ФОТО ИЗ СОЦИАЛИЗМА. Воспоминания, рожденные старыми снимками

Просматривая недавно свои архивные фотографии, я натолкнулся на одну: по Воложке мчится пассажирская «Ракета». Да, подумал я, а ведь совсем недавно к Марксу причаливали пассажирские суда, подходили самоходные баржи, груженные щебнем, песчано-гравийной смесью (ПГС) и другими строительными материалами. К эстакаде хлебоприемного пункта причаливали баржи под погрузку зерна.

В то время с городом и районом, кроме автотранспортного сообщения, был еще и водный. Да, чуть не забыл; с районами области ещё было авиасообщение: пассажиры за каких то два-три часа могли попасть в любой районный центр области.

Почти ежегодно земснарядом углублялось русло Воложки, подход к эстакаде хлебоприемного пункта.

Летом, во время уборки, на улицах Кирова и Десятая линия, от перекрестка с улицей Куйбышева, в ожидании разгрузки стояли вереницы машин с зерном. Как это было давно, а в то же время и совсем недавно – чуть более тридцати лет назад.

В начале семидесятых, в связи с решениями майского Пленума ЦК КПСС, в районе началось строительство мелиоративных систем и совхозов, работающих на орошении. Для этих целей был создан трест «Марксводстрой», которым поручено было руководить Домнину Н.И.  Ранее он руководил аналогичным трестом в Ершове.

Наряду со стройкой мелиоративных объектов в Марксовском районе — Приволжской оросительной системы, Волковской (так вначале называлась Комсомольская оросительная система) —  строились новые совхозы, обновлялся и сам город Маркс. Благодаря мелиорации в городе было построено много жилья, в короткое время улицы города были заасфальтированы.

Шагающий экскаватор на выемке грунта из русла канала Приволжской О. С.

    На прокладке русла канала работала современная землеройная техника: МОАЗы, БЕЛАЗы, стосильные бульдозеры, многотонные катки и другая техника. Выемка грунта из русла канала производилась даже шагающим экскаватором.

   В то время я работал в ПМК- 55, начальником которой был Ю.В. Рощин. Во время одной из поездок на канал я сделал рисунок этого экскаватора. Его размер можно было сопоставить с размером небольшого домика. Объём только его ковша составлял десять кубометров; в него свободно можно было загнать автомобиль  «Москвич».

И этой махиной управляли два человека. Бессменным начальником экипажа экскаватора был В.С. Поздяйкин. В течение нескольких лет он подготовил себе смену молодых экскаваторщиков. Кстати, этот экипаж копал русло канала, практически «под ноль». Доработка откосов и дна требовалась минимальная.

 Управляющий трестом  «Марксводстрой»Герой соцтруда Н.И. Домнин

 Во второй половине семидесятых в мелиоративных совхозах стали практиковать выращивание сахарной свёклы. В основном её выращивали в совхозах «им. Майского Пленума» и «Мелиоратор». Урожай вывозили на железнодорожные станции «Наливная»  и «Безымянная». На это требовалось много автомобилей и времени. Обслуживалась мелиорация созданным для этих целей автотранспортным предприятием №3. Его бессменным директором был Муругов К.М. Автомобили этого предприятия, кроме обслуживания стройки, приходилось отрывать и для перевозки зерна, и для перевозки свеклы, да, в общем-то, на АТП-3 ложилась самая большая нагрузка.

Патриот района, бывший первый секретарь Марксовского райкома партии Н.И. Кузнецов, в то время возглавляющий главк «Главсредволговодстрой», задумал, используя средства на мелиорацию района, подтянуть к Марксу железную дорогу. Благо основания для этого были: большой объём грузоперевозок от железной дороги и на железную дорогу. Оттуда – строительные материалы, туда – продукция сельскохозяйственного производства, и все это ложилось на плечи автотранспорта.

И, самое главное, — объём перевозок сахарной свеклы. А ведь в дальнейшем мыслилось все орошаемые совхозы перевести на выращивание сахарной свеклы. В планах было даже строительство сахарного завода, примерно, как на станции Пинеровка Балашовского района. Руководство района полностью и безоговорочно также поддержало эту инициативу. Управляющий трестом «Марксводстрой» уже начал нацеливать руководителей ПМК на производство работ по подготовке насыпи под железную дорогу. Но по каким-то причинам этого не случилось.

   Вот такие воспоминания  родились, глядя на старое фото.

Александр  МАКСАКОВ,  город  Маркс  Саратовской  области.

(Специально  для  «Хроник  и  комментариев»)

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий