Битва за «Ориану». Часть 1

 16 января и 17 февраля этого года СБУ возбудила два уголовных дела, в которых фигурирует российский гигант «Лукойл». Дело нешуточное, особенно, если учесть набор подозрений: контрабанда нефти на 2 миллиарда долларов и поддержка террористов ДНР-ЛНР! Также СБУ подозревает «Лукойл» в незаконной приватизации стратегического ОАО «Ориана» и невыплате 170 млн. евро. Кстати, приватизация случилась в 2004 году, когда ФГИ возглавлял ныне покойный Чечетов. СБУ сообщило об этом 17 февраля, а несколькими днями позже Чечетов выпрыгнул в окно. Мы попытались разобраться в перипетиях этого уголовного скандала. История получилась драматичной и захватывающей.

В бизнесе нефтекомпании «Лукойл» на территории Украины что-то пошло не так. В 2014 году она спешно продала фирменную сеть АЗС малоизвестной AMIC Energy Management GmbH, Австрия. Следующим этапом может стать ревизия инвестиций «Лукойла» в сеть нефтебаз и оптовую торговлю нефтепродуктами в некоторых районах Восточной Украины. И уже без согласия «Лукойла» может произойти переоценка украинскими властями условий участия российской компании в капитале крупнейшего химического предприятия страны, калушского ПАО СП «Лукор».

Похоже, Киев решительно пересматривает отношение к этому российскому инвестору. Об этом красноречиво свидетельствуют два обнародованных в январе-феврале заявления СБУ, о которых мы упомянули в начале. В первом из них речь идет о том, что должностные лица этой компании подозреваются в организации на протяжении 2013-14 годов перемещения без таможенного контроля через государственную границу и реализацию на внутреннем рынке более 2 млн. тонн нефтепродуктов на сумму около $2 млрд.

Подозреваемые организовывали перемещение контрабанды нефтепродуктов через морские терминалы Феодосии, Херсона, Измаила, Николаева и Одессы с использованием подконтрольных субъектов хозяйствования «Лукойл Украина», Одесский НПЗ, ТОВ «Первая Топливаная Компания» и других. «СБУ осуществляет документирование грубого нарушения субъектами хозяйствования требований действующего законодательства во время импорта и дальнейшей реализации нефтепродуктов на территории Украины и использования вырученных средств для финансирования террористических организаций так называемой «ДНР» и «ЛНР», сообщено в заявлении.

Второе заявление СБУ касается многоходовой махинации, в ходе которой компания «Лукойл» незаконно получила в собственность нефтехимический комплекс ПАО «Ориана» и нанесла многомиллионные убытки государственному бюджету нашей страны. В заявлении указано, что в 2000 году государство Украина, опираясь на убыточность работы комплекса и отсутствие собственного нефтяного сырья, решило привлечь к решению проблем предприятия компанию «Лукойл-Нефтехим» и создать на базе «Орианы» совместное предприятие ЗАО «Лукор». «Российская компания заплатила за участие в бизнесе $100 млн. собственными ценными бумагами. Установлено, что реальная стоимость ценных бумаг составляла только $27 млн… Кроме этого, инвестор обязался погасить кредит на сумму 170 млн. евро, которые ранее «Ориана» получила для модернизации своих мощностей. Обязательство не было выполнено, а займ одного из европейских банков был полностью погашен украинской стороной», заявила прессе СБУ.

От более обширных комментариев следствие пока воздерживается. А наличие подозрения в финансировании террористических организаций позволяет предположить, что «избежать дальнейшего ухудшения работы в Украине «Лукойлу» вряд ли удастся, даже в случае невероятного шага — единовременной выплаты государству недостающих $63 млн. учредительного взноса, и компенсации расходов на погашение кредитных 170 млн. евро.

Этот шаг со стороны компании крайне маловероятен. Так, в 2013 году, после продажи Одесского НПЗ «Лукойла» холдингу ВЕТЕК Сергея Курченко,  российская компания продолжала операционное управление снабжением этого НПЗ сырой нефтью  и ректификатом, осуществляя «процессинг» переработки этого сырья, предоставляя возможность холдингу ВЕТЕК зарабатывать деньги. Пока нет никаких публичных данных о том, куда ВЕТЕК направлял ранее вырученные на НПЗ средства в 2013-14 годах. Но в 2015 году след этих расходов проявился благодаря бывшему начальнику юридического департамента холдинга Евгению Файницкому — он несколько месяцев занимал пост министра топлива и энергетики в террористической организации, которая известна в Украине как  «ДНР».

В начале марта группа пророссийских политиков в парламенте из депутатской группы «Оппозиционный Блок» создала теневой Кабинет Министров, заняв однозначную политическую позицию: «за мир». На практике это может означать одно: переговоры с сепаратистами и легитимизацию боевиков на востоке Украины. Благо, речь идет всего лишь о теневом кабмине. Но это пока. Ссегодня все активнее ведутся разговоры о возможной отставке правительства Яценюка и политическом реванше пророссийских сил.

И этот сценарий, с учетом не самых эффективных действий нынешнего Кабинета министров и начала проведения непопулярных реформ, становится все реальнее. Если произойдет смена правительства, тогда суть выдвинутых «Лукойлу» подозрений в финансировании террористических организаций отпадет сама собой. Картина преобразится: окажется, например, что все это было экспериментальной формой поддержки органов местного самоуправления по заправке дизтопливом иностранной бронетехники с бортовыми маркировками «на Киев», которая мирно кочует по трем районам Донбасса.

Что касается проблем с недоплатой «Лукойлом» учредительского взноса в СП «Лукор» и непогашения кредита, то в этой части «ОпБлок» ведет себя гораздо проще, предлагая власти линию поведения, апробированную при Януковиче. Эта линия в 2013 году была изложена в меморандуме, подписанном главой российской компании Вагитом Алекперовым и первым вице-премьером Юрием Бойко. Последний ныне возглавляет депутатскую Группу «ОпБлок». 4 марта, накануне первого заседания теневого пророссийского правительства этого блока, профсоюзная организация СП «Лукор» обратилась к премьер-министру Арсению Яценюку с просьбой о продолжении реализации положений этого меморандума. Его суть сводится к тому, что государство Украина вместо требований к инвестору выполнить обещанное, должно вести себя совсем наоборот. А именно: как и в 2010-13 годах взять на себя обязательство снизить тарифы на поставку «Лукору» природного газа и электроэнергии. В унисон с профсоюзом этого украино-российского СП в начале марта выступила Конфедерация работодателей во главе с задержанным в Австрии ФБР США Дмитрием Фирташем. Конфедерация заявила о готовности вместе с профсоюзными организациями предпринять в апреле «поход на Киев» организованных групп трудящихся — с целью борьбы за мир и сохранения рабочих мест.

Другие варианты досудебного урегулирования

Воссоздание меморандума с «Лукойлом», как и линия на признание «политическими силами» террористических формирований и сетевых центров спецслужб РФ – не единственный вариант спасения российской компании от судебного преследования с целью ареста зарубежных активов в качестве возмещения Украине нанесенных убытков. Признаем, что такой вариант маловероятен: он чересчур фронтальный, трудоемкий, длительный. $63 млн. недоплаченного учредительного взноса, и компенсация расходов на погашение кредитных 170 млн. евро — это сравнительно немного для крупной нефтекомпании, чья чистая прибыль в 2014 году превысила $6 млрд. В то же время, если по факту перемещений через границу Украины нефтепродуктов в адрес структур холдинга ВЕТЕК суд получит доказательства сокрытия, то есть — классической контрабанды должностными лицами, тогда компании «Лукойл» придется возмещать Украине полную стоимость 2 млн. тонн нефтепродуктов. А это несколько миллиардов долларов!

Признаем: для украинской юстиции это трудно достижимая сумма. Иск может превысить суммарную стоимость всех зарубежных проектов «Лукойла» в 2000-е годы. Таких, например, как покупка НПЗ Petrotel в Румынии за $200 млн., или приобретение активов компании Vanco Energy в Западной Африке и США.

 С учетом таких исковых масштабов судебные перспективы дела крайне низки. Потребуется добиваться существенной поддержки от правосудия Румынии и регулирующих инстанций ЕС в достаточно сложном и многолетнем разбирательстве. Например, доказывать в судах необходимость ареста месторождений нефти и газа на румынской части шельфа острова Змеиный,  которые принадлежат Lukoil Oversies и Vanco Energy, добиваться ареста активов НПЗ Lukoil Petrotel. Покупателя на такой конфискат не сложно найти в той же Румынии. Намного сложнее завершить процесс апелляций, предшествующий продаже.

Гораздо проще для Киева – признать утверждения «Лукойла», что он инвестировал в СП «Лукор» более $700 млн. и компенсировать убытки государству за счет ареста активов российской компании в этом украинском СП. Но даже совместно с арестом активов сети АЗС AMIC Energy Management, это принесет не больше $ 1,5млрд, и вряд ли покроет Украине ущерб от нелегально ввезенных и проданных на ее территории в 2013-14 годах нескольких миллионов тонн дизтоплива.

Вариант от «другой» пророссийской оппозиции

Помимо политического варианта, судебных тяжб с арестом зарубежных активов, поиска нового инвестора для «Орианы», существует четвертая перспектива — на первый взгляд, компромиссная. Этот вариант предполагает, что правительство Арсения Яценюка возьмет на себя политический балласт в виде ответственности за «доработку» меморандума Бойко-Алекперова от 2013 года и приведет это соглашение в соответствие с новыми «санкционными» реалиями, сложившимися между РФ и Украиной, ЕС и США к середине 2014 года. По этому варианту «Лукойл» должен принять новые правила, как и перспективу их возможного ухудшения, вплоть до «иранского сценария» с эмбарго на прямую покупку у РФ отдельных видов энергоносителей.

Исходя из этого, «Лукойлу», во-первых, целесообразно погасить Украине все претензии по недоплатам при создании СП «Лукор». И во-вторых, компания могла бы отказаться от одиозного требования Меморандума о выделении целевого пониженного тарифа на газ и электроэнергию для СП взамен очередной и более завуалированной уступки. Такая уступка весьма вероятна — это передача российской компании или, например,  австрийской AMIC Energy Management – прав на концессию нефтепродуктопровода Мозырь-Калуш-Ужгород, по которому «Лукор» в 2001-09 годы снабжался нефтяным сырьем. Под весьма вероятной угрозой расширения санкций, концессионер мог бы взять перед Украиной обязательства заполнять мощности этого магистрального трубопровода  нефтепродуктами, которые формально произведены не в РФ, а в Белоруссии. Эти энергоресурсы будут экспортировать на «Лукор», а также  через Ужгород далее — в Венгрию, Австрию и другие страны ЕС.

По такому компромиссному варианту «Лукойлу» не будут страшны даже фронтальная военная атака РФ на Украину, а также расширение международных санкций, которые за этим последуют. Все проблемы урегулирует новый меморандум. И украинское направление компании будет работать, опираясь на площадку в Белоруссии даже под возможными авиаударами, как будто войны и нет.

Такой вариант урегулирования между Украиной и «Лукойлом» выглядит весьма прагматично. Но чтобы разобраться в деталях, следует знать кому и почему сейчас принадлежит продуктопровод Мозырь-Калуш-Ужгород. Еще год назад он принадлежал российской компании «Транснефтепродукт» (РТНП) АК «Транснефть» в лице украинского 100%-го дочернего предприятия РТНП, ТОВ «ПрикарпатЗападТранс» (ПЗТ). Право собственности было оформлено в 1995 году решением тогдашнего премьер-министра Евгения Марчука. Но к началу 2015 года, во многом благодаря агрессии  РФ против Украины, ФГИУ удалось отсудить себе этот актив. Трубопровод перешел в ведение государственной «Укртранснафты» и ее дочернего предприятия «Укртранснафтопродукт» (УТНП). Стало быть, Украина заполучила то, что можно сдать в концессию российскому «Лукойлу» в ходе урегулирования взаимных претензий по СП «Лукор». Киев сможет не понижать тарифы для СП, а российская компания продолжит развивать «Лукор», полностью подготовившись к масштабной войне и санкциям. Получив в концессию трубопровод напрямую либо через подставные компании в Австрии или Венгрии, «Лукойл» сможет увеличить транзит своих нефтепродуктов в ЕС из Белоруссии. Но у этого изящного компромисса есть два глубоких изъяна.

Окончание следует

адрес статьи: http://tema.in.ua

 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.