWeek народный депутат Николай Княжицкий видит в таком варианте национальную угрозу: каналов станет меньше, и их места могут занять российские вещатели. Ведь на спутниках в открытом доступе их хватает.

Президент компании “Воля” Сергей Бойко видит более простой вариант законопроекта на первых порах. Скорее всего, его версия и будет подана в конечном итоге. В действующем законе можно просто исправить существующую формулировку, добавив фразу о том, что любые телеканалы имеют право требовать оформления договорных коммерческих отношений о ТВ-провайдерами. В таком случае тот же СТБ, например, может обратиться в “Волю” и потребовать роялти.

Экстренные меры

Сложилось такое впечатление, что StarLightMedia срочно нужны первые контракты. На секции платного телевидения Бородянский буквально вытащил клещами из генерального директора Viasat (единственный выживший в кризис украинский провайдер платного спутникового ТВ) Оксаны Ферчук обещание о готовности заключать контракт по платному доступу к контенту его каналов.

Из “Воли” такое признание выбить гораздо тяжелее. Во-первых, на рынке кабельного ТВ есть и другие игроки. И “Воля” станет платить за украинские каналы лишь в том случае, что и меньше игроки, такие как “Триолан” или “Ланет”, будут обязаны играть по тем же правилам. Иными словами, договоры с “Волей” возможны только после внесения изменений в закон.

Несложно подсчитать, какой дополнительный доход получат медиа-группы, подписав контракты с кабельщиками. Согласно данным Satellite Monitor, в Украине 6,25 млн абонентов кабельного ТВ. Если каждый из них дополнительно заплатит по доллару, то телеканалы в год соберут дополнительно $75 млн. Это была бы хорошая прибавка к доходу от рекламы.

Следует отметить, что несмотря на декларации группы каналов Пинчука, другие медиа-группы, такие как “1+1 Медиа” Игоря Коломойского или МГУ Рината Ахметова, не сильно спешат заявлять о кодировании сигнала. Они предпочли не комментировать этот вопрос.

“Это европейский тренд, но он требует готовности рынка. Пока обсуждать это преждевременно”, — отметила руководитель направления по стратегическим коммуникациям МГУ Елена Шрамко.

Отдельный вопрос: что делать с вещанием украинских каналов в цифровой эфирной сети “Зеонбуд”? Прошлая власть обеспечила этого провайдера довольно жесткими условиями договоров с телевещателями. Заставить его платить рейтинговым телеканалам или кодировать сигнал будет очень сложно. Это создаст неравные условия для конкуренции на рынке платного ТВ.

Стас ЮРАСОВ

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.