Батискаф “Титан” с экипажем был раздавлен буквально за доли секунды: что пошло не так

 Трагедии на воде и под водой случаются часто, но мало какие из них привлекают к себе так много внимания как крушение батискафа “Титан”. За поисками аппарата, затерявшегося на дне Атлантики рядом с обломками легендарного “Титаника”, следил весь мир. Все потому, что трагедия “Титана” вызывает слишком много вопросов.

И главный из них — как опытные исследователи и миллиардеры, заплатившие за этот спуск по $250 тысяч, могли решиться на погружение на аппарате, о ненадежности которого эксперты говорили годами. 

Собрали хронологию событий, основные версии случившегося и что известно о “Титане”. 

Как развивались события

  • Утром 18 июня команда из пяти человек отправилась в экспедицию из Сент-Джонса (Ньюфаундленд). Обломки “Титаника” находятся примерно в 700 км от города. 
  • Вспомогательное судно компании-оператора OceanGate добралось до места погружения батискафа без происшествий. “Титану” предстояло погрузиться под воду на 3800 метров — примерно на такой глубине лежат обломки “Титаника”. 
  • На погружение и возвращение на поверхность по плану отводилось около восьми часов. Но уже через 1 час 45 минут после начала погружения, в 21:13 по местному времени (2:43 мск 19 июня) батискаф перестал выходить на связь. 
  • Масштабная поисково-спасательная операция с привлечением береговой охраны США и Канады, а также авиации началась немедленно. Несмотря на то, что спасатели точно знали, где погрузился аппарат, поиски велись на большой территории. “Титан” — “самоспасательное судно” с семью системами разгрузки. В случае аварии он мог самостоятельно всплыть на поверхность, но течениями его могло отбросить на значительное расстояние от места погружения. 
  • Была еще одна версия: за 1 час 45 минут аппарат уже приблизился к “Титанику”. Предполагалось, что он мог застрять в обломках затонувшего корабля и не может всплыть. По другой версии — “Титан” мог столкнуться с рифом. 
  • Длина “Титана” составляла 6,4 метра, максимальная глубина погружения аппарата — 4 км, вес лодки — 10,5 т. У нее был один иллюминатор, через который пассажиры наблюдали обломки “Титаника”. Запас воздуха для пяти пассажиров составлял 96 часов. По подсчетам специалистов, он должен был закончиться днем по Москве 22 июня. 
  • Вечером 22 июня, когда шансов найти участников экспедиции живыми и так уже не было, береговая охрана США сообщила об обнаружении обломков “Титана”. Их нашли на дне в 488 метрах от носа “Титаника”. 
  • Пять участников экспедиции были признаны погибшими, ведется поиск их тел. Но шансов на то, что их найдут и поднимут на поверхность, практически нет. 

Что пошло не так

Обнаружившая обломки береговая охрана США сразу же заявила, что аппарат был уничтожен в результате “катастрофической имплозии” корпуса под воздействием толщи воды. По неясной пока причине корпус “Титана” был раздавлен буквально за доли секунды — люди на борту не успели понять, что происходит, пояснял профильный эксперт Дэвид Мернс, потерявший в этой трагедии двоих друзей.

Это означает, что батискаф буквально расплющило из-за давления под водой. Вероятно, это произошло еще 18 июня, когда аппарат перестал выходить на связь, говорят эксперты. По данным WSJ, ВМС США с помощью “сверхсекретной акустической системы” даже смогла зафиксировать сам момент имплозии во время, когда была потеряна связь с аппаратом. Как выглядит имплозия, можно посмотреть на этом видео (в данном случае показана имплозия железнодорожной цистерны).

Ключевой вопрос — что стало причиной имплозии, почему аппарат не выдержал давления воды. Пока на этот счет есть только мнения экспертов.

“Титан” был построен без соблюдения необходимых норм, сказал “Ведомостям” океанолог и один из создателей глубоководных обитаемых аппаратов “Мир” Анатолий Сагалевич. По его мнению, трагедия могла произойти из-за неправильной конструкции аппарата: средняя цилиндрическая часть “Титана” была сделана из углепластика, который недопустим при циклических нагрузках. “Углепластик прочный, но хрупкий. Он, как стекло, разлетается в порошок. Видимо, усталость материала сказалась, он разлетелся. Аппарат схлопнулся, а тела членов экипажа упали на дно”, — предположил океанолог.

Не исключен и вариант, что в корпусе “Титана” мог быть дефект, предполагают некоторые специалисты. Или, например, мог выйти из строя люк, используемый для герметизации экипажа. В любом случае, все эксперты сходятся, что при создании и эксплуатации “Титана” были нарушены все мыслимые и немыслимые правила, а риск был чрезмерным.

Люди, согласившиеся на эту авантюру, знали, на что они идут, отмечает телеканал ABC: специалисты еще несколько лет назад заявляли, что материал, из которого сделан “Титан”, сильно изнашивается под давлением воды с каждым погружением.

Разрушение произошло за долю секунды, пассажиры “Титана”, скорее всего, даже не поняли, что происходит, говорят эксперты. Вероятность обнаружения тел они считают маловероятным.

Кто был на борту

В экспедиции участвовали пять человек. Почти все они — опытные путешественники.

  • Хэмиш Хардинг — 58-летний британский бизнесмен и исследователь, глава Action Aviation, авиатор с действующей лицензией пилота, летал в космос на борту пилотируемого самолета Blue Origin в качестве туриста. На счету Хардинга три рекорда Гиннеса: самое быстрое кругосветное путешествие вокруг Земли через оба полюса, самая большая дистанция, пройденная в самой глубокой части океана и наибольшая продолжительность пребывания на такой глубине. Близкие называли его исследователем-авантюристом, бросавшимся в самые невероятные предприятия.
  • Гендиректор организовавшей погружение OceanGate Стоктон Раш — опытный инженер, большую часть жизни посвятивший работе над моделями подводных судов и аппаратов. OceanGate Раш основал в 2009 году. 
  • Шахзада Давуд — британский бизнесмен с пакистанскими корнями, происходил из одной из самых богатых семей Пакистана. Вице-председатель пакистанского конгломерата Engro Corporation.
  • 19-летний сын Давуда Сулеман, только что закончивший первый год обучения в бизнес-школе Университета Стратклайда в Глазго.
  • Исследователь Пол-Анри Наргеоле — 77-летний бывший командующий ВМС Франции, получил прозвище “мистер Титаник”, так как около 35 лет занимается изучением обломков лайнера и уже несколько раз погружался на дно океана. Первое погружение на место гибели легендарного судна Наргеоле совершил в 1987 году, через два года после того, как “Титаник” был найден.

Что известно о “Титане”

Конструкция этого глубоководного аппарата с самого начала вызывала вопросы у специалистов. Еще в 2018 году более 30 представителей индустрии подводных аппаратов написали письмо, где выразили обеспокоенность “экспериментальным” подходом OceanGate и предупредили о возможных “катастрофических” последствиях использования “Титана”. В том же году OceanGate даже судилась с бывшим сотрудником, который пытался доказать, что аппарат не может погружаться на глубину более 1300 метров. 

Да и сам глава OceanGate Раш, погибший при погружении, еще в 2020 году признавал, что аппарат “демонстрировал признаки циклической усталости”. В связи с этим была снижена глубина его максимального погружения. Все эксперты единогласно сходятся в том, что углеводородное волокно не может использоваться для аппаратов, которые погружаются так глубоко. 

OceanGate более десяти лет организует погружения на батискафах в воды Атлантического океана. Сначала ее клиентами были ученые и исследователи, но с 2021 года компания стала организовывать и туристические экспедиции к обломкам легендарного “Титаника”. Стоимость такого путешествия — $250 тысяч с человека. При этом ни о каком комфорте для пассажиров речи не шло: они сидели прямо на полу батискафа (WSJ публикует схему расположения пассажиров в аппарате), а туалет по мере необходимости отгораживался шторкой. “Титан” спускался к обломкам лайнера дважды — в 2021 и 2022 годах. Помимо “Титана” у компании есть еще два глубоководных аппарата. 

OceanGate не скрывала от туристов экспериментальный характер экспедиции: все, кто погружался, подписывали соглашение о том, что они осознают риски, вплоть до смертельных. Сценарист мультсериала “Симпсоны” Майк Рейсс, опускавшийся к обломкам “Титаника” на “Титане” в прошлом году, рассказал WSJ, что перед спуском тоже подписывал отказ от претензий к компании — и в документе смерть трижды упоминалась прямо на первой странице.

Но Раш, знавший о рисках, вероятно, придерживался точки зрения “волков бояться — в лес не ходить”. “Если ты хочешь быть в безопасности, так не вставай с постели. Не садись в свою машину. Ничего не делай”, — говорил он в интервью CBS. В другом интервью, в 2019 году, Раш и вовсе заявил, что коммерческие погружения сейчас чересчур безопасны. “В сфере коммерческих погружений ни у кого не было травм уже более 35 лет. Это просто до неприличия безопасно благодаря всем действующим в этой индустрии правилам. Но из-за этих же правил там нет ни инноваций, ни роста”, — говорил он тогда. 

Что дальше

Долгое время OceanGate не прислушивалась к мнению экспертного сообщества, которое предупреждало, что использовать “Титан” для погружения на такую глубину небезопасно. Эта трагедия показала, что необходимо ужесточить правила к техническим средствам, которые погружаются на большую глубину, говорят эксперты. Спасатели пока продолжают поиск тел, но шансов на их обнаружение практически нет. Bloomberg со ссылкой на юристов пишет, что, несмотря на отказ от претензий, родственники погибших имеют все права подать в суд на OceanGate и взыскать с компании компенсации.

thebell

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.