ДОЛГОВАЯ ЯМА. На что «Укравтодор» потратил миллиарды кредитов

По состоянию на начало года по валютному курсу доллар — 16,1 грн, евро — 18,2 грн кредитный портфель Государственного агентства автомобильных дорог Украины насчитывал около 43 миллиардов гривен. Большая часть указанных средств — кредиты МФО, заимствованные на выгодных и многолетних условиях в течение 2000-2012 годов на восстановление нескольких автомобильных дорог, которые совпадают с транснациональными коридорами.

За их счет было профинансировано и продолжает финансироваться целый ряд совместных с МФО инфраструктурных проектов:

— три проекта Европейского банка реконструкции и развития с Европейским инвестиционным банком, в ходе которых был проведен капитальный ремонт автомобильной дороги М-06 Киев — Чоп;

— первый и второй проекты улучшения автомобильных дорог и безопасности движения, инициированные Международным банком реконструкции и развития, в рамках которых уже проведен капитальный ремонт и реконструкция участка автомобильной дороги М-03 Киев – Харьков  — Довжанский от Борисполя до Лубнов, продолжаются работы на участке Лубны — Полтава;

— совместный проект ЕБРР и ЕИБ — «Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подходах к г. Киев», в рамках которого будет проведена реконструкция части автомобильных дорог М-01 Киев — Чернигов, М-05 Киев — Одесса, М-06 Киев — Чоп, М-07 Киев — Ковель, Н-01 Киев — Знаменка и Р-02 Киев — Иванков, а также продолжен проект по содержанию участка автомобильной дороги М-06 Киев — Чоп и ее эксплуатации по конечному результату.

По состоянию на начало 2015 года непогашенный остаток по займам по этим проектам составил около 22,5 млрд грн: 7,271 млрд грн, 8,286 млрд грн и 6,957 млрд грн соответственно. Эти обязательства «Укравтодора» будут выполнены в установленные сроки и в полном объеме, ведь большинство сроков погашения кредитов по договорам с МФО — в долгосрочной перспективе, а именно в 2019, 2022, 2025, 2030, 2035, 2038 и 2041 годах.

Что же касается займов, через которые пик долговой нагрузки «Укравтодора» приходится на 2015 год — это кредиты отечественных и иностранных банков, привлеченные государством или под государственные гарантии на развитие дорожной сети в период с 2005 по 2011 год, а также облигации, выпущенные «Укравтодором» и размещенные в украинских банках в 2012-2013 годах.

Общая сумма непогашенных остатков по этим кредитам составляет более 12,5 млрд грн, а по облигационным обязательствам — 8,4 млрд грн. Срок действия большинства кредитных соглашений подходит к концу в этом и следующем году, что и создает финансовое напряжение в отрасли.

Специалисты «Укравтодора» утверждают, что в долговую яму дорожное хозяйство привела крайне изношенная отечественная дорожная сеть и отсутствие средств на ее восстановление.

 Как известно, сегодня около 90% автомобильных дорог Украины уже давно требуют проведения капитального ремонта или реконструкции, поскольку большая их часть была построена около 30-40 лет назад по техническим требованиям того времени и из расчета действующих нагрузок.

По ориентировочным подсчетам специалистов отрасли, для того чтобы привести существующую дорожную сеть в надлежащее эксплуатационное состояние, необходимо 15 лет, а также ритмичное финансирование в объеме 40-60 млрд грн в год.

Учитывая то, что уже который год подряд расходов из госбюджета на развитие дорожной сети, а именно проведение строительства, реконструкции и капитального ремонта, не предвидится, а уровень фактического финансирования работ по эксплуатационному содержанию составляет не более 14-37% от минимально необходимой потребности, сотрудничество с МФО и другими финучреждениями остается единственным путем сохранения и хотя бы малого развития украинских дорог.

Только благодаря этим заимствованиям дорожные предприятия и организации имеют возможность выполнять необходимый комплекс работ в соответствии с современными технологическими процессами, а также соблюдать нормативные межремонтные сроки хотя бы на нескольких стратегически важных автомобильных дорогах Украины.

Именно поэтому так важно направлять все предусмотренные и дополнительно привлеченные финансовые ресурсы исключительно на сохранение дорожной сети, а не на другие нужды бюджета государства.

На сегодня остаток средств, привлеченных Госагентством под государственные гарантии в течение 2012-2013 годов, однако так и не выделенных «Укравтодору» Казначейством, составляет около 6,1 млрд грн.

Эта сумма позволила бы обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту, реконструкции и строительству хотя бы на тех автомобильных дорогах общего пользования, которые в этом нуждаются больше всего.

«Укравтодор» уже неоднократно обращался в Министерство финансов Украины с просьбой вернуть остатки указанного кредитного ресурса, однако средства до сих пор остаются «замороженными» на счетах Государственной казначейской службы Украины, даже несмотря на то, что их обслуживание осуществляется за счет бюджета Госагентства.

В целом в последние десять лет Государственному агентству автомобильных дорог Украины удалось построить и реконструировать свыше 1,1 тыс. км и восстановить путем проведения капитального и текущего ремонта почти 7 тысяч км автомобильных дорог общего пользования государственного и местного значения.

Среди них: Южный обход г. Днепропетровск и Северо-восточный обход г. Киев; подъезды к Шевченковским местам, Свято-Троицкого собора и Банчанского монастыря; участки автомобильных дорог М-06 Киев — Чоп, М-03 Киев – Харьков — Довжанский, М-07 Киев – Ковель — Ягодин, М-02 Копти — Глухов, М-18 Харьков — Симферополь — Алушта- Ялта на участке Красноград — Новомосковск, М-14 Одесса — Мелитополь — Новоазовск на участке Николаев — Херсон, М-09 Львов — Рава-Русская, М-10 Львов — Краковец, М-19 Доманово — Ковель — Черновцы — Тереблече, Н-03 Житомир — Черновцы, Н-14 Александровка — Кировоград — Николаев, Н-15 Запорожье — Донецк, Н-20 Словянск — Донецк — Мариуполь, Т-10-27 Киевское полукольцо на участке 12+420-14+360 (Жулянский путепровод), Т-14-08 «Угринов — Хоробрив — подход к КПП «Угринов», МАПП «Грушев — Будомеж», а также другие важные автомобильные дороги по маршрутам, которые совпадают с национальными и транснациональными транспортными коридорами Украины.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.