Реформатор ГПУ из солнечной Грузии: что за «жених»

16 февраля заместителем Генерального прокурора Украины Виктора Шокина был назначен гражданин Грузии Давид Сакварелидзе. Новый замгенпрокурора будет заниматься кадровыми вопросами и евроинтеграцией, на родине он помогал реформировать прокуратуру Грузии. Чего стоит ждать нам от молодого реформатора?

«Генацвале»: кто такой и почему вызвался на «фронт войны»?

Хотели внедрения европейских  ценностей в работу органов прокуратуры Украины – готовьтесь, и принимайте как должное, посредством переводчика, слова нового европейского заместителя генпрокурора Давида Сакварелидзе.

Тут, если обобщить, следующее: «у нас общее будущее, у нас общая судьба» (про Грузию и Украину), а успешный опыт в борьбе с коррупцией у себя на родине (хотя многие ещё поспорят, так ли это), Сакварелидзе видит реальным и в Украине. Собственно, поэтому,  дабы реализовать свои амбиции, грузинский политик и принял решение наших властей быть то ли директоромАнтикоррупционного бюро, то ли замом генпрокурора. На Банковой рещили пока чтоназначить Сакварелидзе  заместителям генпрокурора, который будет заведовать кадрами в ГПУ, а также евроинтеграционными вопросами и реформированием.

«Гроза преступного мира», как его называют в Грузии, и младореформатор (по известной украинской аналогии) Сакварелидзе, к своим 33 годам сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от рядового специалиста в судебном департаменте Минюста, до первого зама Главного прокурора Грузии, совместив эту должность с прокурорским креслом в Тбилиси.

В молодом возрасте — 25 лет — Давид Сакварелидзе стал представителем в суде экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. С тех пор они неразлучны.

Именно это помогло Сакварелидзе с 2009 по 2012 год занять должность первого заместителя главного прокурора Грузии. Хотя он рассказывает, что еще задолго до этого, как-то генеральный прокурор Зураб Адеишвили позвонил ему и предложил присоединиться к реформированию грузинской прокуратуры. Ну а позже «реформатор», тоже, чисто по счастливому стечению обстоятельств, был избран депутатом парламента от «Национального движения», коим являлся до начала 2015 года.

Чем сразу же похвастался новый иностранный кадр на Резницкой в Киеве, так это способностью браться и доводить до логического завершения дела, связанные с коррупцией в высших эшелонах власти Грузии. Поэтому, почуяв, что дружественной стране в борьбе с «этой  заразой» так необходима помощь, стал раздавать украинскому новостному пространству ежедневные интервью об успехах побед на «коррупционом поле» у себя на родине.

«Из меня вряд ли получится хороший танкист или снайпер (никогда не занимался военным делом), но я готов поделиться своим опытом строительства современных институтов власти. Не буду скрывать, у меня есть профессиональный азарт повторить в Украине реформы Грузии».

А какие это, собствеенно успехи? Не предоствляет никакого труда проверить информацию о том, что коррупция в Грузии так и осталась на том же «поле».

По мнению организации Transparency International, которая включила Грузию в группу самых некоррумпированных стран мира, по индексу восприятия коррупции эта страна улучшила свою позицию с 89 места в мире в 2002 году, до 66-68 места в 2009 году. К слову, эта организация в своей работе иногда принебрагает официальными источниками, подавая непровернную информацию или даже просто плагиат.

К тому же, в 2010 году американская неправительственная организация Freedom House опубликовала отчёт, согласно которому уровень коррупции в Грузии остался таким же, каким был в 1999—2000 годах, при этом коррупция для Грузии остаётся проблемой. Напомним, что это в тот период, когда Сакварелидзе был заместителем главного прокурора Грузии.

Философствуя о вечном – борьбы с коррупцией и всем тем, что мешает демократическому обществу нормально развиваться, Сакварелидзе в одном из своих интервью сказал, что в Украине проходит основной фронт войны свободного мира. Тут же добавил, что это война идентична войне Грузии за свою свободу, Молдовы и других стран.

Вот так нечаянно и тихо, этот  грузин-реформатор навязал нам общую цель, приравнял грузинов, украинцев и молдаван. Да что там, мы ведь настолько похожи, что Савкарелидзе с легкостью отказался от своего граждаства и принял украинское. Причем, сделал это с нарушением законодательства (авось, сошлются на войну и пиковую стадию коррупции, из-за которой всем не до законов, а тут такой бесценный кадр).

По этому поводу высказался некогда глава Констультативного совета Владмиир Бойко, что, мол, таким образом, грузин прячется от уголовного преследования у себя на родине, а здесь нашел просто идеальное место для укрытия, получая, к тому же, зарплату в конверте прямо в Администрации Президента. Говорить о непонимании украинского языка и незнании  нашего  законодательства не приходится, это и так очевидно.

Но, чтобы общественность лишний раз не печалить, сразу после такого «важного» для страны назначения, советник министра МВД Антон Геращенко написал у себя в фейсбуке «успокоительную оду» для народа: Савкарелидзе – хороший и проверенный друг, а его успех можно сравнить с успехом известного многим комиссара Каттани.

«Флаг в руки», или как «Каттани» будет реформировать украинскую прокуратуру

Это воистину показательное видео того, как слова нового заместителя генпрокурора Шокина расходятся с действиями. Насчет того, что  «почую кожного» — здесь у Сакварелидзе всё с точностью да наоборот, ибо упомянутый нами Бойко расказал нам всю подноготную, как новое руководство ГПУ «слышит общественность» и как обеспокоено решением проблем в органах. Собственно, такое принебрежение всем этим и сподвигло Бойко уйти с занимаемой должности.

Но вернемся же все-таки к Сакварелидзе. Как объясняет «грузин-реформатор», разница между Украиной и Грузией в том, что нас у в тысячи раз больше экомика и ресурсов, в то время, как в Грузии масштаб этот минимальный, соотвественно – нечего красть. «А из Украины высасывают уже больше 20 лет и всё, тем не менее,  держится».

Исходя из такой логики, все борцы с коррупцией из стран, где всё уже украли, или экономические показатели  которых намного ниже,  должны иммигровать в нашу страну «работать».

Работа заключается в том, чтобы поменять философию.  Философия замгенпрокурора – не «ловить и сажать», ибо это очено легко (в Грузии он сажал в своё время даже замминистров), а менять ценности, которые сложились в правоохранительной системе страны.

Объяснять свою новую «идеологию» Сакварелидзе начал с количественных показателей, от которых, по его мнению, зависит работа прокуратуры.

В 2004 году в Грузии было 1565 прокуроров при населении в 4, 5 млн человек, а в 2013 году –  их осталось только 350.  Новых прокуроров нанимали на работу только путем конкурса, а тех, кто проходил переаттестацию и тренинги – оставляли. Всем существенно повышали заработную плату.

Как уверяет грузин, по звонку назначения не проходили, «и это позволило набрать 70% молодых энтузиастов, которые даже не знали, как брать взятку». Параллельно внедрялась система контроля, институт процессуального соглашения, который очень эффективно работал. Увеличилась раскрываемость преступлений и была  существенно снята нагрузка с прокуроров.

Итак, что же прокурор-реформатор собирается менять в системе органов прокуратуры Украины:

— радикально сократить штат прокуроров. Возможно, что Сакварелидзе даже проллобирует что-то вроде грузинской «Хартии Свободы», которая была принята в начале 2011 года. По этому документу в Грузии были уволены большинство работников прокуратуры. Или как вариант — издание специального закона, по которому можно смело увольнять даже по подозрению в коррупции. За 10 лет сократить в 5 раз штат прокурорских, заметьте, более чем радикально;

— благодаря такому сокращению работников, как минимум в трое можно увеличить средние зарплаты. Плюс, в Грузии за расследование дел, в которых были задействованы большие деньги, прокуроры получали законный «откат» (по другому мы пока не привыкли). К примеру, Сакварелидзе указал, что следователи получали 10-20 тыс дол. зарплаты, когда занимались делами, где были замешаны миллионеры;

— предполагается конфискация дорогого имущества прокурорских и принятие специального закона (как в Грузии). По инициативе Сакварелидзе, парламент Грузии принял закон о нелегальном имущество, происхождение которого чиновник не мог объяснить. По словам Сакварелидзе, благодаря этому многие прокуроры и чиновников сами уходили с должностей;

— молодые, современные, а значит современные технология- вперёд: ожидается введение электронного делопроизводства с целью контроля за работой прокуроров. Так, старший по должности прокурор может ознакомиться с ходом расследования каждого дела через специальную программу, а у каждого сотрудника есть график пополнения базы данных, за невыполнение которого он может быть уволен. В Грузии даже существует единая информационно-аналитическая система Генеральной прокуратуры и Верховного Суда, где есть данные по каждому делу, и каждый желающий может ознакомиться со всеми материалами;

— если менять философию – то создавать структуры по защите прав человека в составе ГПУ. Для этого в Грузии в рамках гуманизации в аппарате Генеральной Прокуроры был создан Специальный отдел по защите прав человека, в который вошли бывшие представители неправительственных организаций, правозащитники и журналисты. Тут же вспоминаем историю с экс-главой Консультативного совета ГПУ Владимиром Бойко…

Давид Савкарелидзе пообещал уже уйти с украинской прокуратуры через год, если у него ничего не получится. Интересно, это время соответствует времени внедрения реформы в прокуратуре Грузии?

Интересно и другое: «присланный реформатор» настаивает на том, что эффективность реформы прокуратуры напрямую зависит от таких же преобразований в других  сферах, к коим причисляет и таможню. Кстати, новый заместитель Шокина, ответственный по «таможенным делам» —  прославившийся коррупционной деятельностью  Владимир Гузырь. Добавим ко времени ещё и этот фактор,  — Сакварелидзе можно уже выполнить своё обещание и покинуть пост.

Пока же, заместитель Шокина заверяет нас, что грузины всей душой готовы помочь  украинцам найти талантливых людей, энтузиастов, чтобы они поменяли систему.

И возможно, что поиски «энтузиастов» проходят в ресторане «Казбек», куда намедни замгенпрокурора  Давид Сакварелидзе, вместе с первым замминистра внутренних дел Украины Екатериной Зґуладзе, отправился осуществлять экстрадиционную проверку запроса Главной прокуратуры Грузии с требованием выдать Михаила Саакашвили и Зураба Адеишвили. Но это, как говорится, уже другая история.

В связи с этим, у «Прокурорской правды» появилось несколько вопросов:

— как назначенный Сакварелидзе может прокомментировать  незаконное получение украинского гражданства и обвинение в том, что в Украине он скрывается от грузинского правосудия, поскольку на родине на него заведено уголовное дело?

— какими методы будет исльзовать новый заместитель гепрокурора, чтобы за год поменять философию правоохранителльной системы, кардинально реформировать прокуратуру, при этом, чтобы никто не препятствовал работе в самом ведомстве, а уволенные работники не счиняли бунт?

— почему на Банковой вдруг решили, что народ может «схвавать» подачу искусной борьбы с коррупцией в Грузии под соусом «Единого национального движения», лидера которого разыскивают по четырем статьям и, являющимся тем не менее, советником президента Украины Петра Порошенко,  эффективной для применения в Украине?

 Прокурорская Правда

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.