Яценюк формирует новую «Семью»

Арсения Яценюка сложно назвать техническим премьером. Его политические амбиции не ограничиваются должностью в правительстве. Чтобы усилить исполнительную вертикаль и личное влияние на бизнес, премьер Яценюк пошагово внедряет в Украине так называемую «российскую экономическую модель». Тактику, которую использовал Владимир Путин образца 1999-2000 годов, сделавшего ставку не на крупный частный бизнес, а на мощные государственные корпорации во главе которых стоят «друзья премьера».

Обкатать эту модель сначала было решено на «Ощадбанке», правление которого в марте возглавил близкий к премьеру Андрей Пышный. Фактически сразу же правительство рекомендовало всем государственным предприятиям и компаниям, где доля государства превышает 50%, перейти на расчетно-кассовое обслуживание в госбанки. Так называемая централизация всех государственных финансов под одну крышу, уже привела к проблемам в ряде небольших банков и ведет к еще большему развалу всей финансовой системы. Манипуляция «военной» необходимостью и общее недовольство банками в обществе оставило эту инициативу правительства незамеченной.

Столь успешный «банковский опыт» премьер решил применить и на другом резонансном рынке. Своим постановлением №596 от 7 ноября премьер «назначил» единственным поставщиком и продавцом природного газа в стране – НАК «Нафтогаз України» . Кроме того, правительство обязало крупнейшие предприятия страны, а таких в Кабмине насчитали 90, перейти на обслуживание в НАК, подписав с ним договора. Таким образом, премьер лишил все газодобывающие компании не только клиентов, с которыми заключены контракты на поставку газа, но и права транспортировать свой газ для закачки в хранилища.

«Мы вынуждены будут остановить добычу в самые холодные месяцы года и, соответственно, прекратить платить налоги. В такой ситуации добыча газа становится физически невозможной и экономически нецелесообразной. Теперь частные газодобывающие компании вынуждены объявить форс-мажор, так как продолжать работу в новых условиях будет невозможно», – заявили в «Полтавской газонефтяной компании».

«Постановление Кабмина №596 не способствует разрешению энергетического кризиса и противоречит обязательствам Украины перед ЕС касательно либерализации рынка газа. Покупка газа для промышленных предприятий только у НАК ведет к восстановлению государственной монополии, дискриминации прав газодобывающих и трейдинговых компаний и негативно отразится на развитии рынка газа в Украине», – говорится в сообщении пресс-службы «Нафтогазвидобування».

Курьез постановления Яценюка еще и в том, что один из лидеров Революции достоинства и глава правительства, подписавшего Соглашение об Ассоциации с ЕС, решил подыграть Газпрому. С 1 января 2015 года Украина обязана начать имплементировать свое законодательство по третьему энергопакету, который предполагает создание открытого и прозрачного рынка газа, а его либерализация является обязательством Украины – страны, присоединившейся к Договору об Энергосообществе. Закон Украины «Об основах функционирования рынка природного газа», принятый в 2010 году в соответствии с европейскими нормами, также закрепил свободный выбор поставщиков природного газа; равный доступ к газотранспортной системе и равные права на куплю-продажу природного газа и осуществление внешнеэкономической деятельности.

Теперь Арсению Яценюку предстоит объяснить – чье правительство более «Европейское»: Николая Азарова или его?

Интересно, что решение монополизировать газовый рынок в стране в руках одной компании и взять под контроль все денежные потоки от продажи/покупки газа, было принято после подписания «зимнего пакета» с Газпромом. И это в условиях, когда Президент объявил о реализации Стратегии энергонезависимости страны и Украина нуждается в увеличении собственной добычи газа и замещении российского газа украинским, премьер убивает частную газодобычу.

В случае приостановки добычи газа восстановление в прежних объемах станет возможным не ранее чем через полтора года. «Вряд ли получится вернуться на те же объемы в ближайшее время, так как скважина при остановке может вести себя непредсказуемо. Во-вторых, стоит ли возобновлять при таких условиях? В-третьих, очень опасно, если остановить бурение и добычу, то нам придется отказаться от использования буровых станков, которые мы арендуем. Станок уедет в другую страну, а вернуть его либо заказать другой, как показывает практика, мы сможем только через год. Восстановить либо нарастить добычу мы сможем только через полтора года», – вопрошает финансовый директор «Полтавской газонефтяной компании» Евгений Паленка.

В Международном центре перспективных исследований (МЦПИ) также находят параллели с российской моделью. «Подобная бизнес-модель действительно апробирована в России – газодобывающие компании «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», ТНК и другие не могут самостоятельно экспортировать газ, а вынуждены делать это только через «Газпром». Таким образом, правительство России усиливает капитализацию «Газпрома», а также через непрямые экономические инструменты контролирует финансовое состояние других добывающих компаний», – рассказывают в МЦПИ.

По мнению компаний, от действий правительства теряют все: страна может остаться без инвесторов, готовых инвестировать в газодобывающую отрасль, население и предприятия без газа, а бюджет ежемесячно недосчитается около 1 млрд грн. Именно столько газодобывающий бизнес отчисляет в виде налогов и рентных платежей в государственную казну.

По материалам: Kraina.name

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий