Конституционно-олигархическое большинство новой Рады

Народная мудрость о том, что «кто девушку ужинает, тот ее потом и танцует» в социально-политическом измерении звучит следующим образом: «господство в экономической сфере с неизбежностью ведет к господству политическому, ибо политика является концентрированным выражением экономики». Исходя из этого, ключевым заданием общества, которое стремится избежать тирании, является недопущение чрезмерной концентрации экономического могущества в чьих-либо руках. Постсоветская Украина в силу многих объективных причин с этой задачей справиться не могла и, естественно, не справилась.

Безусловно, можно игнорировать тот печальный факт, что львиная часть украинской экономики контролируется кучкой людей, названых с чьей-то легкой руки олигархами, и продолжать делать вид, что «единственным источником власти является украинский народ». Но, как известно, факты — вещь упрямая, от них не отмахнешься, как от назойливых мух, ни брошюркой Конституции Украины, ни тем более цитатами из нее.

И, к сожалению, сегодня эти упрямые факты свидетельствуют, что даже после событий Евромайдана править балом украинской политики продолжает олигархия. И лишним этому подтверждением служат не только результаты досрочных парламентских выборов, но и процесс нынешней «коалициады», обнаживший во всей красе «богатый внутренний мир украинской политики».

Уже в ходе предвыборной кампании многие эксперты заявляли о том, что в списках практически всех потенциальных победителей парламентских выборов без труда можно отыскать креатуры Рината Ахметова, Игоря Коломойского, Дмитрия Фирташа, Виктора Пинчука, Вадима Рабиновича, Вадима Новинского и даже «семьи» бывшего Президента Украины Виктора Януковича.

«Народная молва» уже успела, и небезосновательно, связать «Радикальную партию» Олега Ляшко с Сергеем Левочкиным и Дмитрием Фирташем, «Самопомич» с Игорем Коломойским, а «Оппозиционный блок» с Ринатом Ахметовим и «семьей». Тем не менее, это совершенно не означает, что последние не имеют своих людей в других политических «проектах». Для того чтобы это понять, достаточно бегло пробежать взглядом списки Блока Петра Порошенко и «Народного фронта», в которых нашли себе приют немало лиц с сомнительной репутацией.

На самом деле олигархи предусмотрительно раскладывали яйца в разные корзины. Отсутствие же прозрачного финансирования делает практически невозможным установление точных «долей» отдельных олигархов в каждом конкретном политическом проекте. Более того, как известно, любую долю всегда можно как увеличить, так и уменьшить путем приобретения или продажи «акций». Ну а «мажоритарщики» всегда готовы удовлетворить спрос на дополнительные голоса-акции.

Одним словом, несмотря на то, что условным победителем парламентской гонки можно назвать Игоря Коломойского, а условными неудачниками Рината Ахметова и Виктора Пинчука, влияние которых существенно пошатнулось, если вообще не сошло на нет, считать «штыки», находящиеся в настоящий момент в распоряжении того или олигархического клана занятие малопродуктивное.

Во-первых, как уже говорилось выше, это количество в любой момент может быть изменено, ведь «бабло побеждает зло». Во-вторых, олигархи имеют своих «постпредов» во всех политических проектах, поэтому линии противоречий будут проходить не столько по фракциям, сколько внутри фракций, где совсем скоро начнут вылупляться «кукушата». Выход Егора Соболева и его последователей из партии «Воля» — это лишь предвестник дальнейшей дефрагментации «как бы прореформаторского большинства».

В-третьих, следует понимать, что олигархия как социальный класс имеет свои классовые интересы, принципиально отличные от интересов всего общества. Прежде всего, это сохранение своего господствующего статус-кво. И ради сохранения этого привилегированного положения олигархи всегда найдут способ объединить усилия против проведения реальных реформ. Поэтому было бы ошибочно думать, что люди, условно говоря, Игоря Коломойского, будут локомотивом реформ, а люди, условно говоря, Рината Ахметова, наоборот станут тормозом преобразований. И первый, и второй заинтересованы лишь в тех изменениях, которые не затронут их интересов.

К сожалению, провести реформы, не ущемив интересов олигархов, будет невозможно. И вся эта мышиная возня вокруг коалиционного соглашения — это не более чем дымовая завеса, за которой «кондуктора пытаются нажать на тормоза» и остановить поезд незаметно для пассажиров.

Скорее всего, разговоры о «конституционном большинстве» так и останутся разговорами, а будущая коалиция — формальностью. В реальности в Верховной Раде Украины сложится и будет функционировать «ситуационное большинство», конфигурацию которого будут определять не столько коалиционное соглашение и лидеры фракций, сколько главные держатели акций этих фракций.

Валентин Гладких, кандидат философских наук, политический аналитик, специально для РБК-Украина

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий