Почему именно с этого дня начинается отсчет прожитых им лет? Да потому, что именно 18 июля 1960 года Генеральный Секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев дал свое благословение на жизнь этому отечественному автомобилю. Хотя идея эта появилась раньше и в 1957 году уже был по сути готов первый опытный образец. Но Никите Сергеевичу тот образец не понравился. Он назвал его даже «консервной банкой». Стали активно работать над совершенствованием модели. И к началу 1960 года такая модель была готова. Она получила название «ЗАЗ-965».
Начались ее дорожные испытания. И главным ее испытателем на дорогах был наш земляк, запорожец Иван Павлович Кошкин. Именно он рассказывал мне подробности о том, как испытывали эту машину, какую она получила оценку высшего руководителя страны Хрущева, в чем ее достоинства и недостатки.
Иван Павлович Кошкин по всем меркам человек легендарный. Он – мастер спорта СССР по ралли, трижды чемпион Украины, заслуженный автомобилист Украины. За 38 лет работы на «АвтоЗАЗе», испытывая «Запорожец» и «Таврию», он намотал столько километров по дорогам Союза ( Средняя Азия, Памир, Дальний Восток, Север и т.д.), сколько не наездят за свою трудовую жизнь сотни обычных водителей.
Так вот этот самый Иван Павлович показывал горбатого «Запорожца» в работе на территории Московского Кремля самому Никите Хрущеву. И происходило это 18 июля 1960 года. Никита Сергеевич, по словам Ивана Павловича, остался доволен на этот раз машиной. Назвал ее хорошим подарком трудящимся. И основания для этого были. Малолитражный автомобиль «Запорожец» оказался на редкость удачным и жизнеспособным, сумевшим в короткий срок завоевать симпатии сотен тысяч автолюбителей – проходимый, легкий и вполне доступный для населения. Не случайно же его сразу окрестили народным автомобилем.
Первый серийный «Запорожец» сошел с конвейера завода «Коммунар» первого октября 1960 года. А в продажу первая партия «ЗАЗ-965» поступила 22 ноября все того же 1960 года.
До денежной реформы 1961 года «Запорожец» стоил 18000 тысяч рублей. После реформы его цена уже соответственно составляла 1800 рублей. Это примерно в два раза дешевле «Москвича». В те годы расхожей была шутка, что «Запорожец» стоит тысячу бутылок водки. И шутка эта вполне соответствовала правде, поскольку чекушка водки действительно стоила тогда один рубль восемьдесят копеек.
Базовая модель «Запорожца» — «ЗАЗ-965» производилась с 1960 по 1963 год. А следующая за ней – «ЗАЗ-965А» — с 1962 по 1969 год. Последний горбатый «Запорожец» сошел с конвейера 19 сентября 2008 года. Всего было три модели: «Запорожец» — «ЗАЗ-965»; «ЗАЗ-965А» и «ЗАЗ-968».
С 1960 по 1994 год было собрано 3422444 «Запорожцев».
Эпопея «Запорожца» закончилась. За это время он побывал на всех континентах планеты, рекламируя своим названием Запорожский край. Он навсегда останется в истории отечественного автомобилестроения. Тем более, что сегодня отечественное автомобилестроение находится в глухом застое. Нет у нас сегодня своего украинского автомобиля. И, наверное, не скоро еще будет.
C момента остановки производства «ЗАЗ-965» прошло уже более сорока лет. Неудивительно, что встретить этот автомобиль на дорогах сейчас практически невозможно – из транспортного средства он превратился в забаву или объект коллекционирования. Зато он часто появляется на всевозможных выставках, причем, в таком виде, что иногда сразу не узнать в нем того самого «Запорожца». Но и в любом теперешнем облике «ЗАЗ-965» остается в истории автомобилестроения, как яркий представитель отечественной инженерной мысли.
Интересен он и как раритет. Особенно в Европе и в Америке. Там спрос на «горбатого» и сегодня достаточно высок.
Николай Зубашенко
ПРИМЕЧАНИЕ
К сожалению, на сегодняшний день Запорожский автомобильный завод не производит ни одной отечественной модели, являющейся собственной разработкой конструкторов предприятия. Последним украинским автомобилем был ЗАЗ «Славута», который заменен на конвейере китайским Chery A13, продающимся в Украине под именем ZAZ Forza. Также завод производит ZAZ Lanos и ZAZ Vida, являющиеся локализованными моделями Daewoo Lanos и Chevrolet Aveo.