МИЛЛИАРДЫ НА СВАЛКУ. Как украинские чиновники «зарабатывают» миллионы от утилизационных сборов

Власти вынуждают бизнес платить сотни миллионов гривен в виде утилизационных сборов и схожих платежей. Но деньги идут не в казну, а на счета приближенных компаний. Украина — сказочная страна: зарабатывать здесь можно, даже почти ничего не делая. Доказано государственным предприятием Укрэкоресурсы.

С момента своего создания в начале 2000х оно получило не менее 1 млрд грн с импортеров тары и упаковки. Предприятия отчисляли деньги Укрресурсам на законных основаниях — в виде обязательного утилизационного сбора. Собранные средства должны были пойти на создание системы предприятий, которые увеличили бы долю переработки мусора в стране в семь раз. Но за все время существования Укрэкоресурсов доля переработанного мусора в стране даже сократилась.

Денис Хренов, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям крупнейшей пивоваренной компании страны СанИнбев, говорит, что в итоге сегодня в стране выбрасывается более 2 млн т пластика, стекла и бумаги на сумму около 4 млрд грн.

Одна лишь СанИнбев теряет около 150 млн грн в год, поскольку до четверти всей стеклянной тары производителя после первого использования не сортируется, как в развитых странах, а оказывается на свалках. При этом пивовары продолжают платить утилизационный сбор.

НВ связалось с Укрэкоресурсами, попросив показать для фотосъемки, что компания сделала на собранные средства. Просьба поставила Анатолия Иващенко, замдиректора компании, в тупик. Сортировочный цех в Киеве, о запуске которого госпредприятие отрапортовало год назад, так и не начал работать. Производственную линию в Днепропетровске летом забрал за долги лизингодатель.

Виновными у Иващенко оказались предшественники. Мол, прежнее руководство закупало непригодную для эксплуатации технику. При этом он даже не смог назвать число сортировочных контейнеров, установленных Укрэкоресурсами в Украине. Более показательного примера структуры-прокладки, на голом месте аккумулирующей миллионы, найти сложно, говорит экс-глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский.

Это типичная украинская история, когда власти навязывают бизнесу некие обязательные сборы или услуги, а деньги уходят неизвестным выгодополучателям. Компаний а-ля Укрэкоресурсы в стране — сотни. И новые власти не остановили их деятельность.

Возьмите в нагрузку

Четыре года назад Госкомпредпринимательства подсчитал, что в стране на разных уровнях работало около 11 тыс. посреднических структур, которым с легкой руки государства доставались от бизнеса или частных лиц различные сборы и другие обязательные платежи.

В той же сфере переработки тары, по словам Иващенко, кроме его компании, работают еще как минимум 19 частных предприятий. И именно они в последнее время получили львиную долю заказов, отодвинув Укрэкоресурсы на задний план. Иващенко утверждает, что этим фирмам в 2013 году достались контракты на сумму 90 млн грн.

По словам Бродского, а также президента упаковочно-экологической коалиции Укрпэк Владимира Слабого, золотая жила переработки упаковки еще четыре года назад попала в поле зрения Артема Пшонки, нардепа и сына тогдашнего генпрокурора. Он до последнего времени и контролировал этот серый рынок.Но теперь Пшонка уехал из страны, а государство начало активно бороться с различными паразитными пристройками к госструктурам. И якобы полностью их извело. По крайней мере, такой ответ получили недавно от центральных органов власти СБУ и Александр Потимков, первый замглавы комитета по предпринимательству. Парадокс — то, чего не видят государственные мужи, регулярно наблюдают обычные бизнесмены.

Так, таможенно-брокерская фирма Sсherp недавно официально заявила о том, что под видом защиты окружающей среды с предпринимателей фактически требуют взятки. Директор компании Виктор Прудковских объясняет, что во многих документах Министерства природных ресурсов изначально “зашита” коррупционная составляющая.

Подле Минприроды действуют сразу несколько фирм, которые получили от ведомства лицензию на утилизацию промышленного масла. По подсчетам Прудковских, всего за шесть месяцев этого года импортеры масел перечислили таким компаниям почти 100 млн грн.

Они делали это не по доброй воле: импортеры проммасел по закону должны оплатить их переработку при ввозе в страну. “Но любые попытки сдать масло на утилизацию впоследствии оказываются безуспешными”,— рассказывает представитель Sсherp. В итоге компании вынуждены утилизировать масло за свой счет. При этом отказываться от подобного “налога” бизнесмены не рискуют, чтобы не нарваться на длительные проверки.

Прудковских вспоминает анекдотичный случай, когда компанию Запорожтрансформатор предпринимателя Константина Григоришина вынудили заплатить сбор за утилизацию масла даже не при импорте, а при вывозе своей продукции за рубеж, хотя закон этого не требует. Компания решила заплатить, так же, как и многие другие, предпочитая отделаться мелочевкой, чтобы не понести более крупных потерь по причине срыва контракта.

Что из себя представляют компании, которые владеют пресловутой лицензией на переработку, видно из материалов недавней проверки их деятельности прокуратурой. Следователи установили, что с 2011 по 2013 год Минприроды только в столице выдало лицензии шести фирмам: Капитал-2006, Экопровайд, Зеленый мир групп, Укрэкогрупп, Приста Рисайклинг Украина, Кивач.

По данным прокуратуры, к настоящему времени у этих компаний закончились сроки договоров аренды помещений, оборудования и спецтранспорта. А у одной из фирм — Экопровайд — не оказалось мощностей для работы с опасными отходами. По логике вещей, они не имеют права работать. Тем не менее, по данным госпредприятия Информационно-ресурсный центр, все эти фирмы продолжают свою деятельность. Кто стоит за ними, не смогла узнать даже прокуратура. В Минприроды отказались предоставлять комментарий по этой проблеме.

Манипуляции с отходами меркнут на фоне операций, которые проворачиваются вокруг небольших полосок бумаги с голограммами — акцизных марок. Сергей Терехин, член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, рассказывает, как на такой мелочовке зарабатываются миллиарды. За прошлый год, по его оценкам, предприятия, торгующие подакцизным товаром, кроме самого сбора, заплатили 3,4 млрд грн за акцизную марку.

Это обязательный неналоговый платеж, который не идет в бюджет, говорит депутат. Марку выпускает государственный полиграфкомбинат Украина. По данным Терехина, средства уходят офшорным компаниям. На самом комбинате получателей этих сумм назвать отказались.

Попытка очищения

Ущерб от деятельности подобных структур правительство оценивает в миллиарды гривен. Так, за счет ликвидации коррупционных потоков власти ожидают экономию до 9 млрд грн в год. А к 2020 году дополнительные поступления в бюджет должны превысить 160 млрд грн. Чтобы получить эти деньги, в правительстве решили подойти к проблеме борьбы с различными паразитными структурами и посредниками кардинально — с помощью реформ, которые выбили бы почву изпод подобного рода компаний.

Летом этого года Кабмин анонсировал масштабную программу дерегуляции в шести отраслях: пищевой, аграрной, строительной, нефтегазовой, электроэнергетики и информационных технологий. Логика здесь понятна — чем проще условия ведения бизнеса, тем меньше возможностей для заработка различных окологосударственных структур. Но пока о какихлибо успехах на этом поприще речь не идет.

Предприниматели в свою очередь предлагают свой вариант борьбы: они просят передать им часть функций фирм-паразитов. К примеру, как рассказывает Денис Хренов, компании-импортеры предложили принять законопроект, который позволит частным структурам самостоятельно создавать предприятия для утилизации тары. Это позволило бы не просто закапывать средства, а решить хотя бы часть реальных проблем как бизнеса, так и Украины в целом.

Новое Время

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий