Как Валерия Гонтарева ходила в парламент

В Верховной Раде состоялось выступление председателя Национального банка Украины Валерии Гонтаревой. До этого депутаты активно рассказывали о том, что они очень ждут ее в Раде с отчетом и объяснениями о причинах происходящего в финансовой системе страны. Сама же глава НБУ твердила, что приглашение ей не приходило. Тем не менее, встреча наконец-то состоялась.

Возможно, что лучше, если бы ее и не было – так как сейчас в стране находится миссия МВФ, от выводов которой зависит положительное решение международных кредиторов по Украине. Но вместо того, чтобы внести какие-то конструктивные предложения и обсудить варианты вывода страны из тяжелейшего финансового состояния и уровень ответственности НБУ за происходящее,  депутаты сыграли в подковерные игры, прочитать которые могли только единицы избранных, и превратили заседание ВР в шоу, или, попросту говоря – балаган.

Выступление Валерии Гонтаревой в парламенте стало одной из главных интриг 16 января. Девальвация национальной валюты, массовые неплатежи банков по депозитам, другие социальные составляющие негативного состояния банковской системы, отвечает за которую Центробанк, а также – расцвет в стране теневого банкинга. Эти и многие другие вопросы делали из предстоящего выхода к народным избранникам Валерии Гонтаревой многообещающее событие. Как минимум потому, что все «шишки»  за грехи украинской

Некоторые вопросы, звучавшие в ВР, готовили накануне банкиры с многолетним опытом в банковской системе. Но прочитать смысл, заложенный между строк – в тех случаях, когда он был – могла только сама Валерия Гонтарева и узкие финансовые круги банковской системы должны были сегодня посыпаться на Гонтареву. Заместитель главы комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Денис Дзензерский отмечает, что «негатив в обществе огромный по отношению к Нацбанку. Я уже не говорю о непонятном курсе, потому что у нас странная ситуация, как в 90-ых.

Вроде, есть межбанковский курс НБУ, по которому работают, есть наличный курс, который отличается минимум на 20%. Мы имеем коллапс банковской системы и отсутствие внятной политики регулятора». По словам депутата, нужна стратегия выведения банковской системы из кризиса. «Если бы был поставлен вопрос об отставке и недоверия к главе НБУ, то однозначно я бы голосовал «за». Госпожу Гонтареву мы приглашали на заседание комитета неоднократно. При этом реакции никакой не было», – говорит Дзензерский.

Выступления первого банкира страны весь финансовый бомонд, а также народные депутаты, эксперты, журналисты и другие зрители, ожидали с 10 утра. В процессе ожидания, при наблюдении за поведением народных избранников с начала их рабочего дня, можно было заметить, как быстро они устают. Уже в 11:00 во время вопросов к правительству, ответы на вопросы к Кабмину слушали в основном лишь те, кто их и задавал. Компанию им составляли журналисты, а депутаты в основном общались между собой.

После 13:00, когда в зале уже заметно поредели ряды депутатов, глава НБУ хотела начать свое выступление. Первый банкир страны сразу же извинилась за то, что новой информации не будет, и сказала, что готова быть в Раде сколько угодно, чтобы отвечать на вопросы депутатов. Разогрел ситуацию в зале лидер Радикальной Фракции Олег Ляшко. Он подошел к трибуне и начал бросать на госпожу банкира долларовые купюры.

Гонтарева, похоже, не обиделась, а лаконично ответила: «Я не народный депутат, я еще не привыкла к этому цирку». После чего она получила возможность начать свой доклад, текст которого депутатам раздали еще в первой половине дня. Похоже, что он уже был мало кому интересен.

 «Я видел просто несколько заседаний, на которых депутаты критиковали госпожу Гонтареву и призывали немедленно вызвать ее сюда, чтобы «вставить ей пистонов» и так далее. Когда она пришла, то в зале было менее половины карточек, а депутатов вообще очень мало было  – по залу около сотни», – делится впечатлениями от просмотра глава инвестиционной группы «Универ» Тарас Козак.

Выводы о том, что депутатам совсем не интересно слушать главу НБУ, некоторые эксперты сделали из того, какие вопросы задавали Валерии Гонтаревой.  «Многие удивились поведению депутатов и таким вопросам. Люди не слушали, а просто вбрасывали даже не вопросы, а утверждения про какие-то $100500 млрд, которые проданы банкам, выведены за рубеж… С другой стороны, когда из парламента задают такие вопросы, это почти что как из народа», – говорит инвестиционный аналитик DCH investment Иван Угляница.

Вопросы и утверждения депутатов просто поразили экспертное сообщество. Например, депутат от «Батькивщины» Игорь Луценко утверждал, что ЗВР потрачены из-за продажи избранным банкам. «Они разбазарены через продажу долларов избранным банкам. Миллиарды долларов Нацбанка просто растаяли в этих избранных банках», – говорил нардеп. Отметим, что по данным НБУ, на интервенции потратили лишь $1,3 млрд грн, в то время как $8,6 млрд были направлены на потребности НАК «Нафтогаз Украины».

Внефракционный депутат Михаил Головко обвинил Гонтареву в рефинансировании российских банков на сумму 179 млрд грн. «Вы предоставляете рефинансирование российским банкам, таким как «Проминвестбанк», «ВТБ», «Альфа банк», «Сбербанк России» миллиарды – официально 179 млрд. гривен», – сказал депутат. НБУ же заявлял, что  остаток по кредитам рефинансирования, выданным за всю историю независимой Украины, на сегодня составляет 110 млрд. гривен.

Этот же нардеп заявил, что НБУ продал на рынке $41 млрд, которые были выведены в оффшоры. «Вы продали на рынке $41 млрд, из которых $32 млрд  выведены в офшоры через подставные банки и другие структуры», – сказал Головко.

В общем, вместо какого-либо конструктива в парламенте происходило шоу. «Все, кто мог пропиариться – пропиарился», – отметил  в разговоре с Forbes экс-член Совета НБУ Василий Горбаль. «Я бы хотел увидеть хотя бы, какое рефинансирование выделил НБУ и каким банкам. Если оно справедливое, правильное – у нас все хорошо. А если оно несправедливое, с перекосом в пользу «своих» людей, тогда вся банковская система может рухнуть, – говорит народный депутат Юрий Воропаев из «Оппозиционного блока», – Сейчас самое главное – это сохранить банковскую систему Украины, потому что в этом году половина банков может попросту рухнуть. Главная задача НБУ в текущий период – поддержать и не дать упасть банковской системе. Упадут коммерческие банки – развалится банковская система всей страны».

По оценкам экспертов, «шоу» в парламенте только сгладило негатив, который существовал в обществе по отношению к Нацбанку. «Поражает чрезвычайно низкий уровень понимания депутатами экономики. Становится просто страшно за страну, кому вверили в управление нашу экономику! Просто страшно, что такие невежды принимают решения, при которых жить в нашем государстве. Люди, которые сейчас являются народными избранниками, не понимают разницу между инфляцией и девальвацией, не понимают, чем занимается Нацбанк, что является его функциями.Конечно, есть очень много профессиональных вопросов к госпоже Гонтаревой, Нацбанк, наверное, мог бы делать что-то и лучше. Но я не услышал ни одного нормального предложения», – говорит Козак.

Так, все выступление Гонтаревой в Раде сопровождалось хамством со стороны депутатов, абсолютным безразличием к информации от нее и при этом же постоянными криками в зале. «Уважаемые депутаты, мы позвали должностное лицо, председателя Национального банка для доклада. Во-первых, ее никто не слушал, во-вторых, у нас в зале полное отсутствие дисциплины и, в-третьих, когда мы позвали должностное лицо, давайте относиться к женщине как к должностному лицу, а не творить пиар-акции и оскорблять ее как женщину», – попытался внести конструктив Андрей Тетерук из «Народного Фронта». При этом он призвал депутата Ляшко принести свои извинения.

Призыв на народных избранников не особо подействовал. Через одно выступление Ляшко снова вышел к трибуне и сказал, что Гонтарева должна сидеть в тюрьме, обозвал ее «прохиндейкой» и закончил свой бенефис криком «Слава Украине!».

Отметим, что некоторые из вопросов, прозвучавших в парламенте, даже самые глупые на первый взгляд, готовили накануне выступления банкиры, в том числе – люди с многолетним опытом работы в банковской системе. И в некоторых самых экстравагантных высказываниях народных депутатов были своеобразные послания для Гонтаревой от недовольных олигархов и финансовых кругов. Правда, прочитать смысл, заложенный между строк – в тех случаях, когда он был – могла только сама Валерия Гонтарева и очень узкие финансовые круги.

«Я ждал заседание с  самого утра. По тому, как уверенно она держалась, было понятно, что все предсказуемо. Да, были вопросы по некоторым банкам 3-4 категории. Уровень вопросов же был связан как с общим уровнем неграмотности некоторых депутатов, так и с их коррупционностью. Глупого народного депутата легче коррумпировать», – резюмирует Василий Горбаль.

Примеры странных вопросов к Валерии Гонтаревой, которые звучали в парламенте

Александр Кодола, фракция «Народный фронт»

 Когда вы были назначены на должность [главы НБУ], золотовалютные резервы Украины составляли около $20 млрд. На днях Нацбанк обнародовал информацию, что ЗВР составляют уже $7,5 млрд долларов. Это самая низкая цифра в истории Украины. Куда за полгода вашей работы делись более $13,5 млрд ЗВР и какие пути увеличения этих резервов вы видите?

Валерия Гонтарева

 Для начала, когда я пришла на должность, они были $16 млрд. В своем выступлении, если бы вы его слушали, я сказала, что $8,6 млрд ЗВР было продано напрямую НАК «Нафтогаз» и $1,3 млрд были проданы через интервенции в поддержку курса гривны в сентябре и октябре 2014 года.

Михаил Головко, внефракционный

 Ни в коем случае не поднимайте снова учетную ставку. Это опять приведет к падению курса украинской гривны, вытягиванию средств из реального сектора, закачке их в банки и выводу в офшоры. Вы продали на рынке $41 млрд, из которых $32 млрд  выведены в офшоры через подставные банки и другие структуры. Вы предоставляете рефинансирование российским банкам, таким как «Проминвестбанк», «ВТБ», «Альфа банк», «Сбербанк России» миллиарды – официально 179 млрд гривен.

До каких пор украинская экономика будет финансировать российские банки, которые сейчас финансируют террористов на востоке? Я считаю, это большое преступление. За то, что произошло в Украине – падение национальной гривны  – и за все эти преступления в любой цивилизованной стране вас давно бы уже отправили в отставку. Я думаю, что парламент это решение поддержит.

Валерия Гонтарева

 Это декларация или вопрос? Как будем делать? Отставку, либо отвечаем? Я уже предоставила информацию о том, сколько Национальный банк продал валюты. Я не могу комментировать какие-то инсинуации.

Игорь Луценко, фракция «Батькивщина»

 Сегодня банковская и денежная система Украины фактически уничтожена. Будем признавать факты: гривне перестали доверять. В первую очередь потому, что Нацбанком за этот период были разбазарены золотовалютные резервы. Они разбазарены через продажу долларов избранным банкам. Миллиарды долларов Нацбанка просто растаяли в этих избранных банках. Напомню, что в октябре по $300 млн в день куда-то «уходило». Украинцы сегодня вынуждены покупать доллары на «черном» рынке по катастрофическому курсу. В реальности у нас сейчас существует 4 курса, что является колоссальной возможностью для коррупции. Осознаете ли вы свою ответственность за эту ситуацию и какие меры вы принимаете для того, чтобы с этим справиться?

Валерия Гонтарева

 Я каждый день осознаю свою ответственность. И не только за это, а за реальную макроэкономическую ситуацию всей страны. Я уже сказала, что $8,6 млрд наших резервов мы продали направлению НАК «Нафтогаза» и только $1,3 миллиарда было потрачено в поддержку курса гривны. О чем говорить? Пожалуй, $300 млн в день – это нормально для рынка. Но сейчас, когда наш экспорт упал на 20%, так как в зоне АТО мы имеем 15% нашего ВВП и 20% экспортного потенциала, у нас, к сожалению, недостаточно валюты. При этом спрос со стороны населения в сотни раз превышает нормальное полное [предложение]. Поэтому собираю валюту.

Максим Поляков, «Народный фронт»

 В целом по банковской системе с 1 мая по 1 декабря коммерческими банками было куплено $41 млрд. Из них коммерческими банками за тот же период было выведено на Кипр $7 млрд. Это ваша личная ответственность. Вы сказали, что вывели [с рынка] 33 банка. Но почему в этих банках нет ни одного банка семьи Януковича? Я вам называю эти банки: «Fidobank» (Арбузов-Колобов), «Смартбанк» (Захарченко), «Юнисон» Банк (Клименко), «Инвестиционно-трастовый банк» (Захарченко), «Финанс банк» (Захарченко), «Украинский бизнес банк» (Янукович-Арбузов), ПАО банк «Капитал» (Клименко). Это ваша личная ответственность, так как эти средства выводятся за границу.

Валерия Гонтарева

 Это какая-то чушь, потому что ничего за границу при моей каденции не выводили. Вначале сентября мы ввели такие административные меры, что многие из вас приходили ко мне с критикой, что даже нормальный импортный контракт очень тяжело оплатить.

Сейчас три банка судятся с нами, потому что мы вывели их с рынка. Это банки Януковича. Одним из них был Всеукраинский банк развития. С ликвидностью или капиталом этого банка никаких проблем нет. Мы вывели его в три этапа, потому что у нас нет нормальных законов, с помощью которых можно вывести его в один этап. Но мы сумели это сделать.

Юрий Соловей, фракция «Блок Петра Порошенко»

 За последний год Нацбанк сделал все для того, чтобы убить в Украине средний и малый класс, а также средний бизнес. Надо признать, что это успешно ему удалось. Но вместе с тем вы или не до конца понимаете вопрос или не знаете тему. Вы сказали, что сегодня [на] курс давит платежный баланс Украины. Так вот за девять месяцев у нас положительный платежный баланс. На курс сегодня давит непрофессионализм действий председателя НБУ. Сегодня миллионы украинцев стали заложниками валютных кредитов. Как и каким образом Нацбанк будет решать этот вопрос?

Во всем мире Нацбанк является основным экономическим инструментом развития экономики. Во всем мире сегодня кредиты можно взять под ноль процентов один или два. В Украине учетная ставка Национального банка – 14%. Когда Национальный банк начнет снижать учетную ставку Национального банка и стимулировать развитие экономики?

Валерия Гонтарева

Сейчас для предотвращения развития инфляции, которую мы прогнозируем на уровне 17% в следующем [2015] году, наш монетарный комитет даже рассматривает возможность повысить эту ставку. Когда мы говорим о стабильности национальной единицы – то должны [рассматривать] стабильность наших цен.

Относительно меморандума по валютным кредитам. Вместе с украинскими крупнейшими банками – валютными кредиторами – мы подготовили меморандум, который, я думаю, придет сейчас на помощь всем нашим  валютным должникам. Как вы знаете, Национальный банк поддержал законопроект [Руслана] Князевича, который был проголосован летом, но, к сожалению, там курс обмена был на уровне 11,7. Сегодня такого нет, поэтому мы пойдем другим путем.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.