СКОЛЬКО УКРАИНА МОЖЕТ ЖИТЬ В КРЕДИТ? Комментарий ДНЯ

Александр ГОНЧАРОВ, директор Института развития экономики Украины: После того, как миссия МВФ в конце ноября покинула Киев, оставив не деньги, а только надежды на получение очередного транша кредита, эксперты снова  заговорили о дефолте. Две недели пребывания в Украине представителей Фонда для нас пролетели напрасно, зато аналитики МВФ сумели составить объективное представление о катастрофическом положении нашей экономики.

Важно напомнить, что еще в апреле 2014 года МВФ одобрил кредит для Украины в размере 17 млрд долларов США, но по частям. С условием, что между траншами представители Фонда будут проводить тщательные проверки. Поэтому нам пока удалось получить частичные выплаты из этих кредитных денег только в мае и сентябре. И вот следующие 3 млрд. долл. США, грубо говоря, пока «зависли», т.к. нет до сих пор принятого ВРУ госбюджета на 2015 год. И денег в украинской экономике практически нет.

Но не только у меня одного уже нет никаких сомнений в том, что сегодняшние уровни падения украинской экономики сильно занижены. Да, они огромны, таких еще не было. Инфляция уже вышла из-под контроля. Плюс к этому — обвальное падение ВВП и девальвация гривны в 100%! Об этом заявила глава НБУ В. Гонтарева еще 20 ноября. Продолжаются повышенные покупки долларов и евро, отток капитала из Украины, снятие с банковских депозитов сбережений (за несколько месяцев — более 125 млрд. гривен) и прочее.

И все равно, эти макроэкономические показатели нашими властями занижены, поскольку не учитывают всю линейку проблем, с которыми мы столкнулись. Это и недополученная выручка из-за событий на востоке страны, это и повышение процентных ставок с необходимостью нашим предприятиям выплачивать валютные долги, а не рефинансировать их в производство. Плюс нет у властей такой оценки, как упущенные возможности, но о которой прекрасно знают предприниматели. Например, мне часто приходилось в бизнесе оценивать так называемые альтернативные издержки – это те инвестиции и те технологии, которые, в частности, уже в этом году не придут в Украину.

А как негативно на потребительский рынок повлияет то обеднение населения, которое мы уже получили в результате двухзначной инфляции и трехзначной девальвации гривны? Всё это нашими властями не подсчитано. И считать это никто не будет. Думаю, они до сих пор упорно не видят и огромного замедления потребительского спроса. Иначе бы уже предпринимали экстренные меры. Затягивать с этим категорически нельзя. У власти короткая память, поэтому напомню: объем замедления потребительского спроса по глубине замедления экономики сопоставим с теми проблемами, которые были в Украине в кризисный период конца 2008 – начало 2009 годов.

И это при том, что Украина в январе-ноябре 2014 года выплатила из госбюджета на обслуживание и погашение прямого госдолга в иностранной валюте 6,345 млрд долл, в том числе по внутренним обязательствам 2,807 млрд долл и по внешним – 3,538 млрд долл. А общие платежи из госбюджета в инвалюте за этот период составили 7,068 млрд долл, в том числе по гарантированному государством долгу — 723 миллиона долларов. Помимо этого, НБУ в январе-ноябре выплатил в пользу МВФ 2,413 млрд долл, а «Нафтогаз Украины» по евробондам-2009 — 1,67 млрд долл: с учетом этих сумм общий объем платежей по гособязательствам в инвалюте достиг 11,151 миллиардов долл.

Выходит, мы давно уже живем не по средствам, т.к. берем новые кредиты, чтобы обслужить старые. Таким образом, мы просто проедаем благополучие своих будущих поколений. И, конечно, снова все во власти в один голос говорят: мы ждем очередной кредит! Кажется, мы пытаемся взять взаймы отовсюду. Лично для меня это очень похоже на поздний советский период, когда советское руководство привлекало деньги просто отовсюду, чтобы каким-то образом заткнуть «дыру» в госбюджете, не проводя никаких структурных и институциональных реформ.

Выход из текущей ситуации эволюционным путем уже невозможен. Нужна технология экономического прорыва.

И она уже есть. Поэтому сегодня главной задачей нового состава Кабмина и частных инвесторов должно стать создание Министерства планирования и развития Украины, а также Украинской корпорации развития (см. графическое приложение). Сеть проектов развития Украинской  корпорации должна организовываться на условиях государственно-частного партнерства, а также присоединяться через владение корпоративными правами к тем акционерным обществам, которые могут обеспечивать лидирующий бизнес и создавать дивидендный поток для своих акционеров. А необходимыми условиями в достижении намеченных целей должны стать целенаправленная экспансия на внешние рынки, а также политическая и экономическая поддержка со стороны США и Евросоюза.

Плюс к этому, мне представляется более реалистичным и экономически грамотным объявлять у нас в стране дефолт и далее плавно девальвировать гривну. К тому же, наш долг сегодня очень неустойчивый, а капитал довольно динамично перемещается из Украины. А свободная ориентация во множестве инструментов управления госдолгом, выработанных в условиях финансово-экономического кризиса и апробированных в других странах, способствовала бы формированию модификаций, приспособленных к украинским экономическим условиям.

Например, можно учесть опыт Аргентины, которая 31 июля 2014г. объявила дефолт уже во второй раз за последние 13 лет. Нынешний ее долг в 1,3 миллиарда долларов возник после предыдущего дефолта в 2001 году, когда хедж-фонды закупили ее гособлигации по сниженной цене. Уже в 2005 году Аргентина сумела реструктуризировать свой госдолг со значительным дисконтом – вплоть до 80%.

Интрига заключается в том, что в этом 2014г. Аргентина теоретически могла бы выплатить 1,33 млрд долларов этим хедж-фондам. Но правительство сочло подобный шаг опасным прецедентом, после которого могли поступить счета и от других кредиторов, не согласных с условиями реструктуризации госдолга. И это притом, что размер золотовалютных резервов Аргентины составляет немногим более 28 миллиардов долларов. Вот пример борьбы за каждый аргентинский песо.

Сразу хочу заметить, что в 1947 году дефолт объявила Великобритания, а в 1973 году – США. Кстати, в 2006 году ФРС Соединенных Штатов провела исследования и пришла к выводу, что дефолты суверенных государств в настоящее время — это вовсе не какое-то исключение, а, скорее, правило. И ни США, ни ЕС, ни Грузия, ни Литва, ни кто-либо другой не станут для нас локомотивом, прицепившись к которому, мы сможем выехать из этого затяжного военно-политического и финансово-экономического кризиса. Думаю, ждать, что кто-то придет из-за рубежа и укажет нам правильный путь – это самое худшее и опасное.

Так что же делать самим? Во-первых, самостоятельно формировать новую экономическую политику. Во-вторых, — создавать новую систему бюджетирования в стране. И, конечно, мы хотим от властей реформ, но не экспериментов. Лично мне кажется, что и власти, и общество, и участники рынка начинают понимать: нужно что-то делать совместно, отказавшись от корпоративного эгоизма.

Поэтому пора политикам сказать правду нашим людям, что мы вступили в полосу постоянного и резкого падения жизненного уровня. И это падение будет продолжаться много лет. Одних только  кредитных денег для восстановления нашего рынка нам точно не хватит. Нужно понимать, что деньги у нашего правительства кончаются. Поэтому, что заработаем, то и будем есть. И главное, дефолты стран со слабой и малой экономикой, вроде Украины, сами по себе не страшны.

И все же, находясь в шаге от дефолтной позиции, что делать нашим рядовым гражданам? Думаю, главное – заранее подготовиться к непредвиденным ситуациям и более внимательно относиться к своему личному бюджету, не тратить лишних денег. Но как на практике это делать? Во-первых, не суетиться. Второе, для не профессионалов играть на курсе гривны – бессмысленно, будет только хуже. Третье, не нервничать и не делать скоропалительных покупок. Важнее расслабиться и, понимая, что финансовые власти заинтересованы в девальвации и этот процесс уже не остановить, попытаться спать спокойно.

Если говорить о личных сбережениях, то почти десятилетний период оптимального способа сбережений  — банковские гривневые депозиты, по-моему, окончательно закончился. Теперь надо заниматься диверсификацией и не все сбережения держать в национальной валюте. Обратить внимание на недвижимость, сильно подешевевшие акции и облигации, и, конечно, на золото – четвертую зону рынка.

Наконец, в эти дни, грубо говоря, не надо «дергаться» и бежать в ближайшую аптеку за лекарственными препаратами «про запас». Таким поведением мы только спровоцируем рост цен на лекарства. И не надо забывать, что индекс инфляции на отечественные препараты выше индекса инфляции на импортные. Словом, лучше не будет, но и драматически худшего – тоже. Просто ходите в аптеку, как вчера: лишнего не берите, больше не тратьте.

Итак, мы дошли до «точки», петух уже клюнул! Ведь кризис – это полбеды. Главная беда – это выход из кризиса. Последние события в Украине убеждают в том, что легкого выхода из этого кризиса не будет. Задача стоит очень трудная и сложная. Нам предстоит сильно встряхнуть страну. И на полную мощь запустить машину экономики.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий