Зачем Китай отправил военные корабли к Аляске?

 Си Цзиньпин на самом деле посылает два сигнала — один для внутренней аудитории, а другой для внешней. Те, кто следит за политикой Китая, за последнюю неделю заметили сразу два сигнала, исходящие из Пекина. С одной стороны, 3 сентября на параде в честь победы над Японией Си Цзиньпин объявил о сокращении вооруженных сил КНР на 300 тысяч человек. 

Объяснение было уместным и символичным: Китай стремится к мирному развитию и не желает трагедий. С другой стороны, накануне, пока президент США находился в Пекине, Пентагон сообщил, что в Беринговом море неподалеку от Аляски были замечены пять китайских военных кораблей, и это был первый раз, когда китайцы заплыли в эти воды. Так что же хочет сказать Пекин?

По мнению Ноя Фельдмана, колумниста Bloomberg View, профессора права Гарвардского университета и автора нескольких книг, Си Цзиньпин на самом деле посылает два сигнала — один для внутренней аудитории, а другой для внешней. Собственным гражданам Си сообщает, что он контролирует армию, проводит необходимые ей реформы и не будет тратить деньги страны на Сухопутные войска, которые ей не очень-то и нужны.

В то же время внешняя аудитория (впрочем, внутренняя тоже все подмечает) должна усвоить, что Китай продолжит наращивать свое стратегическое влияние там, где соответствующую заявку не успели сделать США. Например, в Арктике. А синхронность обоих событий должна намекнуть, что сокращение армии никак не повлияет на мощь и силу Китая.

Как Вашингтон ответит на сигналы Пекина? По мнению Фельдмана, возможны два варианта. Первый: США открыто начнут проводить стратегию сдерживания в отношении КНР — в частности, укрепят связи с соседями Китая там, где эти связи уже есть, и попытаются наладить их с другими странами Азии, насколько это будет возможно. Вероятно также увеличение американского присутствия в Арктике.

Второй вариант: Белый дом не будет делать ничего, продолжая поддерживать существующие отношения и не наращивая свои военные силы в Тихом океане. Сторонники этого подхода будут настаивать на том, что сдерживание Китая только разозлит Поднебесную и может превратиться в затратный замкнутый круг обоюдной эскалации.

В последние шесть лет США, очевидно, ведут себя сообразно второму сценарию — Барак Обама объявил о повороте к Азии, а слова “сдерживание” и “Китай” не упоминаются ни в одном предложении, ни даже в одном абзаце. Однако, предупреждает Фельдман, отношение к Китаю может измениться сразу же после смены американского президента — независимо от того, республиканцем он окажется или демократом.

Поскольку на сдержанность Обамы Пекин отвечал постепенной (хотя и осторожной) экспансией, более жесткая позиция Вашингтона может заставить Пекин не пытаться заявлять свои права там, где это не успели сделать США. В конце концов, считает колумнист, риски сдерживания все же ниже, чем риски невмешательства.

Slon.ru

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.