ОГЛЯНИСЬ ВО ГНЕВЕ…

 Субботним вечером 14 сентября в Запорожском областном академическом музыкально-драматическом театре им. В.Г.Магара скорей всего будет аншлаг: все 750 мест, в т.ч. и на балконах, заполонят поклонники Мельпомены. И дело не только в том, что премьерой спектакля «Леди Гамильтон» «магаровцы открывают свой 85-й сезон. Дело ещё и в том, что ажиотажный спрос на билеты в главный театр Запорожья умело создан на самом высоком областном уровне.

 Сперва по директору ЗОАМДТ В.И.Слонову публично «прошёлся» председатель ЗОГА А.Н.Пеклушенко. Дескать, Валентин Иванович не так и не туда тратит деньги областного бюджета, выделяемые на содержание данного очага культуры. Причём своё недовольство Александр Николаевич озвучил аккурат после триумфальной премьеры ландшафтной постановки «Крещение Руси» (о.Хортица, 13 июля с.г.), которой аплодировали не только очарованные, потрясённые зрители, но и, казалось, сами небеса.

 Затем свою оценку заслуженному деятелю искусств Украины В.И.Слонову, который 22-й год подряд возглавляет МДТ им. Магара, дал В.И.Межейко, недавно избранный председателем областного Совета.

 Выступая 8 августа на брифинге по итогам 28-й сессии 6-го созыва, Виктор Иванович подчеркнул, что в настоящий момент «идут поиски достойной кандидатуры» на должность директора драмтеатра: «Возможно, это будет человек с именем. Мы обсуждали этот вопрос с Александром Николаевичем Пеклушенко, и он сказал, что это, возможно, будет руководитель из Киева. Главное, чтобы он дал толчок театру имени Магара, чтобы театр поднялся на более высокий уровень» (Газета «Запорізька правда», 10.08.2013).

 Как правило, дискутировать с власть предержащими себе дороже: ещё круче закусят удила и из принципа будут стоять на своём до конца, даже если в глубине души понимают, что их оппонент в чём-то прав. Но, к счастью, все мы знаем глубокоуважаемых Александра Николаевича и Виктора Ивановича как людей абсолютно адекватных и, в хорошем смысле слова, демократичных. Посему рискнём изложить точку зрения, идущую вразрез с их позицией в отношении В.И.Слонова.

 Начать с того, что, на наш взгляд, непосредственному руководителю коммунального учреждения, подчинённого облсовету, каковым является МДТ, всё-таки, наверное, виднее, на что именно и в каких размерах в первую очередь потратить финансовый ресурс.

Разве Слонов прикарманил или разбазарил те несчастные (на общем фоне годовой сметы «магаровцев») несколько тысяч гривен, кои поставлены ему в вину? Нет, все до последней казённой копеечки он пустил в дело, о чём, вне всякого сомнения, ясно говорит отчётная документация. В противном случае сидеть бы теперь Валентину Ивановичу не в своём служебном кабинете, а в иных апартаментах.

 К тому же зарплата у него не 10 тысяч грн. в месяц, а 9100 (т.н. «грязными»). Много это или мало? Не знаю, но думаю, что примерно такая же, как у его коллег из других областных МДТ. При этом она не в 10 раз больше, чем в среднем по Запорожской области (если не ошибаюсь, у нас «на круг» выходит порядка 2800), а раза в три. Если бы в наших краях средняя зарплата была что-то около 1000 грн., то кое-кому из власть предержащих очень бы не поздоровилось от вышестоящих товарищей.

 

Теперь о бухгалтерах и ещё 26-ти «каких-то руководителях», якобы протирающих штаны в шикарном здании по проспекту Ленина, 41. Эти 26 специалистов осуществляют административно-техническую часть театрального процесса, без которой его творческая часть совершенна немыслима. Именно столько спецов – ни одним больше, ни одним меньше – предусмотрено стандартным штатным расписанием областных МДТ. Да, «в Магара» и впрямь аж 8 бухгалтеров, и со стороны это может показаться темой для едкого фельетона. Но здесь — минуточку! — нет планово-экономического отдела. Его работу выполняют эти самые 8 человек.

 Это раз. Во-вторых, утверждения о том, что-де г-н Слонов – «недостойный человек без имени», не только не корректны в чисто этическом плане, но и глубоко ошибочны de fakto. Мало того, что звание заслуженного деятеля искусств кому попало не дают (вся стена его кабинета увешана дипломами и почётными грамотами – как в личном первенстве, так и в командном зачёте).

Валентин Иванович, не побоюсь этого слова, подлинный новатор театрального искусства. Будучи не просто администратором (по-моему, весьма неплохим), но и художником с очень тонким вкусом и чутьём, он регулярно выступает в амплуа постановщика ряда вообще небывалых дотоле ландшафтных спектаклей под открытым небом — героической саги «Тарас Бульба» (май 2007 г.), героической легенды «Мамай» (апрель 2008 г.), театрализованного действа «Все мы, братья, казацкого рода!» (октябрь 2012 г.) и действа на воде(!) «Чары Купальской ночи» (июнь 2013 г.). Что, согласитесь, само по себе тянет на представление к очередному званию.

 Последняя постановка из этого ряда – упоминавшееся выше «Крещение Руси», посвящённое 1025-летию судьбоносного для нашей Родины события. Мне однажды уже приходилось отмечать шедевральное ноу-хау, применённое в этом феерическом спектакле.

 фото автора

Прошу прощения за длинную цитату из собственной публикации, но без неё сейчас никак: «Поскольку же вождь «мирян» воздевал руки ввысь, с мольбой взирая на восток, все ждали, что апостол Андрей появится откуда-то из кромешных хортицких кущей. Не тут-то было: первый из учеников Иоанна Предтечи, признавший в Иисусе из Назарета Мессию-Спасителя рода людского, показался в совершенно противоположной стороне – на северной оконечности острова Байды. По прямой от зрителей это метров триста, если не больше, так что фигура Первозванного (Евгений Козьмик), несущего в руках довольно внушительных размеров крест, и фигуры его провожатых казались весьма небольшими…

И пока ведущие читали соответственный фрагмент из «Повести временных лет», адаптированный к современной русской речи, («Видите ли горы сии? На сих горах воссияет благодать Божия…» и т.д.), апостол водрузил Крест Христов вертикально – читай, на одной из гор будущего Киева.

Вне всякого сомнения, перед нами – превосходная режиссёрская находка, и адекватно воплотить её можно только в одном-единственном уникальном природном ландшафте. Седую даль времён (без малого два тысячелетия!) прямо здесь и теперь ненавязчиво символизирует чисто визуальная даль, разделяющая через гладь реки берег о.Хортицы с верхней точкой о.Байды.

Лично я с удовольствием аплодирую за эту мощнейшую эстетику заслуженному деятелю искусств Украины Евгению Головатюку (режиссёр-постановщик), Наталье Игнатьевой (автор сценария) и заслуженному деятелю искусств Украины Валентину Слонову (художник-постановщик и директор театра)» («Лики древности, воскресшие для нас». Еженедельник «Искра», 18.07.2013).

 

 фото автора

А вот мнение об этом спектакле правящего архиерея Запорожской епархии УПЦ: «Возлюбленный о Господе Валентин Иванович с соработниками! От всей души благодарю Вас и вверенный Вам творческий коллектив за истинно прекрасное, восхитительное театрализованное представление «Крещение Руси»… Трудно описать словами тот восторг, те эмоции, которые я, в числе сотен запорожцев, присутствовавших на представлении, испытал, взирая на художественно-историческую реконструкцию событий, память о которых священная для каждого православного христианина… Желаю Вам, досточтимый Валентин Иванович, и Вашему замечательному коллективу, чтобы Всемилостивый Господь по молитвам святого равноапостольного князя Владимира и святых новомучеников Запорожских всегда озарял благодатным Своим светом все Ваши труды и начинания! Пусть Божия искра всегда мерцает в ваших душах, воспламеняя сердца к творческому подвигу в служении искусству во славу Святой Церкви и родного Отечества. С любовью о Господе Лука, архиепископ Запорожский и Мелитопольский, 22.07.13».

 Неужто мнение канонического архипастыря, у которого, по его же словам, «полная симфония» (т.е. согласие, лад) с гражданскими властями Запорожья и области, для этих самых властей ничего не значит? И когда, наконец, В.И.Межейко был искренним – когда горячо рукоплескал постановке на Хортице (на фото в центре) или же когда аттестовал Валентина Ивановича перед представителями СМИ?

 

Личная заслуга г-на Слонова как перед театральным искусством, так и перед городом Z. заключается ещё и в том, что именно ему принадлежит идея создания «с нуля» цикла произведений, тематически «завязанных» на Запорожский край. Кроме упоминавшихся выше «Тараса Бульбы», «Мамая» и «Крещения…», это трагигротеск «Нестор Махно» (март 2002 г.), музыкальный спектакль «Любовь на Заречной улице» (февраль 2006 г.), отчасти ретро-фантазия «Город Солнца» (июнь 2006 г.), «Чуден Днепр…» (по мотивам произведений Н.В.Гоголя к его 200-летию, апрель 2009 г.), «Апостол Андрей» (февраль 2010 г.) и «Мама Мария» (ноябрь 2012 г.). 

 В «Городе Солнца» Валентин Иванович (похоже, впервые в мировой практике) применил метод видеопроекции диалога двух персонажей пьесы, которых физически на затемнённой сцене нет, но их лица крупным планом выведены на огромный круглый экран, висящий под потолком. Эффект потрясающий!

Затем чисто театральные мини-постановки, воспроизводящие культовые фрагменты литературной и киноклассики «из раньшего времени» (романа «Как закалялась сталь», кинокомедии «Свадьба в Малиновке», повести «Собачье сердце», дилогии «Поднятая целина» и т.д.), перемежаются «нарезкой» из документальной кинохроники начала, середины и конца ХХ в. (Ленин, Сталин, Троцкий, Гитлер, Черчилль, Сахаров, Горбачёв, энтузиасты-пионеры, факельные шествия нацистов, строительство ДнепроГЭСа, коллективизация, культурная революция, испытания ядерной бомбы, Гагарин в космосе и т.п.), а также кинофильмов советской эпохи («Коммунист», «По ту сторону», «Бег», «Судьба человека», «В бой идут одни старики» и др.).

Время от времени на авансцене с микрофоном в руках материализуется режиссёр-постановщик Игорь Борис, декламирующий приличные случаю стихи. И что, разве такие вот спектакли – проявление «застойности»? Скорей наоборот. Говоря спортивным языком, перед нами – явный признак принадлежности к высшей лиге. Если бы, скажем, запорожский футбол блистал аналогичной профпригодностью, то фаны «Металлурга» с его топ-менеджмента пылинки бы сдували.

 Кроме того, в минувшем 84-м сезоне МДТ им. В.Г.Магара выдал на гора 12(!) премьер – на основной и на малой сценах, на площадках под открытым небом, для взрослых и для детей. Насколько мне известно, столь высокого КПД (в среднем по премьере в месяц!) не демонстрирует ни один другой областной драмтеатр во всём СНГ. Это к вопросу о творческой состоятельности его руководящих кадров.

 фото ИЗ. Слева направо: В. Слонов и В. Межейко

Между тем В.И.Межейко выражает надежду на то, что-де некий новый «руководитель из Киева» поднимет театр «на более высокий уровень». Более высокий – это уровень Национального театра. Например, русской драмы имени Леси Украинки. Но вряд ли его худрук (с 24 августа с.г. – Герой Украины) Михаил Резникович согласится разменять стольный град на один из 25 областных центров.

 При этом я вовсе не утверждаю, будто деятельность того же В.И.Слонова начисто лишена недостатков. В частности, лично мне представляется, что здесь маловато внимания уделяют работе с начинающими запорожскими драматургами, хотя среди них, на мой взгляд, есть очень интересные, перспективные, но, увы, недооцененные авторы.

 Не так давно в ходе коллегии ОГА А.Н.Пеклушенко заявил, что на содержание и развитие театра им. В.Г.Магара «мы готовы выделять и 40 миллионов гривен в год» (сейчас 20 – С.Г.). Надо ли говорить, что слова Александра Николаевича артисты встретили с огромным воодушевлением. Ещё бы! Глядишь, для них хоть теперь начнёт понемногу решаться жилищный вопрос.

Ведь молодые актёры – те сплошь и рядом живут на съёмных квартирах, отдавая за аренду чуть ли не половину своей зарплаты (у актёра второй категории – 4991 грн брутто). Да что там молодёжь – главный режиссёр годами скитается с семьёй по чужим углам. Перспектив обзавестись собственной крышей над головой ровно ноль. А ведь нужно ещё прилично одеваться, хорошо питаться и т.д. Расход калорий у лицедея как в большом спорте. А то и поболее.

 Разумеется, после 27 декабря г-ну Слонову могут и не продлить контракт, игнорируя мнение тех, кто считает такое отношение к нему несправедливым. Сам Валентин Иванович, хочешь не хочешь, такой поворот событий как-нибудь переживёт. Ему всего 67 лет, он полон энергии, здоровья и замыслов. Без любимого дела всё равно не останется – друзья-коллеги не дадут. Другой вопрос, что потом будет с актёрским коллективом, в котором, вместе с техническим персоналом, почти 250 душ? Инерция прежних наработок, увы, не вечна.

 И последнее. Те, кто поддерживал нынешнюю власть на президентских, парламентских и местных выборах, обычно очень легко и спокойно прощают ей отсутствие заметного «покращення» в сфере экономики (слава Богу, что хоть явного падения нет!), зато крайне болезненно и остро реагируют на её «проколы» в гуманитарной сфере.

К сожалению, с февраля 2010 г. таких «проколов» накопилось предостаточно. Нужен ещё один на ровном месте? Или в нашей области мало настоящих проблем, в т.ч. и кадровых?

 P.S.

В 85-м сезоне театр им. В.Г.Магара порадует ценителей прекрасного целым рядом новинок. И одна из них – юбилейный вечер заслуженного деятеля искусств Украины Евгения Головатюка, который состоится в декабре. Но и старое доброе действо под открытым небом «Тарас Бульба», которое покажут в рамках IV Всеукраинского казацкого фестиваля «Покрова на Хортице», тоже стоит того, чтобы отложить в сторону даже самые «горящие» дела и на пару-тройку часов погрузить себя в чарующую атмосферу театральной классики по-запорожски.

Сергей ГРИГОРЬЕВ, фото автора

НА СНИМКАХ: фрагменты постановки «Крещение Руси», о.Хортица, 13.07.2013.

***

«Там, где я вырос, привыкли к скандалам

и шуму. Может, мне даже приятно

находиться в этой заварухе. Я очень

люблю этих людей. И мне жаль всех нас».

Джон Осборн. «Оглянись во гневе».

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий