ВОЙНА ЗА АНТИКОРРУПЦИОННОЕ БЮРО не обошлась без скандалов и обвинений в той же коррупции

Коррупция — одна из главных бед украинского государства, из-за которой люди вышли на Майдан. Борьба с ней — одно из главных требований Запада, чтобы Украина получила деньги. На прошлой неделе вице-президент США Джо Байден раскритиковал новую украинскую власть за то, что она недостаточно борется с коррупцией. На этом фоне  печальным выглядит тот факт, что даже создание антикоррупционного бюро в Украине не обошлось без скандала и обвинений в коррупции.

Война законопроектов

Уже месяц в парламенте идет кулуарная война между группами «Виктор Чумак+ общественные активисты» и «Татьяна Черновол+Сергей Пашинский+Елена Тищенко» за то, чей проект будет рассмотрен Радой. 2 месяца назад активистка Татьяна Черновол по квоте Майдана была назначена правительственным уполномоченным по борьбе с коррупцией. Но, оказалось, что должность есть, а руководить нечем. Под бюро надо выписать законодательство.

Законопроект «О национальном бюро антикоррупционных расследований» разрабатывался экспертами еще с 2009 года. Над ним трудились бывший замминистра юстиции Дмитрий Котляр, глава правления ГО «Центр противодействия коррупции» Виталий Шабунин, представитель «Трансперенси Интернешнл» Алексей Хмара, замминистра юстиции Руслан Рябошапка и другие. Более года они работали над проектом вместе комитетом по борьбе с коррупцией, который возглавляет ударовец Виктор Чумак. В результате был подготовлен проект 4573.

Поначалу, только получив должность, Черновол сотрудничала с экспертами и комитетом. Но в какой-то момент стороны поссорились. Причиной стало то, что законопроект, внесенный Чумаком, предусматривал, что глава бюро должен иметь возраст старше 35 лет и иметь юридическое образование. У Черновол нет юробразования, и ей еще не исполнилось 35, поэтому она возмутилась, что ее хотят лишить должности и вышла из процесса  сотрудничества.

«Мне было обидно, что пройдя через все, я вынуждена была столкнуться с несправедливостью и интригами», — говорит Татьяна. В результате в парламенте появился проект, написанный Еленой Тищенко и поданный Сергеем Пашинским, ныне совмещающим должность и.о. главы администрации президента с работой депутата.

«Пока мы пытались найти с ними компромисс, другая сторона уже внесла свой законопроект», — говорит Дмитрий Котляр.

«Я сразу сказала, что мне как главе бюро нужен инструмент, и попросила экспертов мне помочь, а оказалось, что со мной играются определенные персоны, тот же Чумак, прикрываясь щитом общественных организаций», — считает Черновол.

В окружении Чумака признают, что хотели оставить бюро за собой, но ради компромисса готовы отказаться от конфликтных условий по главе.

«Дело в том, что позиция по главе прописывалась в проекте закона в то время, когда госпожа Черновол высказывалась в том духе, что на новое бюро она директором не пойдет. Вместе с тем, высшее юридическое образование — понятное требование к руководителю органа, главная функция которого — проведение досудебного следствия и доказывание вины лиц в коррупционных преступлениях», — объясняет один из разработчиков проекта.

Но кроме этих двух критериев для главы бюро стороны не сошлись и по другим пунктам. Так, проект Чумака предусматривал, что само бюро должно было быть создано постановлением Кабмина, а его глава избираться посредством конкурса. В конкурсную комиссию должны входить министр юстиции, генпрокурор, омбудсмен, делегат от президента, три представителя профильного комитета Верховной Рады и четыре представителя общественных структур.

«Вы же понимаете, что фактически Чумак и его общественные структуры получают большинство в комиссии. Уже в этом балансе возможностей — трех представителей комитета Чумака и  четырех представителей общественных организаций, которые писали  законопроект — можно видеть признаки коррупции, потому что именно они  смогут назначить главу», — говорит Тищенко, намекая на необъективность конкурса. Правда, при этом она учитывает только ближайшие кадровые перспективы, а не распределение влияния в перспективе. Ведь, через полгода комитетом может руководить и не Чумак.

«Мы считаем, что глава бюро должен назначаться политически влиятельными людьми, которые избраны обществом», — добавляет Тищенко.

Общественники считают, что все равно их схема лучше для обеспечения независимости органа, чем предложение группы Чорновол, когда положение о бюро утверждается президентом, а глава бюро назначается  и увольняется СНБО, то есть фактически подконтролен главе государства.

Более того, Чумак указывает, что СНБО не имеет полномочий на подобные назначения, а значит будет вопрос о легитимности деятельности органа.

Второй пункт противоречий — проект Чумака предусматривает, что бюро может проводить расследования относительно политических деятелей либо преступлений, где ущерб составил 500 минимальных зарплат.

Согласно проекту Чорновол — бюро не занимается преступлениями, связанными с бизнесом,  а только госчиновниками. «Таниным законопроектом коррупция наконец то криминализируется, потому что до этого она была административным нарушением», — добавляет Тищенко, указывая на преимущество своего законопроекта.

Третий аспект противоречий — финансовые гарантии для сотрудников комитета. «Они там себе уже зарплаты, квартиры и льготы прописали», — возмущается соратница Черновол.

«Нет там никаких льгот и квартир. Там только прописаны гарантии финансовой независимости. В самом законопроекте указано, что зарплата сотрудника бюро должна быть не ниже 12 минимальных зарплат. Я думаю, что это хорошая мотивация, чтобы люди дорожили своими должностями и били независимыми», — говорит в ответ Чумак.

Поскольку стороны так и не смогли договориться, то оба проекта были вынесены на рассмотрение парламента, но так и не были включены в повестку дня.

А дальше почему-то на сайте Верховной Рады появилась ремарка возле обоих законопроектов, что они сняты с рассмотрения. Вместо этого депутатам был разослан новый проект от группы Черновол, правда теперь уже под авторством депутата «Батькивщины» Андрея Кожемякина.

Чумак решил, что таким образом через связи Пашинского и спикера Александра Турчинова его проект просто хотят убрать, и обратился с жалобой в секретариат и регламентный комитет. А после этого внес еще один свой законопроект, где уже нет никаких ограничений для Черновол занять должность в бюро.

Таким образом, на конец апреля в парламенте находится 4 законопроекта по антиконституционному бюро. Учитывая неприятие друг другом сторон, а также противостяние «Батькивщины» и УДАРа, поддерживающих разных кандидатов в президенты, законы вряд ли будут приняты в ближайшее время. Между тем одна из разработчиков законодательства Елена Тищенко сама стала объектом скандала.

Жена партнера Пашинского и фигурант дела о отмывании средств

На прошлой неделе Тищенко возглавила межведомственную рабочую группу по вопросам антикоррупционного законодательства. И уже  даже успела оправдать перед СМИ отказ АП обнародовать декларации Турчинова и Пашинского. На некоторых сайтах есть информация, что глава АП Сергей Пашинский и муж Тищенко, глава «Фортуна-банк» —  бизнес-партнеры.

В среду Пашинский вынужен был оправдываться, и уверять журналистов, что он к назначению не причастен. «Насколько я знаю, Елену Тищенко Таня Черновол привлекла как специалиста для разработки закона, и я не вижу здесь никаких проблем», — заявил и.о. главы АП.

На вопрос, почему Тищенко не подпадает под люстрацию, Пашинский сказал: » А что она работала у Януковича?

«На реплику, что Тищенко замужем за бизнес-партнером Пашинского, он ответил: «Господи, я не комментирую жен и он мне не бизнес-партнер».

Кроме бизнес-связей Пашинского и мужа в биографии Тищенко есть еще одно пятно, трудно совместимое с борьбой с коррупцией. Летом 2013 Тищенко была задержана в Москве, по обвинению в легализации $ 3,3 млрд, похищенных экс-руководителем БТА-банка, казахским опальным бизнесменом и политиком Мухтаром Аблязовым.

По версии следствия, Тищенко, будучи доверенным лицом экс-главы БТА-банка Мухтара Аблязова, который похитил $3,3 млрд, участвовала в отмывании и легализации украденных средств. Против женщины было возбуждено уголовное дело по двум статьям УК РФ: 159 «Мошенничество в особо крупном размере» и 174.1 «Легализация похищенных средств».

Следователи также утверждали, что именно Тищенко подыскала лиц для совершения преступления, возглавила структурное подразделение, организовав незаконные сделки Аблязова. Однако в конце прошлого года мать 4 детей, 37- летнюю Тищенко амнистировали. Случилось это после того, как она дала показания против Аблязова, выгодные казахской стороне. После этого БТА-банк отказался от своих исковых требований о возмещении ущерба в размере $ 439 млн.

«В Киеве Тищенко имеет юрфирму, которая специализируется на поиске и возвращении  активов. Думаю, у нее есть интерес возглавить процесс возвращения в Украину арестованного имущества януковичей. Ведь она всюду говорит, как важно, чтобы бюро самостоятельно занималось возвращением средств, нанимало юристов, без минюста и без тендеров», — высказывает подозрение один из юристов группы Чумака.

«Что вы к ней пристали? Я давно знаю Лену, она хорошая. Чтобы бороться с коррупцией, человек должен знать, как она работает, знать, где спрятаны потоки. И Тищенко здесь профи», — говорит один из сотрудников АП. Хотя вряд ли такой аргумент может бы быть воспринят где то на Западе, где чиновники уходят в отставку уже при одном подозрении в коррупции.

INSIDER

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий