ГУЛЯЙПОЛЕ — город убитых заводов, фабрик и богатеев-чиновников

В Запорожской области есть  исторические места, которые  известны всему миру. Это остров Хортица – колыбель запорожского казачества, и город Гуляйполе – родина выдающегося селянского вожака Нестора Ивановича Махно. Естественно, гости, приезжающие в наш край, первым делом стараются попасть в эти места.

На днях и мы прошлись по Гуляйполю, взглянуть на город глазами туристов. А в качестве экскурсовода взяли местного старожила, хорошо знающего свой родной город – Василия Степановича. Разговор наш начался с городских дорог, которые вряд ли могут понравиться европейскому туристу – сплошные выбоины.

-Дороги у нас никудышние, — заметил ветеран. — На главной улице, там, где райадминистрация и ДК, проезжая часть  получше. А чуть в сторону свернул – черт ногу сломит. И никому нет дела.

— Но у вас есть коммунхоз,  городская власть. К ним вы обращаетесь с этим вопросом?

— Два года мы оббивали пороги горсовета, просили что-то сделать с дорогой в нашем микрорайоне. Ну, и, как видите, ее немножко подлатали. Но на других улицах дороги тоже нуждаются в ремонте.

— Кто у вас городской голова?

— Немич Александр Григорьевич, мы сами его избирали. Но, видно, проблем в городе много, средств на ремонт дорог не остается. Когда был главой райадминистрации Бирюков, начали банкротить завод сельхозмашин. Чтобы  использовать этот завод для ремонтных мастерских на карьере, который  собирались открыть у нас. Коллектив завода возмутился, и  завод тогда возглавил Немич, потом его «ушли».

 

— А что  с заводом сельхозмашин? Он работает?

— Нет, обанкротили его все-таки. На станции то же самое — сырзавод закрыли. Да что там говорить, многое делалось тогда не так, как надо бы.

— Что «болит» сегодня у гуляйпольцев больше всего?

— Болит то, что работы у людей нет. Власти  делали  все, чтобы обанкротить действующие предприятия и заставить людей согласиться на открытие карьера. Мол, там будет работа для всех.

 

— Много безработных в Гуляйполе?

— Много. Те, у кого  нет работы, стоят на рынке, чтобы иметь какие-то копейки, или собирают  металл и пьянствуют.

— Какие  предприятия в Гуляйполе закрылись?

— Завод Сельмаш. Потом фабрика обувная была – теперь ее вообще нет.

— А что тогда  в Гуляйполе работает?

— Пищевкусовая фабрика слабо, но работает. Хлеб только пекут. В советское время это было рентабельное производство. Потом ее выкупил Александр Дудка.

 

— Это какой Дудка? Тот, что главой района был, а теперь зам. губернатора?

— Он самый. Постепенно его фабрика пришла в упадок, и он ее продал турку. Теперь там пекут только хлеб. Потом еще работает предприятие «Заря» — филиал «Мотор Сичи». Но там совсем мало работающих.

— Интересно получается – предприятия развалили, а экс-«керманичи» местной власти с миллионами. И опять у руля власти.  Тот же Бирюков, Дудка. А это что за стройка, похожая на долгострой? Наверное, жилой дом будет?

— Да, это настоящий долгострой. Этот дом начали строить еще при СССР. Пятиэтажка планировалась. Два этажа вывели и бросили.

— Теперь  одни  бурьяны. Почти в центре города. А желающих получить квартиру видимо, немало.

— Конечно. Но жилье не строится, все обещают.

 

— За последние пять лет хоть что-то из жилья построили?

— Что вы! Какие там пять лет! За двадцать лет почти ничего не построили. За исключением дома на Бочанах. При советской власти поставили коробку этого здания. Планировали построить школу. Но потом перепланировали и сделали  дом для учителей. Правда, там живут не только учителя. Есть и приблатненные.

Осматривая город, мы обратили внимание на такой факт. В Гуляйполе есть несколько старинных зданий, которые были еще при Несторе Махно. Как архитектурные объекты, они, безусловно, могли бы привлечь внимание туристов. Но только в том случае, если бы кто-то приложил к ним хозяйскую руку, привел  их в нормальное состояние. А так, своим нынешним видом, своей неприглядностью, заброшенностью они скорее напоминают широко известный многим, так называемый Дом Павлова в Волгограде, который специально оставили как исторический наглядный пример военных разрушений во время Сталинградской битвы.

А ведь пару десятков лет эти здания имели вполне приличный вид. И не пустовали, как сейчас, а использовались согласно своему изначальному предназначению – как промышленные предприятия. Некоторые из этих зданий мы сфотографировали. А пояснениями к ним стали  комментарии прохожих — неравнодушных к своему городу гуляйпольцев. И люди, принимая нас за туристов, объясняли. Приводим их пояснения так, как они прозвучали в разговоре.

 

ДМИТРИЙ: — В 80-е годы это было одно из самых рентабельных предприятий города – завод лакокрасочных изделий. Он был широко известен. И работающих  было немало. Фольклорный ансамбль этого завода славился даже за пределами области. В нем участвовали талантливые люди со всего города. Продукцию завода – лаки, краски, олифу и другие товары – можно было встретить в магазинах по всей территории Запорожской области. Спрос на нее был большой. А сейчас – сами видите – завода нет, собаки бегают.

СОФЬЯ ПЕТРОВНА: — Спрашиваете, что это за развалины? Не поверите — не так давно это был один из лучших маслозаводов области. Ой, какой сыр здесь делали! Он пользовался  спросом и в Донецке, и в Днепропетровске, и даже в России. Коллектив на заводе был стабильный, настоящие мастера своего дела. Все это разрушили, люди остались без работы. Одна бывшая работница этого завода, мастер-технолог ездит за сто километров в Вольнянск, работает там на маслозаводе. Неужели нельзя было сохранить завод? Не верю. Больно на все это смотреть.

ПЕТР: — Это здание построено еще до 17-го года, до революции. Потом здесь был завод сельхозмашин. Предприятие было большое, по-моему, самое крупное в Гуляйполе, производило сельхозинвентарь. Кроме того, завод выпускал много различных товаров народного потребления. А сейчас завода просто нет. Уничтожен.

 

Показали гуляйпольцы и здание бывшей обувной фабрики, и бездействующий цех пищевкусовой фабрики, где когда-то была мельница. И городской стадион, где проводятся культурно-спортивные мероприятия, и где явно прослеживается недостаток внимания со стороны городских властей к этому важному объекту. Побывали мы и в пгт. Зализнычный, где есть железнодорожная станция и большой элеватор, площади которого используются далеко не в полной мере.

Несколько лет тому назад произошел бурный взрыв интереса у людей к личности  Нестора Махно. Вполне логично, что следовало ожидать и активного притока туристов в Гуляйполе. Но не случилось. И дело тут не в Махно. Интерес к нему по-прежнему велик. А вот условия для туристов, сама малая его родина  не привлекают людей. В этом вся и соль. Об этом руководители района и области, к сожалению, не думают. Хотя многие из них поднялись, став миллионерами, на том, что было в районах. Не думают они и о людях, которые живут в Гуляйполе. Это тоже очевидно.

Николай Буханистый, Илья Сергиенко, Петр Мирошин (фото)

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий