Лидеры ЕС, включая канцлера Германии Ангелу Меркель, не смогли убедить президента Украины Виктора Януковича подписать соглашение об ассоциации. Как заявила президент Литвы Даля Грибаускайте, на украинского лидера аргументы и уговоры не подействовали.
Чтобы не потерять лицо, Евросоюз взял курс на форсированное сближение с Молдавией и Грузией. В первый день же день саммита представители обеих республик парафировали соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли с ЕС. Другими словами, подписали предварительные договоры о намерениях вступить в ассоциацию. В пятницу под документами в 1000 страниц поставили подписи высокопоставленные европейские чиновники. Украина, заметим, прошла аналогичную процедуру еще в 2012 году. Окончательно соглашение об ассоциации с ЕС Грузии и Молдавии будет согласовано к сентябрю 2014 года.
Надо сказать, оба новых фаворита «Восточного партнерства» чрезвычайно разные, общее у них одно – наличие неурегулированных территориальных проблем. У Молдавии – с Приднестровьем, у Грузии – с Абхазией и Южной Осетией. Это обстоятельство делает их вступление в ассоциацию с ЕС чрезвычайно интригующим.
По сути, парафировав соглашение об ассоциации – тем более вступив в нее – Молдавия и Грузия узаконивают себя в существующих урезанных границах. Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия в ассоциацию вступать не собираются, и действительно не только останутся за бортом ЕС, но и окажутся противопоставленными Евросоюзу. Образно говоря, сближение с Европой делает траншею между республиками и их осколками существенно глубже.
Более того, Россия – в духе обострившейся борьбы за влияние на бывшие республики СССР – может «осколкам» еще и подыграть. Например, поставить вопрос о приеме их в Таможенный союз (ТС). Благо, еще осенью 2012 года межпарламентская ассамблея Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья обращалась к Владимиру Путину с просьбой «рассмотреть вопрос о предоставлении возможности полномасштабного участия в деятельности Евразийского экономического сообщества и его институтов, включая Таможенный союз, с перспективой предоставления членства».
Да, Беларусь и Казахстан, входящие в альянс вместе с Россией, официально не признают Абхазию Южную Осетию самостоятельными государствами (а независимость Приднестровья не признает и Россия). Поэтому на их членство в ТС могут не согласиться. Но, возможно, в каком-то другом формате сближение все же произойдет. Понимают ли в Грузии, Молдавии и ЕС, что своими действиями они фактически добивают прежнюю карту Восточной Европы?
– Судя по заявлениям, сделанным европейскими политиками на саммите в Вильнюсе, нерешенность проблемы Приднестровья не будет мешать европейской интеграции Республики Молдова, – отмечает директор Института публичной политики Республики Молдова Аркадий Барбарошие. – Ведь что такое европейская интеграция? Для меня – это Европейский союз дома. Здесь, в Молдавии. То, что мы называем европейскими ценностями – права человека, независимость судебной системы, низкий уровень коррупции. Евроинтеграция – проблема не внешней политики, а внутренней. Проблема внедрения европейских стандартов качества жизни.
«СП»: – Но ведь в Приднестровье всего этого не будет?
– Это зависит от граждан, которые там проживают. Если им понравится то, что происходит на правом берегу – у них будет выбор. Конечно, этот выбор трудно сделать. Приднестровский конфликт – не конфликт между Кишиневом и Тирасполем. Это конфликт между Кремлем и проектом создания независимой Республики Молдова. В этом конфликте нет этнического или религиозного компонентов – чистая геополитика.
Приднестровье – инструмент давления Кремля, с помощью которого тот хочет изменить геополитическую ориентацию Молдовы. У российской стороны есть и другие инструменты – цены на газ, доступность российского рынка для молдавских товаров, режим пребывания на территории РФ молдавских трудовых мигрантов. Конечно, Кремль попытается удержать Приднестровье в сфере своего влияния. И просто так его не отдаст.
«СП»: – Получается, Молдавия, беря курс на Европу, от своего осколка – Приднестровья сознательно отказывается?
– Я скажу так: страна не может быть заложником осколка. Молдавия избрала определенную модель развития. И теперь ей следует.
«СП»: – Ради этой модели Приднестровьем вы готовы пожертвовать?
– Выбирая европейскую модель, мы показываем Приднестровью: вот как нужно делать! Давайте вместе с нами. Не стоит забывать, что на левом берегу проживает около 300 тысяч человек, которые являются гражданами Молдовы. У них молдавские паспорта. Именно в их сторону мы говорим: давайте идти в Европу вместе!
Кстати, если посмотреть на экономику Приднестровья, большую часть доходов она получает от экспорта продукции в Европейский союз. Думаю, и тамошние бизнесмены сделают выбор, скорее, в пользу сближения с ЕС.
Но, конечно, аналитики в Кишиневе уже говорят, что придется оставить Приднестровье и вывести жесткий контроль на границе с непризнанной республикой. Думаю, Кремль попытается шантажировать Кишинев ситуацией в Приднестровье. Однако это не повлияет на решение руководства республики двигаться в сторону Европы.
– Вступление в ассоциацию с ЕС не позволят Грузии и Молдавии урегулировать территориальные вопросы даже в обозримом будущем, – уверен президент Фонда единения русского и грузинского народов Владимир Хомерики. – Встав на путь евроинтеграции, эти государства распрощались с идеей восстановления собственной территориальной целостности. На мой взгляд, это говорит лишь о том, что руководству Грузии и Молдавии нечего предложить свои народам. Они видят панацею от всех бед в одном – вступлении в ассоциацию с Евросоюзом, где якобы всем будет лучше. Будет ли? Большой вопрос. Недаром из шести стран-участниц «Восточного партнерства» соглашение об ассоциации подписали только две самые, можно сказать, «ущербные» республики.
«СП»: – В Грузии понимают, что вступая в Европу, они прощаются с претензиями на Абхазию и Южную Осетию?
– К огромному сожалению, не понимают. Им так «запудрили» мозги политические лидеры, что перспективу утраты Абхазии и Южной Осетии никто даже не обсуждает. Хотя для народа Грузии территориальная целостность – приоритет номер один. Думаю, грузины поступились бы многими благами – и уж точно всеми европами, – лишь бы восстановить страну в прежних границах. Но ситуация, увы, развивается в противоположном направлении. Спустя время люди, конечно, во всем разберутся. И не простят такого решения действующему руководству. Но будет поздно…
– Границы государства не определяются его членством в международных организациях, – напоминает старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО Николай Силаев. – Поэтому я не считаю, что Молдавия и Грузия, вступая в ассоциацию, отказываются от претензий на территориальную целостность. Напротив, насколько я понимаю, власти Грузии видят в ассоциации будущий «пряник» для Абхазии и Южной Осетии. Они будут пытаться представить членство в ассоциации как преимущество, которого непризнанные республики лишены, пока не признают над собой юрисдикцию Тбилиси. Впрочем, я далеко не уверен, что такая перспектива будет привлекательна для абхазов и осетин.
«СП»: – Россия может попытаться втянуть Абхазию и Южную Осетию в орбиту влияния Таможенного союза?
– Препятствием для вступления мятежных республик в ТС является непризнание их Белоруссией и Казахстаном. Любая ассоциация Абхазии и Южной Осетии с Таможенным союзом также невозможна. Россия может, разве что, наладить более тесные экономические связи с этими республиками. Хотя куда уж теснее?
«СП»: – Как в Европе смотрят на то, что у Молдавии и Грузии имеются территориальные проблемы?
– Европейцы считают, что злая Россия обидела маленькие республики. Но территориальные вопросы не касаются торгово-экономических отношений в рамках программы «Восточное партнерство». Соглашение об ассоциации с ЕС не предполагает обсуждение вопросов безопасности. В данном случае территориальные споры Евросоюз не интересуют…