ЗА БАЗАР ОТВЕТИШЬ. Новый закон об ответственности банкиров

Вадим Новинский, Дмитрий Фирташ, Олег Бахматюк, Николай Лагун — вот неполный список участников первой сотни Forbes, не сумевших удержать на плаву свои банки. У каждого несостоятельного банка — тысячи вкладчиков. Могут ли они рассчитывать на полную компенсацию потерь после ужесточения ответственности банкиров? Не факт.

Вкладчики проблемных банков ждали закона об ужесточении ответственности банкиров с большим энтузиазмом. Свершилось: Верховная Рада проголосовала, а Президент подписал закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности связанных с банком лиц”. Поможет ли это вернуть пострадавшим до его вступления в силу вкладчикам деньги и привлечь к ответственности виновных в неплатежеспособности банка?

Закон применил к банкам дополнительные ограничения, касающиеся операций со связанными лицами. Расширен перечень связанных лиц. Формулировки в законе нечеткие, поэтому список может получиться обширным. В него можно включить как опосредованного владельца крупных долей банка, так и рядового сотрудника учреждения. Самое главное в законе: кредиторы смогут предъявить претензии не только к банку, но и к связанным лицам. Если из-за каких-то действий (бездействия) банку нанесен ущерб, а связанные лица получили выгоду, то они несут солидарную ответственность. Для упрощения работы правоохранителей Нацбанку дали право раскрывать содержащую банковскую тайну информацию о связанных лицах.

До вступления закона в силу кредиторам было очень сложно обратить взыскание на имущество собственников банка. Теперь права Фонда гарантирования расширены. Распродав имущество банка, он может выставить требования о возмещении ущерба к связанным лицам, получившим выгоду. В особо запущенных случаях возможна и уголовная ответственность. Парламент добавил в Уголовный кодекс статью 218-1: доведение банка до неплатежеспособности. За это как руководителя банка, так и прямого или опосредованного владельца могут посадить на срок до пяти лет.

Проблема закона в том, что его приняли слишком поздно. За прошлый год и первые месяцы 2015-го НБУ вывел с рынка более 40 банков. Применить новый закон к их собственникам и менеджерам непросто. Однако совершившего такое деяние до вступления в силу закона к ответственности привлечь нельзя. Помешают этому 7-я статья Конвенции о защите прав человека и основных свобод, 58-я статья Конституции и 5-я статья Уголовного кодекса. Ведь никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушения.

Но процедура открытия уголовного производства очень проста. Оно открывается в течение 24 часов с момента получения информации о правонарушении. Поэтому никто не помешает правоохранителям начать расследование по делу, где вынесение обвинительного приговора судом невозможно.

Расследовать такие преступления будет налоговая милиция. А она как никто умеет “кошмарить” бизнес (вызывать на допросы, устраивать маски-шоу, ограничивать передвижение подозреваемых, через суд арестовывать активы). Главный результат такой деятельности — новые джипы под зданиями налоговой милиции и прокуратуры. Работать на свой карман они хорошо умеют. Значит, смогут поработать для государства и вкладчиков.

Вопрос в том, даст ли государство команду “фас” налоговым милиционерам. Если такая команда поступит, правоохранители, выполняя “госзаказ”, сделают собственникам банков такие предложения, от которых многие не смогут отказаться. В ходе расследования одного эпизода они зачастую находят другие правонарушения. И собственнику банка может прийтись по душе предложение вернуть часть денег государству (и, как следствие, кредиторам).

Hubs

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.