Всесильный Шах и мудрый Эскин

Ну, кто такой театральный администратор? Начальник над кассирами и билетерами? Человек, о котором, как горько шутили сами администраторы, в театре вспоминают, когда тещу главрежа надо отправить в санаторий на юг, и начинают гонять в хвост и в гриву, чтобы он в один присест добыл и путевку, и билеты на поезд, и такси заказал, и эту самую тещу с чемоданами на вокзал отвез?

А вот и ошибаетесь. Среди театральных администраторов советского прошлого были на редкость влиятельные люди, связанные с такими высокими политическими кругами, которые даже не принято было всуе поминать в разговоре, а лишь, когда заходила о них речь, поднимались кверху глаза и пальцем многозначительно указывалось на потолок. И в результате какой-такой шутки Воланда эти люди оказывались, скажем, в администраторах московского детского театра, остается лишь догадываться. Но и на этом посту они дело свое делали на совесть. А заодно, пользуясь связями в высоких сферах, порой оказывали неоценимую помощь попавшим в беду друзьям. А беда в те непростые времена ходила вокруг едва ли не каждого.

В январе 1948 года в Минске был убит выдающийся актер и режиссер, руководитель Московского еврейского театра ГОСЕТ, народный артист СССР Соломон Михайлович Михоэлс. В официальном сообщении говорилось: Михоэлс «погиб в результате автомобильной катастрофы». Много позже дочь Сталина Светлана Аллилуева рассказала, что эта версия впервые была «выдвинута» ее отцом в телефонном разговоре с человеком, докладывавшим вождю об исполнении злодейского задания. На самом деле Михоэлса и критика Голубова, который приехал с ним смотреть в минском театре спектакль, вывезли на машине за город, убили, а трупы выбросили на шоссе, да еще прокатились по ним на грузовике, чтобы «сымитировать» ДТП.

С ледорубом против театра

И за это варварское убийство, как позднее стало известно, выполнившие его сотрудники МГБ были еще и награждены орденами! Однако и в 1948-м, не располагая достоверной информацией, многие восприняли смерть Михоэлса как знак беды. Пошли гулять слухи, что Сталин, всю жизнь плохо скрывавший свой зоологический антисемитизм, собрался, наконец, «окончательно решить» еврейский вопрос. И расправу с неугодной нацией он начал с ее духовного лидера, пользовавшегося известностью и колоссальным авторитетом не только в СССР, но во всем мире.

Забегая вперед, скажу, что слухи полностью подтвердились: в 1949-м разгромили «безродных космополитов» из числа театральных критиков в основном еврейской нации, в 1951-м заковали в кандалы «врачей-вредителей», а в 1953-м только смерть вождя народов помешала ему провести в марте огромный процесс, главных обвиняемых повесить (!) на Красной площади, а всех советских евреев депортировать в Сибирь.

Тогда, в 48-м, смерть Михоэлса сразу сказалась на посещаемости его театра. Люди стали бояться ходить в некогда популярный ГОСЕТ, находившийся в самом центре города, на Малой Бронной улице. Сборы не то что упали: дошло до того, что на какой-то спектакль не было продано вовсе ни одного билета. Невостребованность уже не только грозила престижу, но и ставила под удар само существование театра.

Тогда руководство театра решило прибегнуть к испытанному методу: выпустить абонементы на весь сезон. Прием, конечно, испытанный и старый, однако в обстоятельствах 1948 года он приобрел совершенно новый смысл. Кто будет покупать абонементы, если в кассе навалом лежали билеты на любой спектакль? И абонементы продавали не в кассе, и даже вовсе не в театре.

По предварительной конфиденциальной договоренности, фактически тайком, их развозили по квартирам обеспеченных московских евреев – инженеров, врачей, адвокатов, портных, художественной интеллигенции. Никто по этим абонементам в театр, конечно, не ходил: боялись. (Однако не побоялись вот таким образом, как говорится, скинувшись всем миром, спасти театр от экономического краха.)

Всемогущее МГБ как ни старалось, а найти действительных организаторов этой беспрецедентной акции помощи опальному театру не смогло. И свою досаду сорвало на владельцах абонементов. В один из осенних дней 1948 года в Москве в своих квартирах, без ограбления, с помощью ледоруба были убиты 30 женщин – жены известных адвокатов, ученых, врачей, театральных деятелей, писателей. Злоумышленники демонстративно оставили на месте орудия преступления. Возможно, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в спланированности акции устрашения.

Но кто же все-таки стоял за блестяще придуманной акцией по распространению абонементов? Очевидно, некая группа опытных театральных администраторов (среди людей этой профессии, по традиции, евреев было немало). Но кто именно – мы уже никогда не узнаем. Был ли среди этих «партизан» заместитель директора Дома актера Александр Моисеевич Эскин – один из самых известных и умелых театральных администраторов той поры, любимец театральной Москвы?

Сам он, будучи человеком, мягко говоря, предельно осторожным, и тогда, и после клятвенно заверял, что ни сном ни духом не ведал об этой опасной затее. Между тем его близость к ГОСЕТу, дружба с Михоэлсом, а главное, едва не случившийся трагический перелом в его жизни, о котором пойдет речь впереди, позволяют предположить, что как минимум в стороне от этого дела он не остался.

Все дороги вели в Тифлис

Жил Эскин в ту пору вдовцом. Во время войны в эвакуации умерла его жена, оставив на его руках двух дочек, которых фактически воспитывала мать Александра Моисеевича, Сарра Львовна – женщина, наделенная при хрупком телосложении сильным, волевым характером.

С ней-то в один из дней пресловутого 1948 года Эскин и поделился своими тревогами. Он заверил мать, что не совершал никаких противоправных поступков и даже в помыслах ничего подобного не имел. Единственным поводом для беспокойства была его личная дружба с Михоэлсом. Он попросил на всякий пожарный приготовить чемоданчик со всем необходимым, что разрешалось брать с собой в таких случаях, когда за тобой ночью приезжали на черной «марусе». Но главным в его секретной беседе с матерью было даже не это: ареста тогда ждали многие, и чемоданчик наготове стоял у миллионов советских людей.

– Если со мной что-нибудь случится, – совсем уже понизив голос, сказал Александр Моисеевич, – попробуй обратиться к Константину Язоновичу Шах-Азизову, директору Центрального детского театра. Он единственный, кто может помочь. Если, конечно, захочет. Мы знакомы с ним еще по Тбилиси.

– Но какое отношение он имеет к Михоэлсу? – наивно спросила Сарра Львовна.

– К Михоэлсу – никакого. Но он знает Берию, это в данном случае важнее. Ко всем остальным обращаться бессмысленно: никто ничего сделать не сумеет.

Через неделю-другую в третьем часу ночи в квартире Эскиных раздался звонок. Появились два молодых человека в штатском. Никакого обыска, никакой грубости – все тихо-мирно. Эскин быстро оделся, взял приготовленные пожитки и попросил мать не будить дочек.

Детей, ничего не ведавших о ночном происшествии, отправляла в школу няня. А их бабушка в это время уже поджидала Шах-Азизова у служебного подъезда Центрального детского театра на Пушкинской улице. Погода была промозглая, но Сарра Львовна этого не замечала. Около 10 часов у дверей театра появился Михаил Иосифович Яновицкий, директор-распорядитель, правая рука Константина Язоновича. Сарра Львовна была с ним знакома и сказала, что ей необходимо повидаться с Шах-Азизовым.

Михаил Иосифович, будучи человеком тактичным, без лишних вопросов провел Сарру Львовну в кабинет главного администратора и попросил там дожидаться Шах-Азизова. Главный администратор Елизавета Павловна, милейшая женщина, встретила мать Эскина как дорогую гостью. Пока они беседовали, приехал Шах-Азизов. Он принял ее как истинный джентльмен. Тут же поднялся из-за стола, предложил присесть. Когда он протягивал руку и улыбался, создавалось ощущение, что ближе и дороже тебя у него никого нет: настоящий восточный человек!

Сесть Сарра Львовна отказалась. Вместо этого она опустилась перед Константином Язоновичем на колени, чем немало его напугала: ведь ей шел восьмой десяток.

– Помогите, дорогой! – только и сказала она.

Шах-Азизов растерялся. Он попросил посетительницу сейчас же встать, иначе-де он сам последует ее примеру.

– Что случилось? – спросил Константин Язонович.

Сарра Львовна поведала ему о ночном визите и передала слова любимого сына: «Если Константин Язонович захочет, он сможет мне помочь».

– Вы кому-нибудь об этом рассказывали? – после небольшой паузы по-деловому поинтересовался Константин Язонович. Получив отрицательный ответ, не смог скрыть удовлетворения:

– Вот и правильно. Скажу вам так: в нашей стране невинному человеку нечего опасаться. Конечно, иногда случаются недоразумения, но в конце концов все выясняется. Думаю, что и у вашего сына все завершится благополучно. Правда, от меня лично это, увы, не зависит. Но я уверен, что Александр Моисеевич ничего предосудительного сделать не мог. Идите домой, готовьте обед и ждите сына. Только мой вам совет: не надо никому ничего рассказывать. Вы меня поняли? Вот и прекрасно!

Озадаченная Сарра Львовна побрела домой. С одной стороны, Шах, как его звала вся театральная Москва, ясно сказал, что ничем помочь не может. С другой, выразил уверенность, что сын чуть ли не к обеду будет дома. Утешал? Норовил отделаться? Что-то недоговаривал? Время было такое, что все жили, каждый день разгадывая загадки, наподобие сфинксовых. Вот и Сарра Львовна до вечера все думала и гадала: попусту она ходила к Шаху на поклон или нет?

А в шестом часу вечера домой вернулся Александр Моисеевич и с порога поинтересовался: готов ли обед? И более важных тем, чем обеденная, они с Саррой Львовной в тот вечер не затрагивали. На следующее утро Александр Моисеевич позвонил в Дом актера, сказал, что неважно себя чувствовал весь вчерашний день, да и сегодня предпочтет отлежаться, так что в присутствии просит его не ждать. А уже назавтра как ни в чем не бывало пошел на работу.

В последующие годы Александр Моисеевич и Константин Язонович встречались сотни, если не тысячи раз то на премьерах в ЦДТ, который Шах возглавлял вплоть до 1974 года (а умер он в 1977-м), то на мероприятиях в Доме актера (которым Эскин руководил вплоть до своей смерти, пережив Шаха на восемь лет), то вовсе на какой-нибудь «нейтральной» территории, вроде дома отдыха.

При встрече они неизменно обнимались, расцеловывались, как и подобает богеме (это теперь целуются при встрече все, включая бандитов). Но никогда они не заговаривали о том дне 1948 года, и никогда Эскин не говорил Шаху «спасибо» по тому самому поводу.

Театральные администраторы – народ не только могущественный. Они еще и язык за зубами держать умеют. А мера эскинской благодарности была очевидна и без слов. Из того только, как он смотрел на сияющего неизменной приветливой улыбкой Шаха.

Борис ПОЮРОВСКИЙ

 «Совершенно секретно»

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.